Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие мучеников благоверного князя Михаила и боярина Феодора

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него бы­ло очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил извест­ность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съез­да русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи полов­цам про­тив надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в бит­ве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал кня­зем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение нов­городцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого бла­говерного великого князя владимирского Геор­гия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он воз­вратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новго­родцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междо­усобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224—1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский вели­кокняжеский стол.

Смуты и войны или иные бедствия — все сие бывает не простым, обыч­ным явлением сего временного мира или произошло от какого-нибудь случая; бедст­вия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. Наказания ма­лые, которые Господь попус­кает вначале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразум­ляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие инопле­менников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, по слову пророка: Егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и силь­но оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и тво­рить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечести­вейшим и беззаконнейшим их царем Батыем.

Наступило тяжелое время. В 1238 г. в бесчисленном множестве напав на Рус­скую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву.

Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Ми­хаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосер­дия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множе­стве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозмож­но уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с бояри­ном Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу. Пы­тался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвра­тился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от го­рода, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвиж­ник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей — римского папы и германского императора предала интересы христианства. Папа был за­нят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашест­вием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет испо­веднический подвиг в языческой Орде православного князя-муче­ника святого Ми­хаила Черниговского. Вскоре на Русь явились хан­ские послы, чтобы произ­вести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татар­скому хану, а на княжение его особое разрешение — ярлык. Послы сообщали князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей, прельстив­шись славой мира сего, поклонялись идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа. Замыслив сие и воспламенясь душой, Михаил призвал своего верного советника боярина Феодора и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестив и тверд в вере, одобрял решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины и вместе с ним положить свою душу за Христа. После такого совещания они твердо решили, отнюдь не изменяя своего на­мерения, идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. От духовного отца, епископа Иоан­на, он получил благословение ехать и Орду и быть там истинным испо­ведником имени Христова.

В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими держава­ми. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1246 году благо­верный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, прой­ти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклонить­ся обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жре­цам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непо­корные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов покло­ниться царю, так как ему Бог вручил судьбу зем­ных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба му­жест­­венных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Свя­тых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко из­бивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступни­ков от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, тата­ры льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного стра­дальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отру­били голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году).

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедив­шись в непоколебимом хранении русскими людьми православ­ной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ха­ны не решились испы­тывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого ис­пол­нения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продол­жалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был вели­кий князь Феодор (+ 1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский (+†1270 г.), святой Михаил Тверской (+ 1318 г.) и его сыновья Димитрий (+ 1325 г.) и Алек­сандр (+ 1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозно­го, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были пере­несены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.

Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником — епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зи­новием Отенским.

Вторичная память святых — 14 февраля.

«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжали святое христианское служение князя Михаила. Цер­ковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/ 8 октября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября).



Тропарь, глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре, с доблим Феодором, молите Христа Бога сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей Его милости.

Ин тропарь, глас 3

Блаженнии апостоли равночестнии, прияли есте венец от Христа, занеже того достоини Михаиле богомудре и Феодоре дивне, мир мирови испросите, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оста­вил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси перед нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Ин кондак, глас 2

Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте и кровьми сво­ими погасисте пламень сопротивных безбожия, Христа же ис­по­ведасте, с Отцем и Духом, Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.

Ин кондак, глас 2

Вышних ища, нижняя оставил еси, колесницу на небеса кровь свою сотворил еси, тем собеседниче первомучеником бысть, Миха­иле и Феодоре, с ними же Христа Бога моля непрестанно за вся ны.

Ин кондак, глас 3

Яко светило в Руси возсиявше, мучения лучами славными отра­зисте, страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре, тем вопиясте: ничтоже нас отлучит от любве Христовы.