Архив mp3
Архив mp3

меню

Анонс

воскресенье / 26 февраля 19.45 - Сегодня мы побываем с вами на творческом вечере певицы Яны Иваниловой, который проходил недавно в Коломне при содействии Музея Органической Культуры.




Житие священномученика Елисея (Штольдера)

Священномученик Елисей (Штольдер) ро­дил­ся 14 июня 1883 го­да в го­ро­де Смо­лен­ске в бла­го­че­сти­вой се­мье по­мощ­ни­ка ре­ви­зо­ра кон­троль­ной па­ла­ты Фе­до­ра Штоль­де­ра. В свя­зи со слу­жеб­ной де­я­тель­но­стью от­ца се­мья пе­ре­еха­ла из Смо­лен­ска в Таш­кент, а за­тем в Моск­ву. Ели­сей Фе­до­ро­вич в 1902 го­ду окон­чил Таш­кент­ское учи­ли­ще, а по пе­ре­ез­де в Моск­ву стал ра­бо­тать бух­гал­те­ром в от­де­ле сбо­ров в управ­ле­нии Алек­сан­дров­ской же­лез­ной до­ро­ги.
Во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь Ели­сей Фе­до­ро­вич ре­шил по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Церк­ви. 20 ок­тяб­ря 1920 го­да он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка, а через несколь­ко дней, 25 ок­тяб­ря, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий Ев­се­вий (Ни­коль­ский) ру­ко­по­ло­жил его во диа­ко­на к это­му хра­му.
Служ­бу в хра­ме он про­дол­жал сов­ме­щать со свет­ской ра­бо­той. Но в 1924 го­ду на­чаль­ство узна­ло, что он яв­ля­ет­ся свя­щен­но­слу­жи­те­лем, и уво­ли­ло его. В 1934 го­ду вла­сти за­кры­ли храм в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка, и на­сто­я­тель хра­ма Алек­сий Со­ко­лов вме­сте с диа­ко­ном Ели­се­ем Штоль­де­ром пе­ре­шли слу­жить в Ни­коль­ский храм в се­ле Ро­маш­ко­во. Здесь отец Ели­сей про­слу­жил до аре­ста в 1937 го­ду.
В это вре­мя вла­сти ста­ли со­би­рать све­де­ния обо всех свя­щен­но­цер­ков­но­слу­жи­те­лях для их по­сле­ду­ю­ще­го аре­ста. Осве­до­ми­те­ли по тре­бо­ва­нию НКВД до­нес­ли, что Ели­сей Штоль­дер слу­жит диа­ко­ном в ро­маш­ков­ской церк­ви, за­ни­ма­ет­ся про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью и ве­дет сре­ди ве­ру­ю­щих ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Ве­ру­ю­щих он вер­бу­ет сре­ди на­се­ле­ния окру­жа­ю­щих сел.
В июле 1937 го­да бы­ли вы­зва­ны на до­прос лже­сви­де­те­ли. Один из них по­ка­зал, что, ко­гда в 1933 го­ду бы­ло ре­ше­но за­крыть цер­ковь в Нем­чи­нов­ке, Штоль­дер вел аги­та­цию сре­ди жи­те­лей, чтобы они вос­пре­пят­ство­ва­ли за­кры­тию церк­ви; что диа­кон Ели­сей не про­стым был слу­жи­те­лем, а убеж­ден­ным цер­ков­ни­ком. Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал, что диа­кон Ели­сей пе­ред празд­ни­ком 1 мая в 1936 го­ду по­со­ве­то­вал им этот празд­ник не от­ме­чать, а луч­ше схо­дить в цер­ковь.
8 ав­гу­ста 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Ели­сея, и он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
– Что вас за­ста­ви­ло стать цер­ков­но­слу­жи­те­лем? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Пер­вая при­чи­на – это мое соб­ствен­ное же­ла­ние, а во-вто­рых, я еще с дет­ства ощу­щал в се­бе при­зва­ние быть цер­ков­но­слу­жи­те­лем и лю­бил бо­го­слу­же­ние.
