Архив mp3
Архив mp3

меню




Житие святого благоверного князя Ярополка Изяславича Владимиро-Волынского

Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын ве­ликого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Влади­мира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира.

В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами1). Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оста­вить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье.

После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вяче­слав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них — Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; + 1060 г.) — не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Вла­димир Ярославич (+ 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Рос­тислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, (+ 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упо­минаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черни­говский (+ 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, + 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский (+ 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский (+ 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, + 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка (+ 1118 г.).

При жизни св. Ярополка на Киевском столе сменилось немало князей: отец его, Изяслав Ярославич, первый раз — с 1054 г. по 1068 г., Всеслав Брячи­сла­вич — с 1068 г. по 1069 г., Изяслав Ярославич во второй раз — с 1069 г. по 1073 г., Святослав Ярославич — с 1073 г. по 1076 г., Всеволод Ярославич — первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев), Изяслав Ярославич третий раз — с 1076 г. по 1078 г., Всеволод Ярославич во второй раз — с 1078 г. по 1093 г.

Первый раз Изяслав был изгнан из Киева 15 сентября 1068 года, после поражения от половцев, возмутившихся против него народом, который про­возгласил своим князем Всеслава полоцкого, сидевшего тогда в киевской тюрь­ме. Изяслав бежал в Польшу, оставив свое имущество на разграбление киевлянам, а через семь месяцев (весной 1069 года) с по­мощью поляков он снова занял Киев. В наказание за обиду Изяслав изгнал Всеслава из Полоцка и посадил туда сына своего Мстислава, а когда Мстислав умер — другого сына, Святополка. Но храбрый и предприимчивый Всеслав вскоре набрал большую и сильную рать, ограбил Новгород и, разумеется, выгнал Святополка Изяславича из По­лоцка. Против Всеслава, по приказанию отца, пошел с войском благовер­ный князь Ярополк. Они встретились у Голотичска, и Ярополк разбил Всеслава (в 1071 г.). Од­нако побежденный Всеслав удержался на Полоцком столе и при­мирился с великим князем.

Скоро открылась вражда между брать­ями Ярославичами. Великий князь один теперь вел войну с полоцким кня­зем — братья ему не помогали; один он заключал с ним и мир. Но это по­казалось подозрительным. Братья стали думать, что Изяслав сносится с Всеславом «на лихо» им и потому против него вос­стали: Святослав черниговский и Всеволод переяславский по­шли на вели­кого князя войной. Изя­слав должен был второй раз бежать из Киева в марте 1073 года, оставивши великокняжеский престол Святославу.

С имуществом и семьей Изяслав выехал снова в Польшу. Изгнание его про­должалось на этот раз более трех лет.

Печаль и горе изгнания разделял с отцом и верный сын его Ярополк. У польского короля Болеслава Смелого (Болеслав II, Смелый, сын Казимира I, правил Польшей с 1058 по 1082 гг.) Изяслав просил помощи против братьев-обидчиков. Но польский ко­роль воевал тогда с Чехией и не мог оказать ему помощи. Этого мало. Король со своими вельможами захватил часть имения Изяслава и указал ему путь.

Тогда изгнанник поехал просить помощи к германскому императору Генриху IV (был императором с 1050 по 1106 гг.) и принес ему богатые дары. Император не отказался быть его защитником и даже послал в Киев своего чиновника, требуя под угрозой войны, чтобы русские князья возвратили Изяславу законную власть. Но и император не мог оказать изгнаннику-князю никакой сущест­венной поддержки, ограничился лишь пустыми угрозами Святославу.

