Святитель Горазд с усердием окормлял свою паству, и противники
Православия — немецкое духовенство, много причинившие вреда святым Кириллу
и Мефодию, начали против него и его сподвижников активную деятельность, пытаясь
настроить против народ. Когда это не удалось, они оклеветали святителя
Горазда и святых пресвитеров Климента, Наума (память 23 декабря/
5
января), Савву и Ангеляря перед моравским князем Святополком, обвинив
в
заговоре и в распространении ложного учения. Латинские миссионеры
предъявили святым те же обвинения, которые они ранее выдвигали против их
учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия: в совершении богослужения на
славянском языке, в переводе богослужебных книг и книг Священного Писания
на славянский язык, в неверном, по их мнению, учении об исхождении Святого Духа
и т. д. Святополк нашел святителя Горазда виновным и, так как сам в то время был
занят войной, предоставил их противникам право суда над святителем и его
помощниками. Латинские миссионеры, в течение многих лет безуспешно пытавшиеся
искоренить Православие в Моравии, теперь торжествовали: началось жестокое
гонение на православных. Святитель Горазд и святые пресвитеры, а также многие
другие христиане были брошены в темницу. Через 80 дней после жестоких истязаний
одних (в преклонном возрасте) изгнали из страны разными дорогами, чтобы
разлучить между собой, других продали в рабство евреям. Посол византийского
императора в Венеции Василий Македонянин выкупил на венецианском рынке
некоторых из них и переправил в Константинополь. Изгнанные же разными
путями отправились в Болгарию, где были с честью встречены болгарским князем
Борисом (852—888; в крещении Михаил), утвердившим христианство в Болгарии и
собравшим при своем дворе людей благочестивых и
просвещенных.
О пребывании святителя Горазда в юго-западной Болгарии свидетельствует список болгарских архиепископов 1156 года, где его имя упоминается между Мефодием и Климентом, а также храм и монастырь во имя святителя Берата в Албании, где под спудом почивают его мощи. Святитель Горазд скончался, очевидно, не позднее 986 года, так как в том году архиепископом Болгарии был поставлен святой Климент.
Вместе со святителем Гораздом в юго-западной Болгарии подвизался и святой Савва.
Святой Климент, изгнанный из Моравии,
пришел в Болгарию вместе
с другими исповедниками — святыми Наумом и
Ангеляром. При первом же вступления на Болгарскую землю они подверглись
искушению. В селении на берегу Дуная святые решили отдохнуть после долгого
пути. Им указали на дом страннолюбивого человека, где тяжело болел единственный
сын хозяина.
Не зная об этом, святые направились к дому, но когда вошли,
юноша умер. Безутешный отец обратил свой гнев на странников, обвиняя их в
чародействе и грозя отдать под суд. Святые, как могли, утешали скорбного отца, а
затем стали молиться над умершим. По их молитве юноша
воскрес.
В Болгарии святые Климент, Наум и Ангеляр некоторое время жили при дворе князя Бориса, утверждая в Православии знатных людей. Вскоре святой Ангеляр скончался и был погребен, очевидно, в Плиске — тогдашней столице Болгарии.
Через некоторое время князь Борис послал святого Климента просвещать болгар в Кутмичивице (область Македонии) и подарил ему при этом три дворца — в Деболе, около Охрид и около Главеницы.
Объезжая вверенные ему земли, святой Климент проповедовал слово Божие и крестил многих язычников. В каждом округе он оставлял учеников, подготовив их для дальнейшей проповеди святого Евангелия. Святого Климента никогда не видели праздным: он учил детей грамоте, много читал, писал книги, организовывал школы для детей и взрослых. В Охриде святой Климент основал монастырь во имя великомученика Пантелеимона.
Около 896 года (возможно, в 893 г.) при болгарском князе Симеоне (888—927) святой Клиент был поставлен первым епископом-болгарином Велицы, где христианство существовало с VII века.
Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил
стройный порядок в богослужение. Он первым из болгарских иерархов стал
служить, проповедовать и писать на славянском языке. На болгарском языке не
было поучений на великие церковные праздники, и клирики,
не знавшие
греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель
Климент, по слову его жития, «сочинил слова простые и понятные на все праздники
и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также говорится, что в
Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и
путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение
в Болгарии.
Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свидетельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы.
Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и основанному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святитель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Охридского установлена в день его тезоименитства — 25 ноября/8 декабря, когда прославляется святитель Климент, папа Римский.
Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства князя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен. Святые мощи, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями: прикасаясь к гробнице святого, больные получают исцеление. В обители был построен каменный храм во имя святого Наума. Память его Святая Церковь совершает 23 декабря/5 января.
Соборная память болгарским просветителям — святителям Клименту и Горазду и святым пресвитерам Науму, Савве и Ангеляру — установлена в день кончины святителя Климента, 27 июля/9 августа.