Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Моисея, архиепископа Новгородского

Святой Моисей был сыном именитого, богатого и славного родителя Филиппа и в мире назывался Митрофаном. Родиной его был Великий Новго­род. Обучившись грамоте и постоянно читая Свя­щенное Писание, он измлада возлюбил Христа: часто посещал храм Божий, был серьезен и сосредоточен и не приближался к играющим детям. Благочестивый отрок тайно ушел из дома родительского в Тверской Отрочь монастырь, где и по­стригся в монашество с именем Моисея. Пост, по­слушание и молитва были украшениями новопостриженного инока и стяжали ему в той обители немалую славу. Между тем родители искали неожиданно исчезнувшего юношу и много скорбели о нем, а когда нашли, то упросили его перейти в монастырь, ближайший к Новгороду. Уступая не­отступ­ным просьбам и желая избежать молвы и славы о своих иноческих подвигах, святой Мои­сей переселился в Колмов монастырь, где усугу­бил свои подвиги, «Божественною ревностью рас­паляем, в дни и нощи удручая тело свое».

За свою подвижническую жизнь сначала он был рукополо­жен архиепископом Давидом в иеромонаха, а за­тем возведен в сан архимандрита и назначен на­стоятелем Новгородского Юрьева монастыря. Не­долго он был в этом монастыре и снова возвратил­ся в свой любимый Колмов монастырь.

В 1324 году, по смерти архиепископа Давида, архимандрит Моисей, по изволению Божию, причтом и всеми людьми возведен был на архиепископию Новгородскую, а в 1326 году хиротонисан в Москве митрополитом всея Руси свя­тым Петром. В трудное время пришлось святительствовать святому Моисею: неоднократные по­жары, опустошавшие Новгород с его многочисленными хра­мами, народные волне­ния, сопровождавшиеся грабежами и державшие всех в страхе, угроза татар, пре­следовавших непокорных им князей, — вот печаль­ные события первых лет управ­ления Новгородской кафедрой святого Моисея. Од­нако, несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, владыка Моисей укра­шал Новгород храмами Божиими; так, в 1327 году построил церковь во имя Пресвятой Богородицы в Десятинском монастыре, украсил ее святыми иконами, снабдил книгами.

Святой Моисей был добрым пастырем своего стада, проводил свою жизнь в строгом воздержании; отличался любовью к книгам, собрал многих писцов, которые пере­писали много книг, главным образом богослужебных, для храмов Божиих. Святитель был милосерд и сострадателен к бедным: был обиди­мым помощник, вдовам заступник, избавлял их от насильников, не устрашаясь ли­ца сильного, и многих исправил своими увещаниями.

По прошествии пяти лет святительства святой Моисей сказал жителям Нов­города: «Изберите себе мужа достойного, а я вас благословляю».

На его место выбран был новгородцами священник Григорий Калика (то есть «паломник»), по монашескому имени Василий.

Святой Моисей оставил в 1330 году архиепископию, удалился в Колмов мо­нас­тырь и там принял схиму. Ища уединения, он спустя пять лет переселился на противо­положный берег реки Волхова в пустынное место и основал там Деревяницкий монастырь с храмом в честь Воскресения Господня. Но не укрылся и здесь этот светильник от взоров людских: бояре и простые люди знали под­виж­ническую жизнь святителя и приходили поучаться от него день и ночь. Так прошло более 20 лет строго монашеской жизни святителя Мои­сея. В 1352 году он построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотове и при ней монастырь.

