Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Святитель Феодосий, архиепископ Чернигов­ский (+ 1696), принадлежал
к дво­рянскому роду Углицких. Он родился около 30-х годов XVII в. (мирское имя его остается неизвест­ным) в семье священника Никиты от матери, по име­ни Мария. Благочестие, царившее в его доме, благотворно содействовало духов­ному развитию мальчика, с юных лет он горел любовью к Богу. С детства он отличался крото­стью и прилежанием к молитве. Природные способности его раскрылись в Киево-Братской Богоявленской школе. Эти высокие и достолю­безные качества его души еще более развились под влиянием благочестивых на­ставников. Упражняясь в чтении слова Божия и писаний св. отцов и по ним устрояя свою жизнь, будущий святитель Феодосий возра­стал и совершенст­вовался духом, укреплялся в зрении истин православной веры и в подви­гах бла­го­честия и своим прилежанием, покорностью и благонравием обратил на себя внимание школьного начальства. В годы обу­чения окончательно выяви­лось призвание Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий вре­мя он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания. За эти же годы сложилось у него последовательное православное богословское пони­мание веры, поскольку Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то вре­мя ве­дущим центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. Вскоре после окончания школы бу­дущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Фео­досий (в честь основателя лавры). Этого подвижника он считал, наряду с Ан­то­нием Печерским, своим особым небесным покровителем. Киевским митро­политом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Со­фийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре молодой инок, стремясь к уединению, покинул Киев и поселился в отдаленном Крупицком Батуринском монастыре Черниговской епархии, сла­вив­шемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха.

В 1662 г. за свою духовную мудрость и строгую подвижническую жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунском монастыре Киевской епархии, а в 1664 г. — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию, благода­ря своей энергии и настойчивости, удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, кото­рый славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году по­сы­лал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, свя­той игумен, сам строгий по­движник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревност­ных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого мона­стыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игу­менами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому пра­ви­тельству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 г. святому Феодосию при­шлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 г. клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими игуменами по­лучил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил вы­сокие духов­ные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Фео­досия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наме­стника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) мит­рополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяслав­ским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба предста­вителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Чернигов­ского Елецкого монастыря на место почившего архимандрита Иоанникия (Голя­товского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чер­ни­гов. Это назначение состоялось, глав­ным обрезом, по желанию преосвящен­ного Лазаря. Святому Феодо­сию пришлось немало потрудиться над благоустрой­ст­вом Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опусто­шения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавше­го ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие преосвя­щенному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного от­вета Московскому патриар­ху Иоакиму на его вопросные грамоты об отноше­нии Киевской метро­полии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвя­щенного Лазаря. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и вы­яснить недоразу­мение. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжест­венно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Крем­ля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохра­нилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и под­держание в пастве духа истинно христианского благочестия. Глубокая вера
в Промысл Божий, деятельное стремление к святости, искренняя любовь к мона­шеским подвигам, всегдашняя заботливость о спасении своей паствы, отеческое внимание и снисходительность к подчиненным, суд справедливый и милостивый были отличительными чертами архипастырской деятельности святителя Феодосия. Он ревностно заботился о созидании храмов Божиих и об устроении иноческих обителей, дух его несказанно радовался при виде благолепия этих мест славы Божией и спасения ближних.

В самом начале его святительства по его благословению был создан Пече­никский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Ус­пе­­ния Пресвятой Богородицы. В 1694 году по его благосло­вению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Дом­ниц­ком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а ле­том 1695 года — величе­ственный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вер­шине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святи­теле Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъ­ем в усилении иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священ­ства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным шко­лам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тоболь­ский, сде­лавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устро­ителем черниговских духовных школ. К нему часто обращались за помощью
и советом не только православные, но и лица других испо­веданий.

По преставлении преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 г.) управление Черниговской епархией святителем Феодосием про­должалось недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свен­ского монастыря святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха
в архимандрита Черни­говского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 г. святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглеб­ском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в бла­годарность за чудесное исцеление
от тяжкой болезни. С тех пор бла­гоговейное почитание святителя Феодосия ста­новилось все распространеннее.

О необычной скромности святителя Феодосия, как особом благо­датном да­ро­вании, свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и сокровенная по­мощь тем, кто возносил ему молитвы.

В 1895 году ввиду того, что в православном народе все более и бо­лее воз­растала и утверждалась уверенность в святости святителя Фео­досия через со­вер­шавшиеся у гроба его чудесные исцеления, Св. Синод нашел благо­времен­ным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее обследование сего дела Св. Синод возложил
на преосвященного Иоанникия, митрополита Киевского, и местного епископа Ан­тония, которые, присоединив к себе викария Черниговской епархии епис­ко­па Пи­тирима, ректора Черниговской семинарии, члена Киев­ской Духовной Консистории протоиерея Преображенского и двух про­тоиереев из местного соборного причта, 5 июля 1895 года прибыли в пещеру при Борисоглебском храме Черниговского кафедрального собора и по совершении здесь панихиды по святителю Феодосию произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия. Тело святителя благодатью Божией сохрани­лось нетленным, несмотря на пребывание в течение двухсот лет в пещере Бо­рисоглебского храма, не отличающейся притом сухостью. Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия по молитвенном призывании благодатной его по­мощи собрали от них под присягой показания о действительности со­вершившихся над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49.

И в 1896 г. по определению Священного Синода святитель Феодосий был причислен к лику святых, нетленное тело его было признано святыми мо­щами, было положено составить ему особую службу, а до времени состав­ления отправлять ему службу общую святителям, память же святителя праздновать как в день преставления — 5/18 февраля, так в день открытия его мощей — 9/21 сентября.



Тропарь, глас 4

Преудобрен во архиереях, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители. Умоли
у Престола Царя славы избавитися нам от находящих на ны зол
и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак, глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней словесныя твоя овцы питая, и целебен дар от Христа Спаса приял еси, во еже немощи душевныя и телесныя целити всех с верою к тебе приходящих. Темже и ныне, святе, молися всем, имя твое призывающим, от наветов вражиих спастися и помиловати душам нашим.