Главная ››
Жития святых ››
Обретение мощей святаго блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
Обретение мощей святаго блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях,
времени и месте рождения ничего неизвестно. Святой Максим избрал один из
самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради
приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим,
перенося с молитвой и зной, и холод. «Хоть люта зима, но сладок рай», — говорил
он, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод.
Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение,
внимала их мудрости, высказанной доходчиво и образно народным языком пословиц. И
слушали юродивых все: от великих князей до последнего
бедняка.
Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена.
Татарские набеги, засуха, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил
обездоленным: «Не все по шерсти, ино и напротив... за дело побьют,
повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы
люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение».
Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений
страшились сильные мира сего: купцы и московская знать. Блаженный Максим
говорил им, знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк
крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его
не обманешь». Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей
обращали свои сердца к Богу.
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви
святых князей Бориса и Глеба. Господу было угодно прославить чудесами Своего угодника: у гроба святого стали
совершаться исцеления. 13 августа 1547 года были обретены нетленные мощи
блаженного Максима и тогда же ему было установлено ему празднование. В Окружной
грамоте митрополита Московского Макария сказано: «Пети и праздновати на Москве,
августа в 13-й день, новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Храм в
честь благоверных князей Бориса и Глеба,
рядом с которым был погребен святой Максим, сгорел в 1568 году. Но святые
мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого
построили над его могилой придел в честь святого Максима
Исповедника.
В «Уставе церковных обрядов,
совершавшихся в Московском Успенском соборе» (около 1634 г.) под 11 ноября
сказано: «Максиму юродивому: благовест в лебедь, середней»; под 12/13 августа:
«Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон
середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по
уставу».
В 1698 году по усердию московских жителей
Максима Верховитина и Максима Шаровникова старый Борисоглебский храм был
разобран; при этом отвалившийся от стены камень открыл великое сокровище —
целебные мощи святого блаженного Максима. Они были с честью перенесены в
один из московских соборов, где и находились во все время постройки нового
храма. По окончании строительства он был освящен во имя блаженного Максима
Московского с приделом в честь прп. Максима Исповедника. Около сорока лет
хранились мощи блаженного в этом храме. В 1737 году произошел сильный
пожар, во время которого сгорел храм во имя Максима Московского. Уцелевшие части
мощей блаженного Максима были благоговейно собраны и переданы в
Максимовский храм в 1768 г. Священнику этого храма Никите Иванову было
поручено изготовить кипарисовый ковчег, украшенный серебром, что и было им
исполнение в 1770 году.
В «Повести» о
перенесении мощей блаженного Максима сказано: «О святом же житии его и чудесех его глаголют мнози, еже была не
малая книга написаная, но не вем, како из церкви изгибе или кто у прежде бывших
священников взял ради списания».
Тропарь, глас 4
Терпением своим велию мзду на небесех стяжал еси, в буйство волею Христа
ради преложися и на небо мысленное, яко на колеснице огненной, возшел еси,
премудре Максиме. Днесь мы ныне чтим честных мощей твоих обретение вкупе с
благочестивыми и верными людьми царствующаго града Москвы, да вси вопием ти:
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Верою и любовию твое честное обретение празднующих, блаженне, сохрани и
соблюди от всякия злобы и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех
Христу, Егоже моли спасти люди, молящиятися, да вси вопием ти: радуйся, отче
Максиме, царствующему
граду Москве похвало.
Молитва
Угодниче Божий, молитвенниче наш теплый и скорый помощниче, блаженне
Максиме! Припадающе к раце мощей твоих прославляем многотрудныя подвиги юродства
твоего Христа ради, возлюбив бо Единаго Бога от всея души твоея, ты мирскими
красотами не восхотел еси наслаждатися; роднаго жилища, любве сродник,
богатства и славы временныя отреклся еси и безприютное житие возлюбил еси.
Прилежав о спасении души, плоть твою наготою телесною, мразом и зноем, постом и
бдением, долговременным на земли лежанием изнурил еси и вся страсти ея духови
покорил еси, на земли пожив небесно, во плоти духовно, умом весь к премирным
вземся, плотскую мудрость отринул еси и, быв мудр о Христе, юрод мирови
показался еси, от неразумных многия обиды и биении благодушно притерпевая и
многих нечестивых на путь спасения наставляя. Темже, по скончании твоих
подвигов, всеправедный Судия нетлением честных твоих мощей и многими чудесы
тя прослави, душу же твою святую в Небесныя обители всели, идеже, предстоя
Престолу Неприступнаго Божественнаго Света, в Нем, яко в
зерцале, видиши наша нужды, слышиши наша к тебе прошения и яко друг Христов
имаше велие к Нему дерзновение молитися о нас. Сего ради усердно просим тя:
помолися Господу Богу о нас, к земли приверженных, да и мы, в подражание твоему
ангелоподобному на земли житию, не погрязнем в суетных житейских попечениих и в
земных наслаждениих, не прельщаемся и не прилепляемся всею душею к тленным мира
сего благом, но да обратит Господь Своею благодатию наша мысли и желания к
небесным и укрепит желати восприятия будущих нетленных сокровищ, да подаст нам,
слабым, силу к побеждению страстей, мыслей и желаний греховных, да пленит наш
кичливый ум в послушание веры, избавит от высокоумия, суемудрия, ложных пагубных
учений и дарует нам мудрость духовную, да растворит окамененная сердца наша
слезами умиления и сокрушения о наших согрешениих, согреет их любовию к Нему,
нашему Создателю, и к ближним нашим. Испроси всем, во всякой нужде сущим и к
твоему заступлению прибегающим, всякий дар, коемуждо благопотребен: больным —
исцеление, печальным — утешение, бедствующим — помощь, обиженным — защиту.
Принеси ко Господу святую молитву о всех нас, многогрешных, яко да не по грехом
нашим воздаст нам, ниже по беззакониим нашим накажет нас, но отвратит всякий
гнев, праведно движимый на ны, и пробавит милость Свою, всяких нужд, бед,
напастей, скорбей и болезней нас избавляя, имиже весть судьбами да наставит нас
на путь спасения, подаст прочее время живота нашего в покаянии и благочестии
прейти и христианскую кончину, неболезненну, непостыдну, мирну, и Небеснаго
Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.