Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Константина, митрополита Киевского

В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопре­стольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь.

В 1147 году великий князь Изяслав Мстиславич и собор русских епископов поста­вили митрополитом Киевским Климента Смолятича без участия Констан­тино­поль­­ского патриарха, но не все епископы согласились с этим, и в Русской Церкви началась смута.

По инициативе князя Юрия Долгорукого были проведены успешные перего­воры с Константинополем. В январе 1156 года в Константинополе получил пос­вящение на Киевскую кафедру митрополит Константин, который в том же году приехал в Киев. Перед отправлением в свою северную митрополию он в январе того же года участвовал в Константинопольском Соборе, обсуждавшем вопрос о Евхаристиче­ской Жертве. Церковный Собор Русской Церкви в составе митрополита Констан­тина и епископов Космы Полоцкого и Мануила Смоленс­кого приступил к восста­новлению канонических норм церковной жизни: свя­щен­нодействия митрополита Климента были «испровергнуты», а князь Изяслав Мстиславич подвергнут строго­му сообрному осуждению.

Митрополит Константин замещал архиерейские кафедры епископами-греками, стремясь тем самым сделать невозможным повторение Собора 1147 года. В Суздаль на место лишенного кафедры Нестора был назначен грек Леон, в Чер­нигов — грек Антоний. По всей вероятности греком был и Косма, пос­тавленный епископом на вновь учрежденную кафедру в Галиче. В Переяславле Залесском был поставлен епископ Василий. В Новгороде Великом на вече был избран епископом Аркадий.

У князя Юрия Долгорукого с митрополитом Константином установились добрые отношения, и князь прислушивался к его мнению в государственных воп­росах. 15 мая 1158 года Юрий Долгорукий скончался. Не любившие его киевляне начали грабить княжеское имущество и «избивать» суздальцев по городам и селам. Смерть Юрия Долгорукого позволила захватить великокняжес­кий стол Изяславу Давидовичу, но в конце 1158 года он был изгнан из Киева Ярос­лавом Галицким и Мстисла­вом Изяславичем, решившими передать столицу князю смоленскому Ростиславу.

Мстислав, сын преданного анафеме князя Изяслава, требовал при возведении на киевский престол дяди своего Ростислава Смоленского, чтобы низверженный митрополит Климент снова управлял Российской Церковью, ибо пришелец греческий, говорил он, клял будто бы память отца его. Но Ростислав не хотел слу­шать о Клименте, избранном, по его мнению, неправильно собором русских епископов без соизволения патриарха Царьградского. Князья согласились нако­нец между со­бою, чтобы не быть митрополитом ни тому, ни другому, а призвать нового из Царьграда. И митрополит Константин, стремясь избежать мести Мстислава, удалился в Чернигов, где княжил Святослав Ольгович, друг и союзник Юрия Долгорукого, а епископом был грек Антоний. Здесь митрополит Констан­тин внезапно заболел. Тогда он стал сожалеть и раскаиваться в излишне стро­гом наказании участников постановления на Киевскую митрополию Кли­мента. Митрополит Константин призвал епископа Антония и вручил ему свое завещание, взяв обязатель­ство исполнить все, что в нем написано. Когда, после кончины митрополита Кон­стантина, епископ Антоний распечатал перед князем Святославом завещание и про­чел его, все присутствовавшие были пора­жены: «По умертвии моем не погребите тела моего, но повергше его на землю и поцеплеше ужем за нози и извлекше из града, поверзите на оном месте, имя нарек ему, псом на расхищение».

Изумились князь и епископ великому его смиренномудрию, и Антоний, хотя с ужасом и многими слезами, исполнил, клятвы ради, его завещание. Ужаснулся и народ неслыханному делу. Самоосужденное тело лежало три дня и три ночи невредимым; никакой зверь не мог к нему прикоснуться, и каждую ночь видимы были над ним огненные столпы.

Тогда князь Святослав, проникнутый страхом суда Божия, послал сказать о том в Киев великому князю Ростиславу, а между тем велел поднять святителя Хрис­това и с великой честью нести в город в Спасо-Преображенский собор. Там положено было в теремце тело его, подле князя Игоря Ярославича.

Во все сии три дня в Киеве бушевала буря, а также и в иных местах, так что шатер Ростислава, стоявший на поле под Вышгородом, был сокрушен. При неумол­каю­щих громах молния поразила двух пресвитеров, одного диакона и четырех мирских людей. Но в Чернигове во все эти дни ярко светило солнце, и как только было погребено священное тело, повсюду наступила тишина. Уми­лился великий князь Ростислав и послал по всем церквам творить поминовение по усопшем святителе, явно исповедуя, что Господь послал кару сию ради его собст­венного жестокосер­дия. Подобно тому, как Господь не оставил раскаяв­шегося разбойника, так мило­сердный Владыка принял и плоды покаяния, при­несенные митрополитом Констан­тином — у его мощей стали совершаться многочисленные чудесные исцеления. Память святого совершается в день его кончины — 5/18 июня.



Тропарь, глас 4

Апостолов преемниче, архиереев сопрестольниче, России всея пасты­рю и учителю, всеблаженне отче Константине, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати и спасение душам нашим и велию милость.

Кондак, глас 8

Звезду российскую, от Киева возсиявшую и Чернигов блаженною кончиною своею озарившую, всеблаженнаго святителя Константина почтим, просяще его молитися Христу, да подаст мир стране нашей и душам нашим велию милость.