Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие преподобного Афанасия Высоцкого

Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) был одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Он родился в семье священника Авксентия из Ново­городской области (Обонежской пятины1)) и в миру носил имя Андрей.

Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благо­чес­тия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды во вре­мя литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского за­чала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой,
и по Мне грядет
(Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призыв
к ино­честву. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвиж­нике Радонежском прп. Сергии и об основанной им пустынной Троицкой оби­тели. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг ино­чест­ва; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упал
к ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп. Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испыта­ния наз­начил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испыта­ние, Анд­рей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником,
и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий.

Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным по­слу­шанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и бра­тии». В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг. Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием.

Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афана­сий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от ве­ликой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Сурпуховского.

Благочестивый князь серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, почитав­ший и любивший монашеский и священнический чин, задумал устроить в сво­ем городе монастырь. Он просил прп. Сергия прибыть к нему для благословения
и основания обители. Исполняя желание князя и видя его усердие к монасты­рям и храмам Божиим, преподобный Сергий с радостью и без замедления при­шел в Серпухов. Преподобный осмотрел и одобрил выбранное князем место для будущей обители, называвшееся Высоким (по своему положению на очень высоком берегу Нары), и своими руками заложил основание храма в честь За­ча­тия Пресвятой Богородицы богоматерью Анной. Это было в 1374 г. Князь Владимир просил у прп. Сергия любимого ученика его прп. Афанасия в игумены нового монастыря. Князь знал прп. Афанасия потому, что Радонежская обитель находилась в его княжестве и он часто посещал ее. Жалко было великому под­виж­нику отпускать от себя мужа, чудного в добродетелях и разумного в Божест­венном Писании. Но склоняясь на просьбу князя Владимира, он отпустил
в Серпухов прп. Афанасия. Благодаря щедротам усердного князя скоро воздвиг­нут был храм обители, устроены братские келлии. Строитель пожертвовал
в обитель все потребное в изобилии: святые иконы, книги, священные сосуды. На высокой горе прекрасно устроенный монастырь был очень красив. Быстро собирались в него братия, и прп. Афанасий, искусный и разумный в управлении монастырем, ввел в обители строгое общежитие. Поэтому монастырь процветал и нравами. В числе первых иноков Высоцкого монастыря был прп. Никон, впоследствии преемник самого прп. Сергия по игуменству в Троицком монас­тыре. Весьма знаменательно то, что когда юный Никон пришел в Троицкую обитель и просил пострижения, сам прп. Сергий направил его сперва в Высоцкий монастырь к прп. Афанасию, сказав, что он получит там наставление в иночес­кой жизни: так ценил великий подвижник духовное руководство прп. Афанасия. После же того, как прп. Никон прошел первоначальный монашеский искус и удостоился сана священства за свои подвиги, прп. Сергий взял его в свой мо­настырь и перед смертью назначил своим преемником по игуменству.

Прп. Афанасий поучал подчиненную братию как высоким личным примером своим, так и проповедническим словом; свои наставления преподобный брал из творений святых — Василия Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви. По-прежнему, как и в Троицком монастыре, он любил переписывать душепо­лезные книги: эти книги его письма и после него долго хранились в Высоцком монастыре. Заставлял трудиться над перепискою книг и братию монастыря.

Преподобный был в близких, дружеских отношениях с тогдашним Москов­ским митрополитом Киприаном (память 16/29 сентября), который и сам приез­жал в Высоцкий монастырь для освящения каменной церкви, заменившей первоначальную деревянную (эта каменная церковь построена была тем же серпуховским князем Владимиром Андреевичем). Высоцкий игумен и митрополит Московский вели между собою переписку. Когда в 1382 г. митрополит Киприан вследствие неудовольствия на него великого князя Димитрия Донского удалился из Москвы в Киев, вместе с ним на некоторое время уехал туда же и прп. Афа­насий. В 1387 г. митрополит Киприан по вызову Константинопольского патри­ар­ха должен был отправиться в Константинополь. Пользуясь этим невольным путе­шествием митрополита, преподобный решился сопутствовать ему и уже навсег­да оставил свой Высоцкий монастырь. Летопись объясняет нам причину этого решения в таких словах: «Бога ради остави игуменство». Это должно по­ни­мать так, что Афанасий, подобно прп. Никону, вскоре после смерти прп. Сергия оставившему игуменство, возжелал совершенного безмолвия и уединения.
Но оставляя игуменство в Высоцком монастыре, прп. Афанасий передал его
в добрые и верные руки: он вручил управление обителью соименнику своему, им же воспитанному в иноческих добродетелях, Афанасию Младшему, как назывался он в отличие от своего учителя1).

В Константинополе подвижник вместе с митрополитом Киприаном жил
в Предтечевом монастыре, носившем прозвание «Богом богатого», затем подвизался в обители Перивлепто. В одном из этих монастырей св. Афанасий купил себе келлию и право на содержание от монастыря и пребывал, как один из убогих, оставив попечение о настоящем и желая будущего воздаяния. Ког­да митрополит Киприан в 1390 г. приехал снова в Москву и утвердился на митро­поличьем престоле, он много упрашивал прп. Афанасия, чтобы тот возвратился в Россию и принял почетную должность. Но смиренный подвижник решительно отказался от этого и сказал: «Эта келлия моя дороже мне всяких почестей!»

Один из учеников Афанасия в Предтечевом монастыре, сообщивший известие об этом отказе, справедливо восклицал: «О, ум рассудительный! О, взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержному житию!»

Проживая в Константинополе, прп. Афанасий не покидал своего любимого занятия — переписывания церковных книг. В 1401 г. он списал своей рукой цер­ковный устав под названием «Око церковное», который много раз перепи­сывался и быстро распространился в России. Послав такой устав на родину, прп. Афанасий, по всей вероятности, следовал своему сердечному желанию со­об­щить в свое отечество такое руководство, которое помогло бы править службу церковную благообразно и по чину (из одного послания к нему митро­полита Киприана, написанного еще в Высоцком монастыре, мы видим, что
и тогда преподобного весьма интересовали многие вопросы, относящиеся
к уставному совершению богослужения). Имея любовь к переписыванию книг, преподобный воспитывал любовь к этому занятию и в других иноках. Так,
в 1392 г. один из учеников по его благословению и совету написал в Предтечевой царской обители Константинополя Сборник отеческих сочинений (400 глав прп. Марка Исповедника, главы прп. Марка, Слово Симеона Нового Богослова, несколько Слов Иоанна Златоуста и Исаака Сирина).

Живя в Константинополе, прп. Афанасий не забывал своего Серпухового монастыря; он прислал в него несколько икон византийского письма, которые и доныне стоят в главном монастырском храме Пресвятой Богородицы над цар­скими вратами.

Прп. Афанасий и в Константинополе пользовался, вероятно, большим по­четом и уважением за свою подвижническую жизнь; переписчик упомянутого выше святоотеческого Сборника именует его «священночестнейшим между иноками». «Прожив в молчании со святым старцем», преподобный «старости глубоце преставился ко Господу» в Константинополе, по всей вероятности,
в первых годах XV в.

Память прп. Афанасия празднуется местно.