Архив mp3
Архив mp3

меню

Анонс

7-я Московская международная биеннале современного искусства

среда / 20 сентября 19.45 - 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Программа "Время Культуры"




Житие святителя Антония Новгородского

Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято-Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости препо­добного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древ­ности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхожде­ние и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и лю­би­мейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенно­го ему стада, кротостью и любовью ко всем, незло­бием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к слу­жил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологод­ская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием.

С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епар­хией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор. 9, 22) и всех привлекал к себе любовью. Не долго, впрочем, привелось ему с высоты архипа­стырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. Только два года и две недели продол­жалось его управление Вологодской епархией. Но и в это непродолжительное время своими отеческими заботами о благе пасомых, тихостью нрава и кро­тостью обращения, нелицепри­ятным правосудием, радушием и милосердием к бедным он снискал у всех великую любовь и уважение. Как истинный преем­ник служения апостольского, всю жизнь свою заботившийся только о славе Божией и о пользе ближних, св. Антоний в последний год своей жизни обрадо­ван был чудесным явлением иконы Божией Матери в 14 верстах от Вологды, в За­оникиевской пустыни. Со слезами сердечной благодарности приемля явле­ние св. иконы как знак особенно­го благоволения и милости Божией к пастве и пастырю, он приказал на месте явления святой иконы воздвигнуть храм и устро­ить монастырь во славу и честь Богоматери.

Предвидя близость своей кончины, святитель поспешил устроить при новом каменном Софийском соборе придельный храм св. Иоанна Крестителя, который к своей радости и освятил 1 октября 1588 года. Еще при жизни своего учителя, прп. Герасима (+ 1554 г., 1 мая) св. Антоний был уже в летах совершенных и удостоен священного сана (что в тогдашнее время не могло быть ранее трид­ца­тилетнего возраста), — следовательно в год освящения храма св. Иоан­на Крестите­ля ему было уже более 60 лет от роду. Но в заботах о скорейшем устроении храма Господня он не обращал внимания на свое телесное здоровье, забывал свою старость и неразлучные с ней немощи, казался бодрым и дея­тельным, подавая собой пример другим. Вскоре после освящения храма святитель почувствовал в себе упадок сил, с каждым днем становился слабее и слабее и начал готовиться к смерти. Каждодневно он ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам и дома большую часть дня и ночи проводил в мо­литвах. По прошествии недели, когда здоровье его еще более расстроилось и он сильно изнемог, «в субботу на Божественной литургии во свою подобную одежду оболкся, — говорит современный списатель его жизни, — и всему священному собору мир и благословение подав и сам взя у них прощение, целовав святыя иконы и пред престолом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме св. Иоанна Предтечи своима рукама причастися Святых Таин Божественных Тела в Крови Господня и в последнюю печать и дар Святаго Духа приим, ко исходу души своей». Святитель был уже настолько слаб, что по окончании службы едва мог дойти до своей келлии; но и в это время и даже до последних минут своей жизни, перемогая себя, по-прежнему с радушием и любовью принимал всех приходивших к нему, со всеми прощался и благословлял всех, так что и по преставлении его охладевшая рука осталась благословляющей. Тихая, мирная, истинно блаженная кончина его последовала в 26-й день октября, со среды на четверток в пятом часу ночи, по тогдашнему счислению времени.

Более трех недель тело святителя не было предано земле, пока для погребения его, по распоряжению Московского митрополита Иова, не прибыл из Ростова архиепископ Варлаам; но и в столь продолжительное время нисколько не изменилось и не предалось тлению, а было как бы у спящего. Архиепископ Ростовский и Ярославский Варлаам с настоятелями ближайших к Вологде мо­настырей и со всем городским духовенством, при бесчисленном множестве плачу­щего народа, с величайшей честью предал земле тело святителя в Софий­ском соборе, возле северной стены его, на втором месте от дверей, 18 ноября. По преставлении его от честного гроба его «вернии исцеление приемлют и до­ны­не, всякими недуги и болезнми одержимыя, молитвами его».



Тропарь, глас 4

Иже от юности, богомудре, возследуя Христу, во бдениих и в по­щениих пребывая, и паству, от Бога дарованную ти, добре пасый, и учения Божественные исполняя, и в жизненный путь наставляя: отнуду же и архиерейства саном печтеся, Церковь и люди возве­селил еси; и по преставлении своем чудес лучи испущаеши, недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая, и слепу младенцу свет дарова, угодниче Христов, святителю Антоние, предстоя Прес­толу Христову с лики ангельскими, с ними же моли Его о нас, прите­кающих к тебе, получити от Него оставление грехов и велию милость.

Кондак, глас 8

Возвеселися Христова честная Церковь, приимши тя в недра своя пастыря и учителя; мы же, вернии людие, прославляем Подавшаго ти благость неоскудну, яже твориши преславная чудеса. Тем, святи­телю, не престай моля Христа, Емуже угодил еси, о нас, хвалящих и чтущих тя, к тебе притекающих, подати милость зде и в день Судный, да зовем ти: радуйся, святителю Антоние, граду нашему похвала и утверждение.