В том же 1352 году скончался архиепископ Новгородский Василий, возвра­щав­ший­ся из Пскова, где был сильный мор. Новгородцы умолили святого Мои­сея возвра­титься на свой престол и принять управление паствой. В 1353 году владыка посы­лал послов в Царьград к царю Иоанну Кантакузину и патриарху Филофею с жалобой на обиды от митрополита Феогноста. Сохранились (от 1354 г.) два послания патриарха к владыке Моисею, в которых он увещевает его под­чиняться Московскому митрополиту. Добродетельная жизнь святителя Моисея была извест­на и в Константинополе. В 1354 году послы возвратились и привезли владыке жалованную с золотой печатью грамоту от императора и крестчатые ризы от патриарха. Вторичное управление святого Моисея епархией ознаме­но­валось постройкой в Новгороде многих церквей. По сказанию летописей, влады­кой Моисеем построены: Знаменская церковь (1354 г.) и Дмитриевская в Торгу на Лубянице в том же году, Сковородский монастырь с церковью во имя свя­того Архистратига Михаила (1355 г.), Успенская церковь в Радоговицах (1357 г.) и тогда же церковь во имя Святаго Духа в монастыре того же имени, церковь во имя Сорока мучеников и святого Георгия на Лубянице, в 1359 году Прокопиевская на княжем дворе и святого Иоанна Богослова в женской обители. Умножая храмы, святитель добре пас вве­ренное ему стадо, многих утвердил он учением своим и наставил, хотя и сам претерпел от бесов многие напасти. Есть известие, что святой Моисей подвизался добрым подвигом против стри­гольников-еретиков, восставших против церковной иерархии. К подвигам свя­того Моисея должно быть отнесено и уничтожение в 1358 году в Новгороде языческого обычая «бить бочки». Новгородцы целовали крест в том, что впредь оставят этот обычай. Святитель написал много книг. Письменных поучений святителя не сохранилось до нашего времени, до нас дошло только три Еван­гелия, списанные по повелению боголюбивого архиепископа Моисея, одно из них написано в 1355 году.

Слабость ли сил телесных почувствовал владыка, любовь ли к уединению ска­за­лась сильнее, только в 1359 году он вновь обратился к новгородцам с такими словами: «Изберите себе мужа, которого вам Бог даст».

Несмотря на усиленные просьбы и мольбы, владыка удалился на покой в постро­енный им Сковородский монастырь. Но Бог еще раз призвал святителя к деятель­ности. В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новго­роде вспыхнул сильный мятеж: умертвили многих бояр, разру­ши­ли волховский мост и три дня стояли друг против друга жители Торговой и Со­фийской сторон, готовясь вступить в ожесточенный бой. Тогда пришел из своего уединения старец святитель Моисей; с крестом в руках, окруженный духовенством, он встал на остатках разрушенного моста, посреди враждующих сторон, благословил их и сказал: «Дети, не подымайте брани, да не будет по­хва­лы поганым, а святым церквам и месту сему пустоты! Не вступайте в бой!»

Мятеж утих. Бог не попустил диаволу посмеяться над христианами. Владыка уда­лился в свою обитель, подвизался там в посте и молитве и был образцом смирения и благочестия для собранной им братии.

Тихая блаженная кончина святителя Моисея последовала в 1362 году, в 25-й день января месяца. С великой честью, при всенародном плаче погребен был владыка Моисей в Сковородском монастыре. Святитель Моисей был прославлен от Бога чудесами вскоре после блаженной кончины: прибегающие с верою к честным его мощам мужи и жены получают здравие, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими немощами.

Вскоре после блаженной кончины святого Моисея человек тридцать разбой­ников хотели разграбить Сковородский монастырь, полагая, что святитель оста­вил ему много имущества. Их встретил сам святитель Моисей, завел в тря­сину и хотел потопить, если они не раскаются. Хищники обещались не делать никакого зла обители, тогда выведены были святителем из опасной трясины и отпущены.

Новгородский купец, по имени Алексий, дважды получил помощь от святи­теля Моисея. Один раз он упал с лодки в воду на реке Неве и был поддержан на воде неизвестным благолепным, украшенным сединами мужем. В другой раз также на реке Неве напали на него разбойники, и тот же благолепный старец внезапно появился на корме лодки и невредимо провел лодку среди хищников. По молитве Алексия святой Моисей явился ему во сне и указал место своего погребения, повелел устроить покров над гробом.

