Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие преподобного Христофора Сольвычегодского, Коряжемского

В 1537 году, когда преподобный Лонгин

(память 10/23 февраля) поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к

себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был

одним из первых его постриженников и сподвижников. Не дошло до нас, откуда он

был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню. Но, принимая во

внимание то, что он пришел к преподобному Лонгину вскоре после его прибытия на

Коряжему, о чем не могли знать жители дальних мест, надобно полагать, что родом

он был или из Сольвычегодска, или из ближайших его окрестностей. То

обстоятельство, что, несмотря на существование монастыря в городе, где можно

было и принять монашество, и проводить жизнь в довольстве и спокойствии,

Христофор пришел в пустыню к преподобному Лонгину, показывает, что это был

человек с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и сильным

духом. Он ищет в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов;

он идет к Лонгину, у которого ничего не было, который сам не знал, чем будет

питаться и как будет переносить пустынные труды и лишения, идет, следовательно,

с зрелым убеждением в суетности всего земного и с твердой решимостью посвятить

себя на служение единому Богу, Ему одному посвятить все свои мысли, чувства,

желания и стремления, не ради земного, а ради небесного переносить все

невзгоды, трудности и лишения пустынной жизни, ее постоянную борьбу с плотью и с

искушениями духа. Преподобный Лонгин понял и оценил эту твердую решимость, он

постриг и приблизил к себе новоначаль­ного инока, стараясь передать ему

все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Преподобный

желал, чтобы его ученик не по имени толь­ко был Христофор, но, по правилу

иноческому пос­тоянно имея на устах спасительное имя Иисуса, соделал и

сердце свое жилищем Христа Спасителя. Не напрасны были старания старца.

Наставления преподоб­ного падали на добрую землю, уче­ник старался во

всем подражать своему учителю, возрастая и укрепляясь в духовной жизни. В первые

годы по устроении монастыря подвижники во всем ощущали недостаток и часто не

имели самого необходимого. Когда в таких случаях препо­добный замечал, что

Христофор начинает смущаться и сетовать, то, утешая его, говорил, что иноку не

сетовать, а радоваться тому надобно, как дару небесному и знамени любви Божией,

что благодушное терпение скорбей и лишений делает инока общником страстей

Христовых, уподобляет святым угодникам и отличает любим­цев Божиих от людей,

преданных миру, что первые живут в скорбях и нужде, а последние наслаждаются

довольством и счастьем.

Недолго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преподобный Лонгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Видя ученика своего еще не достигшим совершенства иноческого и по собственному опыту зная, сколь необходимо и полезно для новоначальных иноков общежитие, он советовал Христофору и по кончине своей оставаться в обители и быть в таком же послушании игумену, как ему самому. Любящий ученик исполнил заповедь учителя и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по несколько раз он приходил к его могиле, вспоминал наставления старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и подвизается, как был научаем. По мере усовершенствования в иноческих подвигах в нем сильнее и сильнее стало развиваться стремление к уединению. Долго он боролся с этим желанием, глубоко запавшим в его душу, но не мог его преодолеть и, наконец, вышел из монастыря и поселился в лесу, на речке Малой Коряжемки, в 20-ти верстах к югу от монастыря. Здесь он стал подвизаться в совершенном безмолвии и уединении, часто целые дни и ночи проводил в молитве пред иконой Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ своей келлии часовню.

Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим и ставить себе келлии близ его хижины и просили от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконой Богоматери получали исцеле­ния от своих болезней; это еще более стало привлекать к препо­добному как богомольцев, так и желавших нести с ним труды пустынножи­тель­ства, так что святой подвижник против воли своей должен был построить храм и принять начальство над образовавшейся обителью. Около 1555 года была освящена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, исцеления от которой стали совершаться все чаще. Кроме этой чудотворной иконы в трехстах метрах от церкви открылся целеб­ный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. В то время находящаяся в болезни супруга Иоанна Грозного (1533—1584) Анас­тасия (1547—1560), услышав о чудесах от иконы Пресвя­той Богородицы и о це­лебном источнике, пожелала пользоваться водою. И по приказанию царя Иоанна Васильевича прп. Христофор должен был лично доста­вить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Через это его обитель еще более сделалась известной и теряла характер пустыни, а блаженный Христофор только и думал о безмолвии и уединении. Поэтому сначала, возвратившись в монастырь, чтобы не показаться ослушником царской воли, преподобный вскоре приступил к устройству обители и храма Пресвятой Богородицы. По окончании же постройки в 1572 году он оставил обитель и тайно уединился в неизвестное место. Предпо­лагают, что преставился он около 1572—1582 гг.