Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие преподобного Ефрема Новоторжского

Преподобный Ефрем, как передает житие его, был родом венгр и доводился родным братом прп. Моисею Угрину (+ ок. 1043; память 26 июля/8 августа), а так­же Георгию, любимому и преданному отроку святого князя Бориса (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа). Оставив свое отечество, преподобный вместе с братьями поступил на службу к святому Борису. Когда 24 июля 1015 года князь был умерщвлен подосланными Святополком Окаянным убийца­ми, а родной брат прп. Ефрема Георгий обезглав­лен ими ради золотой гривны, возложенной на него святым князем, прп. Ефрем, находившийся в то время в отсутствии, пришел на берег реки Альты и искал тело убитого брата. Но на­шел он лишь одну главу Георгия и взял ее с тем, чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу. Вскоре после того преподобный оставил мир и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, неда­леко от го­родка Торжка или от того места, где возник он. На свои средства преподобный Ефрем построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг стран­нолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей Древ­ней Руси. Когда открыты были мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба и установлено им общецерковное празднование, в 1038 году препо­добный постро­ил храм во имя мучеников Христо­вых и при нем основал монастырь, в котором под­визался до глубокой старости. Скончался преподобный 28 января 1053 года.

Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 г. Новго­род­ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши­вал, где поло­жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи­епископ при­казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен­ным и ощутили благоухание. После этого в 80-х годах XVI века было установлено местное празднование преподобному Ефрему. В настоящее вре­мя память угодника Божия чтится общецерковно.

Господь прославил преподобного Ефрема даром чудотворения. Из многих записан­ных чудес его передадим лишь два.

Бывший царь казанский Эдигер, принявший во святом крещении имя Си­меона, получил от царя Иоанна Грозного в удел Тверь и Торжок. Часто по­се­щая Борисо­глебскую обитель, он начал благоговейно почитать преподоб­ного Ефрема и решил устроить для его мощей кипарисовую раку. Но поручил он это дело небрежному мастеру, который уронил дерево в раку и сокрушил кость ноги преподобного. В это самое время чудотворец явился во сне настоятелю обители Мисаилу и сказал о небрежности мастера, показывая язву ноги сво­ей, и просил передать царю Симео­ну, чтобы он переменил мастера. Мисаил поспе­шил к Симеону, и благочестивый царь не только исполнил волю святого, но и украсил его храм святыми иконами и церковной утварью.

Во времена же Грозного посланы были в Новгород с царской казной Дементий Черемисин и Замятня-Завоплюцкий. Черемисин хотел везти казну водою против течения реки Тверцы; но сам он ехал сухим путем, поручив сопровождать казну Замятне. Царские слуги жестоко грабили по дороге народ и монастыри. Так они собрали много имения. Доплыв до Борисоглебской обители, Замятня потребовал у братии под царскую казну людей и много запасов. Братия вынуж­дены были занимать деньги, чтобы ими откупиться. Но когда Замятня плыл по Тверце, обре­мененный монастырским богатством, он уронил в воду деньги, а сам вдруг смер­тельно заболел. Дали знать Черемисину. Он ужаснулся, ве­лел нести больного товарища в обитель и сам сопровождал его. Здесь служили мо­лебны святым муче­никам; оба плакали о своих грехах и возвратили отнятое у обители серебро. Тогда явился больному старец; укорив его за расхищение обители, он смилостивился и даровал ему исцеление.



Тропарь, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, мно­гим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже исто­ча­еши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава Давшему ти кре­пость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.

Кондак, глас 8

Яко богоявленная Российская звезда, днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме. Тем не престай моляся о стаде своем, сохраняяй отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почита­ющих и к честным мощем твоим усердно притекающих, да веле­гласно тебе вопием: радуйся, богомудре Ефреме, отче наш.

Молитва

О преславный Господень угодниче и Богом собраннаго зде о тебе стада Христова предобрый пастырю и наставниче, преподобне и бого­носе отче наш Ефреме! Приими убогое сие наше и малое от любви душевныя приносимое тебе моление и не презри нас, грешных, требующих твоея помощи и заступления. Се бо мы, предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в хода­тайство призываем, ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и Пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех, со тщанием в Божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся, услыши ны, святче Божий, и призри милости­вым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо во­истину, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребываеши с нами, тем и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими по­да­ти можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче, и не престай молитися о стране нашей и о людях, на всяком месте благочестно тебе на помощь призываю­щих. Сохра­ни же вся грады и страны Российския от нашествия инопле­мен­ник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Всех нас избави от всяких бед и скорбей. Яко да тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне пре­плывше, достигнем в желаемое оное небесное приста­нище и просла­вим Всесвятую, Равночестную и Единосущную Трои­цу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.