Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Иоанна Новгородского

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благо­честивых родите­лей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке. С мало­го возраста святой Иоанн посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был ру­ко­по­ложен во пре­свитера в церкви священномученика Власия, на Софийской стороне. Новопоставленный иерей еще с большим усердием стал служить Госпо­ду, неукоснительно и строго соблюдал все за­поведи Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолв­ную, тихую жизнь, даже на­ме­ревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись с бра­том своим Гавриилом, он решил создать новый монастырь на средства, остав­ленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери, в память преславного Ее Благовещения, и основали монастырь; потом замыслили они воздвигнуть и каменную церковь. Но не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительство камен­ного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая, жи­вая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обрати­лись за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это богоугодное дело. «Владычица наша! — молились братья. — Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас, рабов Твоих; Владычице, мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи не можем». Так молились они Богородице и изливали перед Ней свое го­ре.

По их неотступной молитве Она явила им Свою милость: пред­сказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро святые братья увидели прекрасно­го коня, нагруженного двумя мешками с зо­ло­том. Никто не подходил к нему, и когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель.

По окончании устройства обители здесь, под покровом Божией Мате­ри, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией,
а святой Гавриил — Григорием. Богоугодно проходила жизнь их в посте и мо­лит­вах, исполненная иноческих трудов и подвигов.

Когда скончался святой архиепископ Новгородский Аркадий, блаженный Илия «князем, собором черноризцев, священников и всем народом» был избран в епископа Новгороду. Считая себя недостойным такого сана, Илия отрекался от него. Усердными мольбами и просьбами все убеждали смиренного инока вступить на престол архиепископский, все требовали сего. Наконец, против своего желания, он повиновался воле граждан и рукоположен был в архиепис­копа Новгородского святейшим Иоанном, Киевским и всея России митрополитом. Он верно пас стадо Христовых овец, живя в святости и праведности.

Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 го­дом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и кли­рикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления: «Богу и Пресвятой Богородице было угодно,
по вашим молитвам, чтобы я, ху­дой, не отрекался от этого высокого сана, ко­то­рого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня...» Святитель говорил о призвании пастыря — радеть об овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят гре­ховную жизнь. «В начале слова моего я прошу вас, не привязывай­тесь силь­но к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят
к вам на покаяние ваши духов­ные дети, то спрашивайте их с кротостью.
На кающихся не налагайте епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не ста­нем делать этого, то чем будем отличаться от простых некниж­ных людей?.. На сирот епитимий не налагайте... Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко...»

В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Нов­городская кафедра стала архиепископской).

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суз­дальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что нов­городцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области.

В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасе­нии го­ро­да. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спа­сителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поста­вить ее на острове. Наутро святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к ар­хи­епископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и коленях начал молиться пред иконой: «О Премилостивая Госпоже, Дево Богородице, Ты — упование, надежда и заступница на­шему городу. Ты — стена, покров и прибежище всех христиан, посему и мы, грешные, надеемся на Тебя; молись, Госпоже, Сыну Твоему и Богу нашему за город наш, не предай нас в руки врагов за грехи наши, но услыши плач и воздыхание людей Твоих, пощади нас, как некогда пощадил ниневитян Сын Твой за их покаяние, яви и на нас Свою милость, Владычице».

Окончив молитву, святитель начал молебен, и когда клир воспел кондак: «Предстательство христиан непостыдное», внезапно честная икона Пресвятой Богородицы двинулась сама собой. Весь народ, видя такое поразительное чудо, единогласно воскликнул: «Господи, помилуй!» А святейший архиепископ, взяв в руки честную икону и благоговейно облобызав ее, отправился с народом, совершая молебное пение, поднял икону на городскую стену и поставил ее против врагов. В то время неприятели стали все сильнее теснить город, пуская на него тучу стрел. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпа­лись дож­дем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые свя­титель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отс­ту­пили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода — Знамение Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября/10 декабря).

В одно время святой Иоанн вел духовную беседу с честными мужами —
с игуменами, священниками и благочестивыми гражданами, он рас­сказывал жития святых, говорил много о душеполезных подвигах и между прочим со­общил о своей поездке в Иерусалим, но не называл самого себя, а как будто го­во­рил о ком-либо другом. «Я, — сказал он, — знаю такого человека, который в одну ночь из Новгорода достиг до Иерусалима: поклонившись Гробу Господню и Животворящему Древу Креста Господня, он снова в ту же самую ночь вернулся в Новгород: во время своего путешествия он ездил на бесе, которого он связал своем запрещением, сделав его как бы пленником своим...»

Слушатели сильно удивлялись сему рассказу святого, а диавол скре­жетал зу­ба­ми своими на архиепископа, говоря: «Так как ты рассказал тайну, то на­ве­ду на тебя искушение, что будешь ты осужден своими гражданами как блуд­ник».

И с того времени бес, Божиим попущением, начал действительно строить свои коварные козни святителю, стараясь лишить его доброго имени. Он по­ка­зал людям, которые во множестве приходили к Иоан­ну просить благословения, в келлии святого разные видения: то жен­скую обувь, то ожерелья, то какие-либо женские одежды. Приходящие к архиепископу люди, видя сие, сильно смущались и, толкуя между собой о виденном, говорили друг с другом, что че­ловеку-блуднику недостойно занимать апостольский престол. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес превратился в девицу, которая побе­жала перед народом, как бы удаляясь из келлии блаженного. Видевшие сие закричали и погнались было за де­вицей, чтобы схватить ее, но бес убежал
за кел­лию святого и стал не­видим. Услышав народный крик и шум, святитель вышел из келлии и спросил собравшихся: «Что случилось, дети моя, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожи­данию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, нахо­дившемуся в трех верстах от Новгорода. Ви­дя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» — молился он и всем даровал прощение.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувст­вуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Со­фийской церкви.

В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Со­фийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался ка­мень и сильно ударил в крышку стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоуханием.
В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный
в святитель­ские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. «Возвещаю тебе волю Божию, — продолжал святитель, — совершать па­мять о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября, я же буду молиться Христу за всех хрис­тиан». Память его празднуется также с Собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря.



Тропарь, глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мо­щи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечные лучи испущающия и подающия исцеления притекающим с верою к тебе. Молися Христу Богу избавити град сей невредим от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, святи­телю богомудре и чудоносче, небесный человече и земный Анге­ле: да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшего исцелений, великому Нову граду заступление и утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Господи Боже наш, творяй присно с нами по Твоему смотрению, не отстави милости Твоея от нас, но молитвами святителя Твоего Иоанна в мире устрой живот наш.

Кондак, глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от великаго Нова града возсиявшаго, и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося. И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, источающее велия чудеса. Темже зовем ему: о всеблаженне! Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.