– Ка­кие по­ли­ти­че­ские со­об­ра­же­ния у вас име­лись при пе­ре­мене ва­ми об­ра­за и ро­да служ­бы?
– При от­кры­тии церк­ви в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка я по прось­бе при­хо­жан стал цер­ков­но­слу­жи­те­лем, так как я и рань­ше был ре­ли­ги­о­зен, и хо­тя и был в то вре­мя на со­вет­ской ра­бо­те, а дал свое со­гла­сие слу­жить в церк­ви, так как это со­от­вет­ство­ва­ло мо­е­му же­ла­нию.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы за­ни­ма­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей, дай­те по это­му по­во­ду по­ка­за­ния.
– Хо­тя я че­ло­век не вполне ло­яль­ный к со­вет­ской вла­сти, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в 1933 го­ду при за­кры­тии церк­ви в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка ока­зы­ва­ли ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние. Дай­те по это­му по­во­ду свои по­ка­за­ния.
– В пе­ри­од за­кры­тия церк­ви я ни­ка­кой аги­та­ции не вел, а дей­ство­ва­ли мы вполне ор­га­ни­зо­ван­но, про­во­дя со­бра­ния ве­ру­ю­щих, на ко­то­рых об­суж­дал­ся во­прос со­хра­не­ния церк­ви; хо­да­тай­ствуя пе­ред Мос­со­ве­том, мы в те­че­ние двух недель цер­ковь не за­кры­ва­ли.
– Сви­де­тель об­ли­ча­ет вас в том, что вы в бе­се­де с ним в де­каб­ре 1936 го­да ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, пред­ре­кая ги­бель со­вет­ской вла­сти. По­че­му вы это скры­ва­е­те от след­ствия?
– В де­каб­ре 1936 го­да я с этим сви­де­те­лем не встре­чал­ся и ка­ких-ли­бо контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров не вел.
– Ка­кие у вас име­лись раз­го­во­ры в от­но­ше­нии по­ли­ти­ки су­ще­ству­ю­ще­го строя?
– Во­про­сы по­ли­ти­ки ме­ня не ин­те­ре­су­ют, и ка­ких-ли­бо раз­го­во­ров по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра я ни с кем ни­ко­гда не вел.
– Сви­де­тель ули­ча­ет вас в том, что вы в его при­сут­ствии вы­ска­зы­ва­ли свое мне­ние о несо­сто­я­тель­но­сти со­вет­ско­го строя в ав­гу­сте 1936 и в июле 1937 го­да. По­че­му вы это скры­ли от след­ствия?
– С этим сви­де­те­лем у ме­ня та­ких раз­го­во­ров не бы­ло, хо­тя я с ним и встре­чал­ся, но эти встре­чи бы­ли в 1933 го­ду.
– Дру­гой сви­де­тель по­ка­зал, что вы аги­ти­ро­ва­ли его в день 1 мая не хо­дить на пер­во­май­скую де­мон­стра­цию, а ид­ти луч­ше в цер­ковь.
– Это­го сви­де­те­ля я знаю, встре­чи у ме­ня с ним бы­ли, но ка­ких-ли­бо раз­го­во­ров с ним у ме­ня не бы­ло.
– Тот же сви­де­тель ули­ча­ет вас в том, что вы в его при­сут­ствии ве­ли по­ра­жен­че­скую аги­та­цию, пред­ска­зы­вая ги­бель со­вет­ской вла­сти.
– Опять по­вто­ряю, что бе­сед у ме­ня с ним ни­ко­гда не бы­ло, в част­но­сти и тех, о ко­то­рых он по­ка­зы­ва­ет.
– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти? – в за­клю­че­ние до­про­са спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ви­нов­ным се­бя в ка­ком-ли­бо контр­ре­во­лю­ци­он­ном пре­ступ­ле­нии я не при­знаю, – от­ве­тил диа­кон Ели­сей.
19 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Диа­кон Ели­сей Штоль­дер был рас­стре­лян 20 ав­гу­ста 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.