Существует рассказ о наказании Новгородского архиепископа Сергия за непочти­тельное отношение к памяти святителя Моисея. Архиепископ Сер­гий, назна­чен­ный на Новгородскую кафедру 4 сентября 1483 года из Москвы, ехал на место своего служения мимо Сковородского монастыря и посетил эту обитель. Помолив­шись святым иконам и отпевши молебен, он вышел в притвор, где показали ему гроб основателя монастыря святителя Моисея. Обратясь к со­про­вождавшему его свя­щеннику, архиепископ Сергий дерзновенно велел открыть гроб святителя. Священник сказал архиепископу: «Подобает святителю святителя скрывати». Архиепископ же гордо укорил святителя Моисея, говоря: «Кого сего смердовича и смотрити!»

Возносясь тем, что он пришел из Москвы к покоренным гражданам, архи­епис­коп Сергий не усомнился святителя назвать смердовым сыном, иными сло­вами — мужиком. «И бысть оттого времени прииде на архиепископа Сергия изумление»: то видели его в Евфимиевской паперти сидящим в одной ряске, то в полдень у Святой Софии сидящим без клобука и без мантии. Вскоре его больного отвезли в Троице-Сергиев монастырь на место его пострижения.

В 1686 году, 19 апреля, чудесным образом были открыты нетленные мощи святителя Моисея: они сами явились посреди церкви перед утренним пением и потом были перене­сены к правой стороне иконостаса; часть его святых мо­щей в 1693 году перенесена в Духов монастырь.

После святого Моисея немало сохранилось вещей, свидетельствующих о его бла­гочестии и подвижнической жизни: двое вериг (одни — в ризнице Софийского собора, другие — в Сковородском монастыре); яшмовые сосуды, поднесенные святым Моисеем святому митрополиту Петру (в Московском Благо­вещенском соборе); там же сосуд из агата с надписью: «В лето 6837 (1328) ме­сяца марта созданы быша сосуды сии архиепископом Новгородским Моисеем». Сохранились в Сковородском монастыре деревянный крест, который был положен со святым Моисеем при погребении и 323 года находился у него в руках; прос­той деревянный посох в Духовом монастыре. В ризнице Софийского собора сохранились крестчатая риза, присланная святому Моисею патриархом Фило­феем; омофор с вышитой надписью: «Моисея архиепископа молитвами Свя­тыя София»; наконец, его келейная мантия.

Точно неизвестно, когда начали в Новгороде местно праздновать память свя­­­тителя Моисея. Несомненно, в первых десятилетиях XVII столетия па­мять празд­новали и притом дважды в год: 25 января — в день его блаженной кон­чины и в шестую неделю по Пасхе. В настоящее время празднуется только день кончины святителя.



Тропарь, глас 8

Чистоты ради жития твоего, пощения же и молитв и трудов сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, иже дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Тем и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, верою и любовию вопием: моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.

Кондак, глас 3

Яко венцем пресветлым украсився днесь, Великий Новград ликует в память пастыря своего и учителя, и, яко диадиму царскую возложивши, честная она обитель светло радуется: прослави бо тя Бог, угодника Своего, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Моисее, Церковь же Божия веселится, созывающи инок сословие велегласно вопити: радуйся, граду твоему и обители похвало и всея Российския страны пресветлый светильниче.

Молитва

О священный отче, святителю Христов Моисее, пастырю и учи­те­лю наш, не отрини нас, с верою притекающих к мощем твоим и тво­ему заступлению и теплою молитвою тя призывающих, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо свое от волков, губящих е, и всякую страну хрис­тианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа, и меча, и огня, и напрасныя смерти, и, якоже помиловал еси грядущаго куплю деяти от потопле­ния и от разбойников, спасл еси святую обитель твою, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и избавит нас шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.