Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского

Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Вла­димира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088—1093 и 1095—1117 гг. княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий (+15 апреля 1132 г.). В 1117 году, когда великий князь Влади­мир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на новгородском княжении. Благоверный князь Всеволод отличался благочес­тием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воз­двиг множество храмов, среди которых — собор великомуче­ника Георгия в Юрь­евском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опо­ках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в мла­денчестве (+1128). В уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. В страш­ный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всево­лода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но млад­шие сыновья Мономаха — Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племян­ника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольстви­ем. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них. «Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, — отметил нов­городский летописец, — а целовал крест новгородцам, сказав, «хочу у вас умереть».

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый побе­доносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135—1136 гг. на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враж­дебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всево­лода осудило на изгнание: «изгнание претерпел еси от своих», — поется в тропаре святому. Полтора ме­сяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерей­ском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, «пустиша из города».

Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгород­скую волость под Киевом, где в X веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня российская Ольга (память 11/24 июля). Ольга, «градов Ки­ева и Пскова изрядная доброто», защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, пом­нив­шие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину рав­ноапостольной Ольги. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей.

Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм «об одном верху — Святая Троица».

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод — 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опом­нившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не двину­лась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого, псковичи положили святого Все­волода в храме св. великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни: «чести моей никому не отдам».

27 ноября 1192 г. обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые нетленные мощи бла­говерного князя Всеволода вместе с прежней дубовой гробницей были положены в новую серебряную и перенесены из правого придела в главный собор.

Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапос­толь­ной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена кре­постная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всево­лода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Печерской иконы (память 1/14 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

Житие святого князя Всеволода-Гавриила написано в 1550—1552 гг. пресвите­ром Василием, в иночестве Варлаамом. В «Иконописном подлиннике» о святом сказано: «Рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого, пошире и подоле, шуба червчата, испод лазарь, на главе шапка княжеская, в руке церковь пра­зелень с белилом, об одном верху, Святая Троица».



Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник, пренесение честных мо­щей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочес­тивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак, глас 8: Подобен: Взбранной

Возвеселися, Христова церковь, имущи в себе источника чудесем обильна. Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твои, в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся, сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его, от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены. Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся и радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще: радуйся, утверждение граду нашему.