Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие преподобного Макария Писемского

10 января, в день памяти преподобного Павла Обнорского, или Комельского, чес­тно празднуется память одного из друзей и собеседников его — преподобного Макария Писемского. Не сохранилось известий, когда началось знакомство обоих отшельников. Древнее же предание говорит, что преподобный Павел обрел преподобного Макария во время странствований своих по монасты­рям прежде поселения в Комельском лесу, на реке Обноре, то есть до 1414 года. Пре­­дание называет родиной преподобного Макария село Данилово, расположен­ное по левому берегу речки Письмы, верстах в двенадцати от пустыни, откуда берет свое происхождение дворянское семейство Писемских, почитающее пре­подобного Макария в числе своих родичей. Первоначальное научение иночеству преподобный Макарий получил от преподобного Сергия в славной его обители, а отсюда, по любви к уедине­нию, возвратился на родину и поселился в густом лесу близ речки Письмы. Это место сохранило наименование Старой Макариевой пустыни. Когда к отшельнику стал собираться народ и нашлись многие, пожелавшие поселиться возле него, преподобный Макарий устроил небольшую обитель в расстоянии версты от уеди­ненной своей келлии и поставил деревян­ную церковь во имя Преображения Гос­подня. Возле этой церкви преподобный и был впоследствии погребен.

По устроении собственной обители преподобный Павел не забыл о своем друге; со своей стороны, и преподобный Макарий устроенную им на Письме пустынь не почитал чужою обители Павловой. Единомыслие в разумении чело­веческой жизни и пользы уединения и безмолвия сближало обоих отшельников, почему в основание устроенных им обителей положены были, вероятно, общие начала монастырского жития. Но разную судьбу имели обители духовных друзей: обитель Обнор­ская сделалась многолюдной, а Писемская обитель оставалась небольшой пустынью. Однако связь между ними не прерывалась. Грамоты ца­рей Иоанна Грозного (1566 г.) и Михаила Феодоровича (1625 г.) называют Ма­кариеву пустынь в Шачебальском стану приписною к Павло-Обнорскому мо­настырю.

В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года упоминается образ пре­­подобного Макария и преподобного Павла — значит местное почитание под­виж­ника в то время уже началось. О самом монастыре в описи говорится:
«Да Павлова же монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебаль­ском стану, на реке Писме, а в пустыни церковь Преображения Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла, Обнорского чудотворца, верхи шатровые. Да в том же приделе гробница прп. Макария,
а на гробнице покров, сукно черное, в средине висит крест».

При гробе прп. Макария совершилось такое чудо. В конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного, и на том месте, где находился этот сруб, не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла; все это место покрыто было необык­новенной росой. После пожара один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За это он был наказан слепотой.

В настоящее время мощи преподобного покоятся под спудом. На гроб­ни­це нахо­дится икона преподобного Макария; под пеленою лежит его посох.
От 1750 года хранится молитва преподобному.