Архив mp3
Архив mp3

меню




житие преподобного Георгия Иверского, Афонского

Преподобный Георгий Иверский, Афонский, родился в Триалети (область Южной Грузии) в 1009 году (по некоторым данным, в 1014 году) в семье знатных владетелей Марии и Иакова. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014—1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла.

Когда мальчику исполнилось семь лет, родители привели его в женский Тад­зрийский монастырь, где воспитывалась его старшая сестра Тэклэ (Фекла). Здесь святой Георгий провел три года и дважды за это время был чудесно спа­сен Промыслом Божиим от гибели (в реке Кция и в пламени пожара, разразив­шегося в обители).

В 1019 году по просьбе своих дядей (братьев отца), Георгия-писаря и Саввы, под­ви­завшихся в Хахульском мужском монастыре, отрок Георгий получил благо­слове­ние настоятеля Хахульского монастыря Макария на воспитание у строгого подвижника Илариона Туалели, который славился образованностью и высотой духовной жизни.

В 1022 году святой Георгий был отправлен в Константинополь, где в продол­жении двенадцати лет тщательно изучал науки и получил разностороннее обра­зование.

После возвращения в Грузию в 1034 году он принял иноческий постриг в Ха­хульском монастыре от блаженного старца Илариона Туалели. Спустя неко­торое время инок Георгий, отдав свои одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отпра­вился на поклонение святым местам Палестины.

После непродолжительного пребывания в обителях на Черной горе (близ Ан­тиохии) инок Георгий отправился на Дивную гору, в монастырь святого Симеона Дивногорца (+459). Там он обрел духовного наставника старца Георгия Молчаль­ника (+1068), тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.). В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутст­вуемый им, он отравился на Афон, в Иверский монастырь. По дороге святой по­сетил и Иерусалим и поклонился Гробу Господню.

Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую пре­подобным Евфимием Иверским (память 13/26 мая).

И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допус­ти­мой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, ко­торая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия.

В житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, 12 бого­служебных Миней, Октоих, Триодь (Постная и Цветная), Требник, Псал­тирь, Полный Часослов, «Шестоднев» святого Василия Великого, Послания святого Игнатия Богоносца, Соборные послания святого Кирилла Александрий­ского, Книга свято­го Григория Нисского, Книга святого Феодора Студита, Книга деяний VI Вселен­ского Собора и много других полезных и святых книг.

Из переводов святого Георгия Иверского с латинского на греческий до нас дошло известное сочинение епископа Дорофея «О 70-ти учениках Господа». Широко извест­но также оригинальное произведение преподобного Георгия Иверского «Житие Иоанна и Евфимия», дающее обстоятельные сведения об ос­новании и внутренней жизни Афонского Иверского монастыря при первых его ктиторах и настоятелях — преподобных Иоанне и Евфимии (память 12/25 июля и 13/26 мая).

После года послушничества преподобный Георгий в 1042 году был рукополо­жен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме. Он исполнял также обязанности регента. Свободное от богослужений время святой посвящал переводческой деятельности и поэтическому творчеству. Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (пе­ревод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподоб­ный Георгий был в 1044 году избран новым настоятелем (трижды жребий указал на него). Попечением нового игумена был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права Гру­зии на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Кон­стантинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом (1042—1055) и получил от него жалованную грамоту.

Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настояте­лем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору, близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057—1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского первосвятителя в канонической закон­ности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостоль­скую пре­емственность от святого апостола Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027—1072), преподобный Георгий отправил­ся в Грузию. В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам они были признаны Грузинской Церковью образцовыми.

Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 гру­зинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать их в осно­ванное им же училище. По дороге он посетил Константинополь. Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, пото­ропился представить императору Константину X Луке (1059—1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в Афонском училище.

На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу. Тело преподобного было с честью перевезено на Афон, пролежало во гробе без погребения в храме Всех святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 марта 1066 года, в день памяти преподобного Симеона Дивногорца. С согласия Католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна IV (1110—1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии ко дню его бла­женной кончины и совершае­мая ныне 27 июня/10 июля.