Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Аврамия Ростовского

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвиж­ни­чества. Приняв иночество на Валааме, или в другом месте (в точности неиз­вестно), по особому Божию откровению поселился Аврамий в Ростове на берегу озере Неро.

В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники покло­нялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. Это исполняло глубокой скорбью боголюбивую душу Аврамия: он скорбел о слепоте людей. Скорбь побуждала усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы. Он глубоко чувствовал немощь свою и просил помощи свыше.

Однажды преподобный Авраамий в скорби и недоумении сидел вблизи идола. И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Аврамий встает и спешит к нему навстречу. После взаимного приветствия и благословения пре­по­добный спросил, откуда он и из какой страны. «Я из Царьграда, отче, родом; в земле вашей странник. Скажи мне, отче, почему ты сидишь в печали?» «Я молю Господа Бога о том, чтобы мне дана была сила сокрушить идола, — отвечал Аврамий, — но молитва моя не выполняется». «Если хочешь, — сказал старец, — чтобы выполнилось твое желание, иди на Восток, отыщи дом Иоанна Богослова и помолись иконе его». Аврамий опечалился тем, что так далеко надобно идти, но старец ободрил: «Господь сократит путь твой». Блаженный Аврамий, исполнившись Святого Духа, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о его дальности.

Лишь только перешел он речку Ишну, что в четырех верстах от Ростова, как ему встретился старец, вид которого невольно заставлял благоговеть пред ним. Лицо его было величественно и ясно, седой, он был с большой круглой бородой, почти совсем без волос на голове — он был прекрасен. В руке у него была трость, увенчанная крестом. Блаженный Аврамий поклонился ему. Неизвестный спро­сил: «Куда идешь, старец?» «Иду отыскивать дом Иоанна Богослова», — отвечал Аврамий. «Возьми эту трость мою, — сказал старец, — иди к Велесу и ударь ею идола со словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться». И стал невидим.

Блаженный Аврамий понял, что это был Иоанн Богослов. Объятый страхом и радостью, Аврамий воротился назад, беспрепятственно подошел к идолу, ударил его тростью во имя Иоанна Богослова, и идол тотчас превратился в прах.

На том месте, где встретил Аврамий самого старца, он поставил церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова, а там, где стоял идол Велеса, преподоб­ный, с благословения епископа, соорудил небольшую церковь во имя Богоявле­ния Господня, поставил при ней келлии, собрал иноков и учредил общежитие.

Преподобный Аврамий был ревностным проповедником христианской веры в Ростове и его окрестностях. Много зла потерпел преподобный Аврамий от неверовавших во Христа язычников.

Однажды они хотели даже разорить и сжечь построенную им святыню, но Бог не попустил этого ради молитв и терпения преподобного. Однако своим учением и убеждением преподоб­ный Аврамий в непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все от мала до велика и начали хо­дить на славословие Божие и на всенощное бдение, даже женщины и дети. Преподобный Аврамий укреплял сердца их в вере чтением книжным и поучением духовным. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Так умножалась братия, которую пре­подобный поучал слову Божию. Тогда преподобный Аврамий построил большую церковь, украсил ее, как невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами и завел благолепное пение.

Князья ростовские, относясь с уважением к отцу Аврамию, предоставили особые преимущества основанному монастырю: давали много имения на монас­тырское стро­ение и деревни на содержание иноков. Видя возрастание и про­цветание мона­стыря, Ростовский епископ, посове­товавшись с князьями, возвел Аврамиев мона­стырь на степень архимандритии, а преподобного Аврамия поставил в архимандриты.

С того времени преподобный Аврамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал труды к трудам. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии. Он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни — везде был первым и всех поучал терпению и смиренно­муд­рию своим благим примером. Он служил для братии живым образцом сми­рения и послуша­ния, произвольной нищеты и целомудрия, мудрости духовной и люб­ви ко всем ближним.

Благодать Божия, ясно почившая на преподобном, его твердая вера и непрес­­танная молитва постоянно ограждали его от наветов диавола, кото­рый, не тер­пя благочестивой жизни его и помня свое прежнее поражение при сокру­ше­нии идола, с яростью восставал на него и строил ему разные козни.

Почил преподобный в глубокой старости и погребен был учениками в со­здан­ной им обители в храме Богоявления. При внуке Мономаха, вели­ком князе Всеволоде Георгиевиче (1176—1212), обретены нетленными мощи пре­подобного Аврамия. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском Аврамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.

Преподобный Аврамий канонизирован до Собора 1547 г. В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (октябрь 1634 г.), говорится: «Октября в 29 день, Аврамию, Ростовскому чудотворцу; трезвон средний, а поют по уставу с полиелеосом».



Тропарь, глас 1

Просветився Божественною благодатию, неверных люди наста­вил еси к свету Богоразумия, и по смерти сияя светлостию жи­тия твоего, источаеши исцеления притекающим с верою к тебе, Аврамие отче наш, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Иго Христово прием, Аврамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни и процвел еси, яко финикс и яко кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богосло­ва благодать восприим, жезлом сокрушил еси идола и рас­сыпал еси его, яко прах, и чудотворец убо велий явился еси, препо­добне. Темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

29 октября/11 ноября совершается память преподобного Аврамия, за­твор­ника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII—XIII вв.).

Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, в пещернем затворе, яко на воде упокоения, преподобне отче Аврамие, радовался еси, огнем бо любве Божественным распаляем, бдением и молитвою бесстрастия достигл еси и явился еси равноангельный на земли, того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3

Во плоти яко Ангел на земли явился еси, и пощением, яко древо насажденное при водах воздержания возрос еси, теченьми же твоих слез скверну омыв, Аврамие, явился еси селение Божественное Святаго Духа.

29 октября/11 ноября совершается память преподобногоСерапиона Зарзмели, Грузинского (+ 900).

30 октября/12 ноября совершается память святого ИоатамаГру­зин­ского (+ 1465).