Архив mp3
Архив mp3

меню

Собор святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена

Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям Василию Вели­кому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, и Русская Церковь, каждого порознь и всех вместе чтит и воспевает святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Ермогена — заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. Прежде установления праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками.

После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипас­тырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и от­крыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель тради­цион­ного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (+ 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Москов­ского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской земли.

Подвиг его продолжил святитель Алексий (+ 1378 г.) — «правило монашест­вующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового сла­вянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духов­ные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он сто­ял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала воз­мож­ной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому мо­литвенному предстоянию перед Господом Сил.

Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвя­ти­тель­ское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (+ 1461 г.) — достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Рос­сийских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастыр­ским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списа­ние». Посвященный в архиерейское достоинство святым митропо­литом Фотием (+†1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его пре­емником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви ве­ликие испытания: митропо­литом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святи­тель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много тру­дов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой — он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.

Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (+ 1570 г.). В прошлом московский боярин, он сменил при­дворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой оби­тели, удостоился быть в ней игуменом; иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Гроз­ного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к ми­лосердию, мужественно обличал царя в пролитии невин­ной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.

Святитель Ермоген (+ 1612 г.), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопро­свещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже — в сане митрополита Казанского — составил Сказание о ее обретении и службу. В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского состояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь при­вел святого Ермогена на патриарший престол. Духоносный старец-патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновите­лем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской земли от «нахождения иноплеменных».

Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь патриархов.

Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величест­вен­ных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Мос­ков­ских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия.

Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митро­полита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген — в 1913 году.

Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждо­му из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отчество.

Память святителей также совершается: свт. Петра — 21 декабря/3 января, свт. Алексия — 12/25 февраля, свт. Ионы — 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа — 9/22 января, свт. Ермогена — 17 февраля/1 марта.



Тропарь, глас 4

Первопрестольницы Российстии, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, Православия наставницы, Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Во святителях благочестно пожисте и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте, сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко угодницы Божия благодати.