Архив mp3
Архив mp3

меню

Житие благоверного князя Глеба Муромского

Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапос­толь­ного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к но­вой христианское ве­ре, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распростра­нить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

Благоверный князь Глеб — один из первых русских мучеников-страсто­терпцев. Он пострадал вместе со своим братом — бла­говерным князем Борисом (во святом крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для то­го, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский пре­стол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не оста­новило святого, который сам был вос­питан в правилах христианской веры и не мог предположить такого зло­действа со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил по­щадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентяб­ря 1015 года. Тело кня­зя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между дву­мя колодами», т. е. в простом деревянном гробу.

Святой Глеб считается первопросветителем Муромо-Рязанской стра­ны, где память о нем с древнейших времен и доселе хранятся как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе страны.

В 1019—1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. У их гробницы стали происходить чудеса. Мощи братьев были перенесены в церковь святи­теля Василия Великого; митро­полит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и совершается с первой половины XI века. Два древнейших жития XI века — «Чтение», написанное преподобным Нестором, и «Сказание», с именем монаха Иакова, — показывают, что Русская Церковь издревле почитала братьев-страстотерпцев, которые постоянно ока­зывали молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годи­ну тяжелых испытаний.

Память святых благоверных князей увековечена церквами (как, напри­мер, в Муроме, где второй по древности церковью в XII веке была церковь святых Бориса и Глеба; в старой Рязани, где древнейшая, быв­шая соборной, церковь посвящена их имени, и в других городах, мо­настырями (как, например, бывший еще в XII веке монастырь в их память близ реки Смядыни на месте мученической кончины святого Глеба, а также в Муроме и других местах), старинными изоб­ра­жения­ми (например, в городе Касимове, Рязани и других) и т. п. Самая епархия Муромо-Рязанская в старину называлась Борисоглебской по памяти ко святому Глебу, как перводержавцу и первопросветителю Муромо-Рязанской страны.

В 1853 году на месте кончины святого Глеба был великолепно обстроен древний Смядынский колодезь муромским купцом Ермаковым, в знак особенного почте­ния к памяти его как ближайшего хранителя и покровителя города Мурома. Полное описание жития смотри во 2-й день месяца мая.



Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, спасшеся веры ради, княже Глебе, труждающимся быстрый помощник и ненадежным надежда. Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою. Темже и мы верою молимся: от бед избави нас, чтущим любовию память твою.

Кондак, глас 2

Днесь земля ублажается, напившися крови твоея, храм освя­щается, приимши тело твое, великомучениче княже Глебе. Желанием болезни твоея за грези* предлагаема и удесы благоухания освящающи, подающи всему миру велию милость.

*за грези — в прах.