Архив mp3
Архив mp3

меню

Анонс

воскресенье / 26 февраля 19.45 - Сегодня мы побываем с вами на творческом вечере певицы Яны Иваниловой, который проходил недавно в Коломне при содействии Музея Органической Культуры.




Житие святого мученика Евстафия Мцхетского

Святой мученик Евстафий происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонни­ков и носил до крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспеш­но. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575—600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабаты­вал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать мцхетский собор, где христианское богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-архиепископ Самуил IV; 582—591), заме­тив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгро­бандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал католикосом, принял от него крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, испол­ненную всяких добродетелей.

Его соплеменники-персы, жившие в Мцхете, не сумев склонить святого Евста­фия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправ­лены также другие персы, принявшие христианство: Губнан, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стофан. Двое из них — Багдад и Панагузнас — под страхом смерти отреклись от Христа.

Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное за­ключение в темнице и по ходатайству католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.

Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года) по навету прежних врагов святого Евстафия приказал привести его, требуя отре­че­ния от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с досто­инством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению?
Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтобы они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество, ибо огонь производится человеком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученическо­го венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано хрис­тианскому погребению в городе Мцхете. Страстотерпец услышал глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников: ни благодатью, ни исцеле­ниями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перенесено хрис­тианами в Мцхет с великой честью и положено католикосом Самуилом IV под престолом мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля/11 августа — в день славной кончины святого мученика.