Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие преподобного отрока-схимника Боголепа Черноярского, Астраханского

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТРОКА­-СХИМНИКА БОГОЛЕПА ЧЕРНОЯРСКОГО, АСТРАХАНСКОГО

(память 24 июля/6 августа)

Преподобный отрок-схимонах Боголеп был сыном московского дворянина Якова Лукича Умакова, отличавшегося своей справедливостью, и его супруги Екатерины. Родился он в 1660 году в Москве. При крещении новорожденному дали имя Борис, в честь святого благоверного князя страстотерпца Бориса (память 24 июля/6 августа). Вскоре Умаков был определен воеводой в город Черный Яр, находившийся в 250-ти верстах от Астрахани.

Борис с самого младенчества проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам он не вкушал от груди матери молока; когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивал­ся, когда его относили в храм. Когда мла­денца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел.

В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик заболел — язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в цер­ковь. Родители молились о здравии сына и прилагали все силы, чтобы исцелить его. Но едва прошла одна болезнь, как на лице появилась другая, под названием чечуй.

Однажды во время болезни мальчик увидел странствовавшего инока, ко­торый посетил их дом. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такую же одежду и разрешить принять постриг. При этом святой отрок говорил: «Вот увидите сами, когда пострижете и сподобите меня ангельского образа, я буду здоров». Родители согласились. Мальчик был облечен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). На другой день святой схимонах Боголеп был совершенно здоров, лицо его стало чисто и не осталось даже следов болезни. Но на третий день новая болезнь — огневица — смертельно поразила отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен у левой стороны деревянной черноярской церкви в честь Воскресения Христова (эта церковь была воздвигнута после большого пожара в Черном Яре, бывшего в 1652 году), по другим источникам, в 1632 году (24 июля, в день памяти святого Бориса). Над могилой святого отрока была устроена часовня.

Многочисленные чудеса и исцеления по молитвам святого схимонаха Бого­лепа явились основанием для установления ему празднования в день тезоиме­нит­ства со святым благоверным князем Борисом — 24 июля/6 августа.

Житие святого схимонаха Боголепа было составлено по обету черноярским купцом Саввой Татариновым в 1731—1732 гг. В Астраханском крае были широко рас­п­ространены иконы святого, известны тропарь и кондак ему.

В 1750 году на месте деревянной была построена каменная церковь
с при­делом в честь святого мученика Иоанна Воина. Могила святого схимонаха была включена в этот придел. Берег реки, на котором находилась церковь Воскресения Христова, постоянно подмывался. В середине XIX века состояние храма стало угрожающим и из него унесли все святыни. Но черноярцы долго не решались сами взять главную святыню — гроб святого схимонаха. Наконец, когда в 1851 году вода подступила уже на два аршина, жители обратились к Святейшему Синоду с просьбой перенести святые останки схимонаха Боголепа и получили на это разрешение. Был обретен маленький детский гробик, но лишь только городской глава принял его на руки, как он тут же выскользнул из его рук и вместе с осыпавшейся землей скрылся в водах Волги.

Это исчезновение только что обретенного гроба было воспринято как дейст­вие Промысла Божия, так как святой отрок неоднократно являлся другим во сне и наяву ходящим по берегу и падающим под гору. Вместе с тем он утешал, что духом пребудет с верующими.

Простая и полная тайн Божиих жизнь преподобного схимонаха Боголепа являет силу слов Спасителя о детях: Пустите детей приходить ко Мне и
не пре­пятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не приимет Царст­вия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их
(Мк. 10, 14—16).



Тропарь, глас 4

От юности освящен бысть Господеви, преподобне отче Боголепе, мира сего красоту оставил еси, желая древнему отечеству наследовати, сохраняй град сей и люди, с верою притекающия ко гробу твоему целебному, просяще помощи и заступления, да вси воспоим ти: радуйся, отче Боголепе.

Кондак, глас 8

Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе, крест Христов на рамо взем, и понесе, молися Пресвятей Троице с верою просящих в скорбех исцелений и в напастех свобождений, всей Рос­сийстей земли похвало и утверждение.

В тот же день совершается память святого Илариона Твалэли, Грузинского (XI в.) и святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида.