Архив mp3
Архив mp3

меню




Собор Волынских святых

В 10-й день месяца октября — в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. — празднуется Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих угодников Волынских, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти святые со­дер­жали и утверж­дали на Волыни всеми силами своей души, своей жизни и дея­тельности.

Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Право­слав­ной Церкви Христовой на Волыни. Современная по своему происхождению первоначальному просвещению славян еще от времен святых и равноапостоль­ных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, полити­ческих и гражданских. И тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов пережила Волынь. Но терпением непоколебимым, мечом, кровью почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру.

История Волынской Церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасе­ние России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро-Волынский (+ 1086 г; см. 22 ноября/5 декабря), прп. Стефан Печерский, епископ Волынский (+ 1094 г., см. 27 апреля/10 мая), св. Амфилохий, епископ Волынский, Печерский чудотворец (+ 1122 г.; см. 10/23 октября), прп. Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский (+ 1460 г.; см. 11/24 августа), св. прав. дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская (+ 1546 г.; см. 6/19 июля), прп. Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский (+1651 г.; см. 28 августа/10 сентября) и св. прмч. Ма­карий, архимандрит Овручский (+ 1678 г.; см. 7/20 октября). Из этих святых только один прп. Иов почивает на Волыни, в лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, прп. Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире-Волынском. Из остальных святых угодников свт. Амфилохий и прп. Феодор, например, покоятся в Киеве в Дальних пещерах; там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. Блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимиро-Волынского тоже перевезен в Киев для по­гребения и там положен в церкви св. апостолов Петра и Павла, которую сам создал. Что касается прпмч. Макария Овручского, то мощи его еще далее — в Переяславле Полтавской губернии, в каменном храме Вознесенского монастыря.

Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны свт. Петр, митрополит Киево-Московский, с именем коего издревле в отечественной истории нашей соединяется наиме­нование уроженца и игумена Волынского. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находятся свт. Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней волынской дворянской фамилии Кульчицких.

Вследствие векового, неразрывного единства, в каком земля Волынская на­хо­ди­лась всегда с остальными областями Русскими, по единству веры и на­род­ности, непрерываемому в самые трудные времена польского преобладания в пределах Западной России, на Волынь из России являлись непрестанно то князья, то всероссий­ские первосвятители, архипастыри и другие подобные им лица, по разным обстоятельствам посещавшие Волынские пределы для устроения Волынской Церкви, назидания ее древних городов и т. п.

Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу (+ 969 г.), которая так из­вест­на усми­рением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губер­нии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просвети­тель Волыни и основа­тель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, кото­рый в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие-многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставле­ния», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена.

Наконец, даже святые и равноапостольные братья-просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Во­лынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посы­лали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простира­лись в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри.



Тропарь, глас 4

Приспе день светлаго торжества, людии волынстии радуются, и с ними вся Российская Церковь ликовствует во псалмех и пениих, и песнех духовных, днесь бо, якоже солнце незаходимое, всем возсия память святых и богомужных угодников и чудотворцев Волынских святителя Стефана чуднаго, иерархом Волынским первопрестольника, и святаго благовернаго Ярополка, блаженнаго страдальца богомужнаго, и с ним Амфилохия, святителя Волынского, и победоноснаго Феодора, Острожского князя богодарованнаго, и преподобнаго Иова, Почаевскаго присноблаженнаго, ихже молитвами, Господи, землю отеческую нашу в Православии и мире утверди, и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную, Пресвятую Матерь Свою Богородицу, благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей и чудотворней иконе на горе Почаевстей и заступленьми прочих угодников волынския паствы, Иулианиии, блаженныя девы Ольшанския, и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Ин тропарь, глас 4

Приспе день светлаго торжества, обитель Печерская радуется и с нею благословенная Почаевская лавра ликовствует во псалмех и пениих, и песнех духовных, днесь бо, якоже солнце незаходимое, всем возсия память преподобных и богоносных отец Печерских, от нихже волею Божиею изыдоша первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей, ихже молитвами, Господи, землю отечествен­ную нашу в Православии и мире утверди и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную, Пречистую Матерь Свою Богородицу, от лет древних блдгодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей и чудотворней Своей иконе в обители Почаевстей в просвещение и спасение душ наших.

Кондак, глас 8

Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли, похвальная восписуем вам, святии: Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре, Иулиание, Иове и Макарие, присноблажении! Тем яко имущии благодать и милость у Христа Бога нашего, от всяких нас бед свободите да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарне: радуйтеся, преславнии угодницы Божии и земли Волынския украшение.

Ин кондак, глас 8

Избраннии от родов угодницы Божии, преподобнии Печерстии: Мер­курие и Симеоне, Акиндине же, Лукиане, Памво и Поликарпе, Авраамие, Алексие, Евстафие, Елладие, Ефреме, Иерониме, Луко, Меладие, Онисиме, Персие, Павле, Сергие, Сисое и Феофиле, Анатолие же, Афанасие, Исидоре, Кассиане, Лаврентие, Пафнутие, Пиоре, Сисое вторый и Софроние, от нихже изыдоша первоначальницы иноче­с­каго жития на горе Почаевстей, вас не потаила есть земля, небо же и рай­­ския селения отверзошася вам. Темже мы, похвальная песни Богу, прославльшему вас в памяти вашей, приносяще, из глубины душевныя вопием вам: от всех бед вашими молитвами заступайте нас, зовущих: радуйтеся, Печерстии чудотворцы и обители Почаевския слава и утверждение.