Архив mp3
Архив mp3

меню

Житие святых благоверных Василия и Константина, князей Ярославских

Мало сохранилось сказаний в летописях отечест­венных о подвигах сих благоверных князей и не­много дополнил эти сказания позднейший описа­тель жития их, инок Пахомий, но благоухание свя­той их жизни исполнило их княжескую вотчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценной память их в Ярославле. Они были детьми благоче­стивого князя Всеволода Константино­вича и супру­ги его Марины, дочери курского князя Олега.

В 1236 году разразилась над Россией грозная туча, давно над ней висевшая: вторгся в нее свирепый Батый с бесчисленными полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль со многими иными городам Северной Руси. На берегах реки Сити в 1238 году разгорелась кровавая сеча, в которой пал князь Всеволод Ярос­лавский со своим братом князем Георгием.

Осиротевшие юные князья Василий и Константин остались с матерью своей в разоренном их наследии, и старший наследовал княжение. Горькая пред­стояла им участь в краткие дни правления своего, но, несмотря на юный возраст, они проявили разумение и волю, свойственные зрелым мужам.

Тяжкая была эпоха для земли Русской под игом монгольским, но чудная была судьба страждущей Руси: как неопалимая купина, горела она и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время! Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они своей родовой областью, не вступаясь в меж­доусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, вра­че­вали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы, но и их святая жизнь не продлилась ко благу земной их отчизны.

В 1242 году юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с вели­ким князем киевским Ярославом (1190—1246). По возвращении князь Василий вступил в брак с княжною Ксенией. Они имели двух детей
в благо­честивом супружестве: дочь Марию и сына Василия, умершего в мало­летстве. Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь святого князя Василия, как по­вествует его биограф инок Пахомий, была недолгая, но добрая, исполненная многих духовных утешений. Зимой 1249 года князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским, заболел и там скончался 8 февраля. Гроб с его честными останками провожал от Владимира до Ярославля великий князь Александр вместе с двою­родными братьями почивавшего ростов­скими князьями Борисом и Глебом. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл (1230—1262). Тело святого князя Василия было положено в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне.

Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время кня­жение братнее. Ватаги татар беспрестанно скитались по опустошаемой земле Русской, разоряя ее пределы. В 1252 году они опустошили Суздальское кня­жество. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. 3 июля 1267 года татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу. На возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов
с обеих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за православную веру и независимость родины.

Гора, на которой происходило сражение, с тех пор называется Туговой, как место туги (печали) и слез, пролитых осиротевшими ярославцами. Тело благо­верного князя Константина было с честью погребено в соборном Успенском храме Ярос­лавля, рядом с телом своего брата благоверного князя Василия.

В 1501 году Ярославский кремль был опустошен пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными мощами. По надписям на каменных плитах узнали, что это святые мощи князей Василия и Константина. После совершения соборной панихиды оба гроба со святыми мощами были опущены в землю. Внезапно поднявшаяся буря с громом и ливнем, продолжавшаяся две недели, устрашила ярославцев. Он приняли это за знамение небес­ного гнева, потому что не воздали должной почести благоверным князьям своим, которые как бы возвратились к ним своим нетлением через два с поло­виной столе­тия. По просьбе народной архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон с духовенством торжественно перенесли святые мощи из кремля в храм во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Великий князь москов­ский Иоанн III (1440—1585) тогда же повелел строить каменный собор. Когда храм был сооружен, Иоанн III, посещая Ярославль, не раз приходил поклониться святым мощам благо­верных князей Василия и Константина, от которых проис­ходили многие чудесные исцеления. Придел в этом соборе с давних пор освящен во имя святых благоверных князей Василия и Константина. Память их совер­шается 3/16 июля.



Тропарь, глас 2

Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших, Церковь же Божия радуется, приемши телеса ваша, людие, песненный лик составльше, духовною цевницею вопиют: ликуй, Василие, радуйся, Констан­тине, Ярославлю славо и всей России радосте.

Ин тропарь, глас 8

Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему, и достигосте к небесней высоте, благовернии велиции князи Василие и Константине, и безстрастным житием украсисте души своя, пощением же изрядно победисте бесовския полки, и восприясте чистую совесть, в молитвах яко безплотнии пребысте, возсиясте в мире, аки солнце, преславнии, молите спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко цвети честнии различнии, в райстей пищи процветше невещественно, отечеству своему славу велию и сродником похвалу и честь явльше, всеистиннии победницы, великий Василие и славный Кон­стантине, но убо не престайте молящеся о граде вашем и о всех рабех своих, избавити от напастей, и бед, и всяких лютых обхождений, вопиющих вам: радуйтеся, граду нашему Ярославлю великое утверждение.

Кондак на обретение мощей, глас 4

Днесь Церковь разширяет недра своя и приемлет многоцелебныя мощи ваши, добропобеднии страдальцы, Василие славне и Констан­тине богомудре, и, яко шипок благовонный, напаяется пречудными ароматы, богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ, от преславных мощей ваших, и радостно чад своих созывает вопити: радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.