Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Дионисия Суздальского

Дионисий, в мире Давид, родился на юге России, в Киевских пределах, в на­чале XIV столетия. Кто были его родители и где они жили — неизвестно. Обучившись грамоте, он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской лавре. Из любви к уединению он с благословения настоятеля обители удалялся с некоторыми из братии на север России, взявши с собой на память о Киево-Печерской лавре копию с чудотворной Киево-Пе­­чер­ской иконы Божией Матери. На берегу Волги, ниже верст на пять от Ниж­него Новгорода, на месте, напоминавшем Киево-Печерскую лавру, Дионисий выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшель­ником, а потом, когда собра­лись к нему искатели безмолвия (около 1335 года) основал монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью Дионисий приобрел себе все­общее уважение. Современ­ники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опыт­ным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: прп. Евфимий Суздальский (1/14 апреля) и прп. Макарий Желтоводский, Унженский (25 июля/7 августа) и учительные старцы, каков был Павел Высокий (1/14 января). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

С глубоким уважением к св. Дионисию относились нижегородские князья Кон­­стантин Васильевич, много заботившийся о построении церквей, сыновья его Борис, Димитрий и Андрей Константиновичи и дорожили мудрыми его со­ветами и наставлениями, почему, приезжая к своему отцу, они посещали Печерский монастырь и делали значительные пожертвования в пользу обители. Супруга Андрея Константиновича Анастасия Ивановна, по совету св. Дионисия, основала в Нижнем Новгороде женский монастырь в честь Зачатия Пресвятой Девы в 1355 г., а по смерти своего мужа она под именем Вассы (см. 16/29 ап­ре­ля) была пострижена в иночество св. Дионисием в 1371 году. По примеру ее при­няли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

Находясь в близких отношениях к великим князьям, Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам. Его знал митрополит Феогност (см. 14/27 мар­та); свт. Алексий, Московский митрополит, нередко, во время сво­их странствований в Орду, посещал Нижний Новгород и, бывая в Печер­ском монастыре, высоко оценил благочестивую жизнь преподобного Дионисия, которого сначала посвя­тил в игумена, затем в архимандрита, а в 1374 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и Нижегород­ского. По кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю Димитрию избрать Дионисия в митрополиты. Но великий князь Димитрий настоятельно хотел видеть митрополитом любимца своего Михаила (Митяя) и созвал епис­копов для его посвящения в Москве; только один из них, блаженный Дионисий, смело говорил князю: «Кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас!» Он убеждал князя, что по зависимости Русской Церкви от Цареградской поставление пер­восвятителя без воли вселен­ского патриарха будет незаконно. Великий князь должен был согласиться с мнением Дионисия, и Митяй отправился в Констан­тинополь, угрожая, что по возвращении лишит Дионисия сана и своими руками спорет скрижали с его мантии. Через несколько времени Дионисий отправился в Константинополь, но не по собственному произволу и не для того, чтобы испросить себе тем сан митрополита, а по вызову его вселенским патриархом Филофеем по церковным делам (по делу о стригольниках).

В Царьграде Дионисий пробыл более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом приобрел часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых. Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность, в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове и Новгороде. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архи­епископа, дел ему фелонь с крестами и стихарь с источ­никами. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему пат­риарха, он после несчастной смерти Митяя мог бы испросить себе сан мит­рополита. Но он не исках земной чести, а славы Божией желал. «Мы нашли его, — писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на пятом Соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами евангелистов». В пат­ри­ар­шей грамоте по поводу возведения Дионисия в архиепископа свидетель­ст­вуется, что он (Дионисий) не самовольно отправился в Царьград, как бы сму­щаемым честолюбивыми замыслами испросить себе митрополичий сан, а предпринял дальнее и трудное путешествие пото­му, что «прежде бывший патриарх видети восхоте его... и приити повеле ему». В той же грамоте между прочим сказано: «Должни суть вси благороднии велиции князи Русстии чтити его, яко святителя Божия, и души их пользовати могуща, из глубины грехов­ныя извлещи, от всемирския злобы и сует, и прелести и смущения истерзати и изводите своим разумом, и духовным наставлением, и состроением, и знатием, и деянием, и поучением и утешением».

Снабженный патриаршими грамотами, блаженный Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно по­трясти там тлетворную ересь стригольников. В это же время он установил общежитие в Псковском Снетогорском монастыре. К празднику Богоявления (1383 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учи­тельного.

В 1383 году великий князь Димитрий Иоаннович Донской, недовольный митрополитами Пименом и Киприаном, поставленными помимо его ведома, увидал те­перь достоинства блаженного Дионисия и вызвал его в Москву.

С грамотами и в сопровождении своего духовника, св. Феодора, Ростовского архиепископа, князь отправил св. Дионисия в Константинополь для постав­ления в сан митрополита. На пути из Константинополя Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердовнч, постоянный недруг великого князя Димитрия Иоанновича Донского, велел задержать и посадить под стражу святителя за то, что великий князь (Донской) изгнал из Москвы митрополита Киприана, долгое время проживавшего в Киеве. По отношению к Святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св. Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаженному Дионисию это значило, что Господь еще раз, и уже в последний, подвергает его очистительным скорбям. Господь кого любит, — учит Св. Писание, — того наказывает: биет всякаго сына, о котором благоволит (Ев. 12, 6). «Благо мне, что я страдаю, дабы научить­ся уставам Твоим» (Пс. 118, 71), — исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной келлии проводил время в молитве и сокрушении сер­дечном, «тако бысть в заточении и до смерти».

Св. Дионисий скончался 15 октября 1385 года и погребен в Аитониевой пе­ще­ре Киевской лавры. Впоследствии частые неприятельские нашествия на Киев с 1638 по 1686 года истребили мощи свт. Дионисия с мощами других угодников Божиих. По древним памятникам, Дионисий называется чудотворцем.

В Синодике Нижегородско-Печерского монастыря сказано: «Преосвященный митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суздальский, а прежде того был начальник Печерского монастыря, преставися 6893 (1385) года октября в 15-й день, а память его в 26-й день июня». В Нижегородском Печерском монастыре, в теплом Успенском соборе, на левой стороне в 1887 году устроен придел в честь свт. Дио­нисия. На храмовой иконе представлен вид древнего Ннжегородско-Печерского монастыря, который был разрушен обвалом горы в 1597 году. Святому Диони­сию есть служба в рукописи. В общей службе Киево-Печерским преподобным молятся и святителю Дионисию.



Тропарь, глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче, ищущим спа­сения добрый кормчий, монашествующих богодухновенное украшение, богоносного Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, не забуди нас, чтущих тя, но в мире управи живот наш.

Кондак, глас 8

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, чрез Нижний Новград в Суждаль достигшую и всю страну сию учением озарившую, ублажим богомудраго Дионисия, той бо молится Господу спастися душам нашим.