Вероятно, одновременно с обращением к императору, а может быть и вскоре после того, не дождавшись императорской помощи, Изяслав обращался к папе Римскому, знаменитому Григорию (Григорий VII Гильдебрандт, был римским папой с 1073 по 1085 гг.) и посылал к нему одного из своих сыновей. Сын Изя­слава молился в святых местах Рима. Благосклонно принятый папой, русский князь просил его помощи и, если верить словам папского послания, смиренно молил, чтобы папа властью святого Петра утвердил его на княжении, даже буд­то дал присягу быть верным Римскому престолу, то есть признал и мирскую и духовную власть папы над Русью (едва ли можно решительно отрицать это грустное происшествие — обращение русского великого князя к Римскому па­пе и готовность признать власть последнего над государством и даже над Церковью Русской. Но оно бросает тень на великого кн. Изяслава, а не на сына его, ко­то­рый явился лишь послом от своего отца и делал то, что ему было поручено. Притом же неизвестно, который из двух сыновей Изяслава был у Римского первосвященника — Ярополк или Святополк (Мстислав Изяславич умер ранее). Наконец, из этого обращения к папе ничего не вышло для распространения его власти над Русью: Русь осталась православной и вовсе независимой
от Рима).

Сверх того, князь жаловался папе на хищничество польского короля, испо­ведовавшего римскую веру, и почтительно просил, чтобы папа своей духовной властью побудил короля Болеслава возвратить Изяславу ограбленные у него сокровища. Папа исполнил последнюю просьбу и в послании своем к королю заклинал его именем Божиим возвратить русскому князю похищенное имение.

Но вмешательство папы в русские дела не принесло изгнан­ному князю поль­зы, хотя польский король и решил помогать ему. Более года Изяслав дол­жен был оставаться за границами родной земли и вернул себе Киевский стол в силу договора с братом.

В самом конце 1075 года умер в Киеве Святослав, оста­вивши великое княже­ние брату своему Всеволоду, который вступил на Киевский стол 1 января 1076 г. Но Всеволод вскоре примирился с старшим братом своим Изяславом, который, впрочем, шел тогда на Русь с поляками, и добровольно уступил ему великокня­жеский престол. Изяслав в третий раз сел в Киеве 15 июля 1076 года.

Скоро благоверный князь Ярополк получил от отца своего в управление го­род Вышгород. Но не надолго успокоился благоверный князь Ярополк, не дол­го он мирно правил Вышгородом. В 1078 году он снова должен был принять участие в печальных событиях того времени: между князьями про­изошли новые раздоры, поднялась междоусобная война. Сын покойного Святослава Ярославича Олег вместе с Борисом, сыном Вячеслава Ярославича, наняли половцев (полов­цы — кочевой народ татарского происхождения и языка, появились в южно­русской степи в 1055 г.). Войдя с ними в пределы Черниговского княжества, разбили дядю своего Всеволода (25 августа) и выгнали его из Чернигова. Все­волод поехал в Киев, к великому князю Изяславу, и рассказал ему про свое несчастье. Изяслав утешил брата, обещал ему помощь и сказал между прочим: «Я сложу за тебя голову».

Немедленно собрал Изяслав войско и выступил на племянников с благовер­ным князем Ярополком; Всеволод пошел с сыном своим Владимиром Мономахом. 3 октября произошла злая сеча на Нежатине Ниве. В ней пал Борис Вячеславич, хваставший перед битвой, что с одним своим войском разобьет врагов, потом убит был и великий князь Изяслав. Он стоял с пешими полками, как вдруг на­ехал неприятельский всадник и ударил его копьем в плечо. Рана была смер­­тельна, и великий князь тут же скончался. Битва продолжалась, и побежденный Олег едва убежал в Тмутаракань. Тело убитого князя везли сначала на лодке, а потом на санях. Благоверный князь Ярополк следовал за ним до самого Киева и вместе с дружиной своей горько оплакивал внезапную кончину отца. «Отец, отец мой, — говорил он, — не без печали ты пожил на этом свете; много на­пас­тей принял от людей и от братии своей. И вот погиб ты не от брата, а за брата сложил голову!»

Останки князя Изяслава положили в мраморную гробницу и с честью по­хо­ронили в одном из храмов Киева.

После смерти Изяслава великокняжеский стол занял Всеволод Ярославич. Добрый князь поспешил наградить племянника за его верную службу: он дал Ярополку в том же 1078 году Владимиро-Волынское княжество, присоединив к нему и Туров.

