Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святого Софрония, епископа Иркутского

Святитель Софроний, епископ Иркутский, извест­ный под фамилией Кристалев­­ский (в миру Сте­фан), родился в Малороссии, в Черниговском по­лку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, кре­с­тьянин; в данном случае — служивый крестьянско­го происхождения).

Детские годы святого Стефана проходили в мес­течке Березань Переяслав­ского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата — Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногор­ского Золотоношского монастыря.
С воз­растом святой Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя — Иоасаф, епископ Белгородский (+1754; 10/23 декабря), и Павел, митрополит То­больский (+1770; 4/17 ноября).

Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Красногорский Преоб­раженский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат.
23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Соф­рония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта).

В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покров­ском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом — иеро­монаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотонош­с­ком монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за ко­торыми в ходатайстве пребыл два года».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о жизненном пути свя­тителя. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславле, он часто уеди­нялся в расположенном недалеко Преображенском монастыре для безмолв­ного созерцания и других иноческих трудов.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петер­бурге, на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходи­мость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе святой иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени друж­ба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия — все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святой Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподава­ния в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского, и нижняя, во имя свя­тителя Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окорм­ления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741—1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Алек­сандро-Невского монастыря святого Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды госуда­рыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетво­рить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произ­вола людского».

18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Москов­ского Кремля святой Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нер­чинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Москов­ский и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал
о своево­лии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать обра­зо­ван­ных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою пер­вую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал бла­гословение на свое служение у Киево-Печерских угодников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Воз­не­сенский монастырь — место жительства своих предшественников, мо­лился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого, +1731; память 26 ноября/9 декабря). Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослуже­ния в Иркутской епархии. Проницательный святитель назначал настоятелями монас­тырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духов­ным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и спод­вижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамят­ный настоятель послужил монастырю 33 года до своей кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обу­чением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

В проповедях и личных беседах святитель Софроний неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Большое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения и таинств священно­слу­жителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о по­ложении женщин в семье, охранял их от несправедливостей. Святитель Соф­роний старался повсеме­стно водворить уставное богослужение, для чего выз­ывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые сослу­жи­ли во время архиерейского богослужения, участвовали в хоре или иподиакон­ст­во­вали. Особыми указами он вос­становил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в Сибири, святитель Софроний положил много трудов на просвещение язычников.

С этой целью он заботился об устройстве быта малых народов, способствовал раз­витию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для посе­ле­ния монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язы­чест­ва. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за бла­гословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о вечности, о своей внутренней духов­ной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, кото­рый сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом коли­честве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие подвижнических трудов святителей Феодосия, архи­епис­копа Черниговского (+1696; память 5/18 февраля), Димитрия, митрополита Ростовского (+1709; память 28 октября/10 ноября), Иннокентия, епископа Иркут­ского (+1711; память 9/22 февраля).

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно спо­собствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что трудно было подобрать достойного преемника.

Последние дни жизни святитель Софроний провел в молитвенном подвиге. Скон­чался он в преклонных летах 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи.

Празднование святителю Софронию установлено на Поместном Соборе Рус­ской Православной Церкви 10—23 апреля 1928 года. На второй сессии этого Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона, Московского и всея Руси, была утверждена служба святителю Софронию.

Тропарь в этой службе составлен управлявшим в то время Иркутской епар­хией архиепископом Иоанном. Другой тропарь употребляется ныне в Красногор­ском Золотоношском женском монастыре в честь Покрова Божией Матери.

Память святителя Софрония совершается также 30 июня/13 июля, в связи с прославлением его 30 июня 1918 года.



Тропарь, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, добре управил еси иноческия обители и, архиерейства саном почтен быв, упасл еси иркутскую паству, темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси и молиши Христа Бога избавити нас от бед и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 1

Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирския, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския Церкве и всеми святыми, выну имаши благоволение Господа славы, призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих, с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления, моли, Егоже проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оляденевшая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Соименнаго мудрости иерарха, изрядное Церкве Иркутския украшение, отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии, той бо есть хранитель града и страны сея и молитвенник о душах наших.

Ин кондак, глас 3

Пастырей Начальнику, Христу трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашея, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовой, и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.

Молитва

Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молит­венниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядаю­щаго огня. Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.