Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святителя Василия, епископа Рязанского - преставление

Святитель Василий жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершил в Муроме. Там он принял мона­шество, и когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве муромской и рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в пись­менных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Кон­стантина с чады его, многим летом минувшим, и по запу­стении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благовер­ные княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Ки­ева
в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий пер­воначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богоро­дицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев та­кожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашест­вием собирал во единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любве­обильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святи­теля Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Васи­лий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разо­шелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме; совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, сняв с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святи­теля. Пораженные чудом, муромцы рас­каялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самим появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыко грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии святителя, при­нял его с великой радостью. Великий князь рязанский Олег «срети его со кресты».

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарован­ного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муром­ской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее при­току Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынеш­няя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую еписко­пию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала собор­ной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Ва­силий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе (при перестройках собора могила оказалась снаружи храма).

Житие святителя Василия, епископа Рязанского, помещено в Прологе под 21 мая вме­сте с житием Муромских чудотворцев благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, а также под 21 апреля — в день празднования чудо­творной Муромской иконы Божией Матери.

Сказание, или Повесть, о святителе Василии в составе Жития князя Констан­тина и чад его Михаила и Феодора известно в трех редакциях: пространной, средней и сокращенной. Известны и самостоятельные списки Сказания, или Повести, о свя­тителе Василии, восходящие к XVI веку.

Автором Повести считают Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма) — про­топопа московской церкви Спаса-на-Бору, который собрал сведения о святи­теле Василии в Муроме в том виде, как хранила их память народная. Известно, что автор повести был близок к кругу митрополита Московского Макария (+1563; память 31 декабря/13 января) — собирателя житий русских святых. Повесть о святителе Василии предназначалась для царя Иоанна Грозного.

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святи­теля Василия. 10 июня 1609 года, при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605—1617), состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в кремле Переяславля Рязан­ского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522—1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязан­ской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

При архиепископе Моисее (1638—1651), в 1638 году, над мощами святителя Ва­силия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Муромской Пресвятой Богородицы «Моление Василия». Известно, что в это время в рязан­ских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года впер­вые торжест­венно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского первосвятителя был сподвижник патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651—1655).

В 1722—1723 гг., при императоре Петре I, состоялось свидетельство святости святи­теля Василия. После этого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми.

Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским и Муромским (1752—1757) составил службу святителю Василию, «взяв во внима­ние прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мо­щами свя­тителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепис­копом Ря­занским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778—1804).

В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; † 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в неделю Всех святых.

В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын; 1867—1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику.
В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876—1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — день блаженной кончины и 10/23 июня — день перенесения его святых мощей.

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве хр­амов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.



Тропарь, глас 4

Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, яко на легкий корабль, возшел еси, на нейже паче естества, яко бесплотен, по водам шествие творя, промышлением Вышняго и заступлением Богоматери управляемь, богоспасаемого града Рязани достигл еси, и в нем архирейства престол восприим, богоданную паству Рязанскую добре упасл еси. Святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися, да благодарною душею зовем ти: радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Молитва

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаше велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившего тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от нетления
в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветер напастей и бурю страстей утоляющи, тихое и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердный Господь всякое прегре­шение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей православной вере и благочестии, исполняя сердца наше любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Росийстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людях, да ниспослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли пло­доносие и вся на пользу настоящего жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от всякаго зла, да тако в мире, благо­денствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сия прешедше, внидем в вечное Царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душам и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотвор­ною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, благоспасаемого града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавльшаго тя от злокозненных страстей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев нас милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матери Своея и твоим теплым за ны пред­стательством, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва

Богоизбранне первосвятителю наш и угодниче Христов Василие, святостию жития твоего, чудным по водам плаванием и нетлением мощей твоих препрославленне! Предстоя Престолу Вседержителя и имея велие к Нему дерзновение, моли Его, да пробавит милость Свою к нам, грешным и недостойным рабом Своим, и дарует народу здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем Церкве да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; градоначальником и судиям — страх Божий, правоту и безкорыстие; воином — терпение, мужество и на враги одоление; супругом — взаимную любовь, верность и единомыслие; куплю деющим — праводушие, земледельцем — трудолюбие и трезвенность, сирым — призрение, болящим — исцеление, обидимым — заступление, оклеветаваемым — оправдание и всем людем паствы твоея вся ко временней и вечной жизни потребная. Паче же моли Господа, молитвенниче наш, да простит нам всякое согрешение, вольное и невольное, и очистит от всякия скверны плоти и духа, да избавит от козней исконнаго врага, ненавист­ника и человекоубийцы, и сохранит от клеветы человеческия; да утвердит во истинней спасительной вере и нелицемернем благочестии; да соблюдет от суемудрия и душетленных учений духов лестчих, действующих в веце сем в сынех противления; да охранит сердца наша от прельщения красными мира сего и да научит отрекатися от плотских похотей и страстей, горняя мудрствовати, а не земная. Моли, отче наш, Всесвятаго и Божественнаго Духа, да возсияет свет благодати Его братиям нашим по плоти, во тьме лжеверия седящим, и да познают Христа, Бога Истиннаго, единаго Спасителя всех человек; да возсияет свет сей и блуждающим на распутиях раскола, да вразумятся и приидут во ограду Православныя Церкве, в нейже единей несомненно содеявается вечное спасение верных.
О святителю Христов, молитвенниче наш! Моли Христа Бога и Пречистую Матерь Его, да упразднит вражды наша и нестроения, соединит же вся ны богоподобною любовию, да в мире и единомыслии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, друг друга тяготы носяще, добрым подвигом подвизаемся и, течение скончавше, достигнем в тихое пристанище Небеснаго Царствия и прославим неизреченное человеколюбие и милосердие Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.