Более пяти лет благоверный князь мирно правил своим княжеством. Мир нарушили принятые и облагодетельствованные Ярополком князья — изгои Ростиславичи. Сыновья его, двоюродные братья Ростислава Владимировича — Володарь, Рюрик и Ва­силько, не имевшие никакой волости, не знали даже, где прикло­нить голову, и нашли приют у доброго князя Ярополка во Владимире Волынском. Но Володарь вскоре убежал от него искать счастья в чужой земле, а Рюрик и Василько отплатили своему доброму дяде черной неблагодарностью.

В 1084 году благоверный князь Ярополк отправился на Пасху в Киев, чтобы провести светлый праздник у дяди своего, великого князя. Отсутствием Яро­полка и воспользовались Рости­славичи. Они убежали из Владимира, собрали дру­жины и, когда Ярополк вернулся, выгнали его. Права изгнанного князя восстановил великий князь Всеволод. Он послал Мономаха, ко­торый прогнал Ростиславичей и посадил Ярополка на Владимиро-Волынский стол. Но борьба с Ростиславичами еще не кончилась. По крайней мере, Владимир Мономах не раз ходил с войском на Волынь и заключил тесный дружественный союз с Ярополком.

К сожалению, дружба эта была вскоре нарушена опять благо­даря князьям изгоям. Побуждаемый постоянными требованиями безземельных и беспокойных князей, особенно Давида Игоре­вича, который грабил купеческие караваны, иду­щие в Киев из Константинополя, и тем пресекал торговлю Руси с Византией, и двух Ростиславичей, великий князь, желая усмирить их, роздал им города в западной части Волынского княжества: Да­виду — Дорогобуж, а Ростислави­чам — Перемышль и Теребовль. Но так как города эти с давних пор входили в состав Владимиро-Волынского княжества и составляли с ним одно целое, то Ярополк Изяславич был обижен захватом своих земель. Под влиянием этой обиды, да к тому же побуждаемый злыми советниками, Ярополк стал готовиться в поход на великого князя. Но Всеволод предупредил его. Он послал против Ярополка свои войска под начальством Владимира Мономаха, и волынский князь бежал в Польшу, оставив свою мать, жену Ирину и дружину в Луцке. Мо­номах захватил их в плен и отвел в Киев, взял его имение, а стол Владимиро-Волынский отдал Давиду Игоревичу. Это случилось в 1085 году.

На следующий год Ярополк возвратился из изгнания, за­ключил мир с Мо­номахом и опять, благодаря его дружбе, стал княжить на Волыни. Но не долго, всего несколько дней, пришлось ему управлять княжеством: скоро благоверный князь Ярополк был предательски убит.

По каким-то делам, может быть походом, он отправился в Звенигород, один из городов Галицких. Когда дорогою князь покойно лежал на санях, ка­кой-то нерядец, ехавший подле на коне и, вероятно, находившийся в дружине Ярополка, вдруг приблизился к нему и вонзил саблю в бок. Ярополк вскочил, извлек из себя окровавленное оружие и, громко воскликнув: «Ох! Этот враг погубил меня!», испустил дух.

Кончина благоверного князя последовала 22 ноября 1086 года. Нерядец совершил убийство князя, говорит летописец, по наущению диавола и злых людей — каких именно, не указывают. Но судя по тому, что убийца бежал к Рюрику Ростиславичу в Перемышль и что впоследствии Ростиславичей обвиняли прямо в этом убийстве, можно предполагать, что нерядец был подослан ими.

Княжие отроки взяли тело благоверного князя-мученика и повезли сначала во Владимир-Волынский, а оттуда в Киев, чтобы похоронить его там. 5 декабря честные останки блаженного князя прибыли к Киеву. Великий князь Всеволод с двумя сыновьями своими, митрополит Иоанн с собором духовенства, бояре и весь народ от мала до велика вышли встретить тело благоверного князя Ярополка. Плакали киевляне над безвременно скончавшимся князем. С торжест­венным пением псалмов и молитвенных песнопений проводили его до монастыря святого Димитрия и, приготовив к погребению, с честью положили в мраморном гробе, в каменной церкви святого апостола Петра, которую сам благоверный князь начал строить.

По свидетельству современника-летописца, князь Ярополк в жизни своей явил образец истинно-христианского благочестия.

«Блаженный князь Ярополк, — пишет древний летописец, — был кроток, смирен, братолюбив и нищелюбив; давал десятину церкви Святой Богоро­дицы ежегодно от всего своего имения: от всех стад своих и от хлеба». Особенно усерд­но почитал князь святого апостола Петра, имя которого носил. В древней рукописи, принадлежавшей матери святого Ярополка, княгине Гертруде, святой князь изображен молящимся с воз­детыми руками перед святым апостолом Петром. Имени первоверховного апостола он посвящает храм в монастыре отца своего, как упомянуто выше.

Благоверный князь был усердный жертвователь. В Киево-Печерский монас­тырь он пожертвовал, — повествует летописец, — «все имущество свое: Неболь­скую волость, Деревьскую и Лучскую и (земли) около Киева». Это значит или то, что князь отдал монастырю все свои частные недвижимые имения, или то, что он дал наиболее устроенные с стороны их хозяйства. Одного этого вклада было достаточно, чтобы монастырь Печерский стал богатым.

Много бед принял благоверный князь: без вины изгоняем был своей братией, обидим, ограблен, наконец, принял и горькую смерть, за что и сподобился упо­коения в вечной жизни. Всегдашняя молитва князя была такова: «Господи Боже мой, Иисусе Христе! Приими молитву мою и дай мне смерть такую же, какую Ты дал братьям моих — Бо­рису и Глебу, от чужих рук, чтобы омыть мне все грехи своею кровию, избавиться от суетного мира и сети вражией».

И Господь услышал молитву блаженного князя: даровал ему благодатную кончину мученика и сподобил тех неизъяснимых благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его
(1 Кор. 2, 9).

Благоверный князь оставил после себя семью, по край­ней мере двух сыновей, упоминаемых в летописях, — Яро­слава и Вячеслава, и одну не известную по имени дочь, бывшую в замужестве за полоцко-минским князем Глебом Всеславичем.

Празднование святому благоверному князю Ярополку Изяславичу совер­шается местно в Почаевской лавре. Когда началось оно, точно не известно, но первый раз имя князя Ярополка в числе святых встречается в конце XVI или начале XVII вв.



Тропарь, глас 4

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче, страстотерпче святый, благоверный княже волынский, и пролиял еси кровь твою, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы богоблаженнии, Борис и Глеб; ихже подвигам ревнуя благочетно, Господеви взывал еси усердне: даруй ми кончину, якоже братиям моим, да и аз омыю грехи моя кровию моею, и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго. Темже днесь сошедшеся в память твою верою и любовию славим Господа, укрепившаго тебе в подвизе напрасныя смерти. Якоже бо агнец незлобивый от раба заколен еси, и себе самого жертву непорочну Господеви принесл еси. Его же моли, присноблаженне, спасти отечество твое, и державе сродник твоих богоугодней быти, и сыновом российским спастися.

Кондак, глас 3

Возсия днесь преславная память твоя, благородне страстотерпче Христов Ярополче богомужне, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Темже к тебе днесь притекающе, с любовию взываем радостно: блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими, и свята селения, приимшая дух твой, идеже в раи нетленныя пищи наслаж­даяся, не забуди нас, воспевающих тя, но присно поминай в молит­вах твоих к Богу, да избавимся от всех бед и скорбей, иже присно память твою почитающии.

23 ноября/6 декабря совершается память святого благоверного вели­кого князя Александра Невского, в схиме Алексия, всея России чудотворца (житие см. 30 августа/12 сентября)

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокро­вище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и державе Российской бого­угодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 8

Яко звезду тя пресветлу, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии; моли спасти Отечество твое и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти: радуйся, граду нашему утверждение.