Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

7-я Московская международная биеннале современного искусства

780

Добрый день, уважаемые радиослушатели! Сейчас в нашем эфире «Время культуры», а это значит – самое время рассказать о главном художественном событии осени в Москве – 7-ой биеннале современного искусства. Она проходит в столице по нечётным годам. На этот раз основной проект открылся 19 сентября в Новой Третьяковке – что на Крымском валу. Проекты и события параллельной программы биеннале примут у себя еще 73 площадки. Среди них - Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Центр современного искусства «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «Холст», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие. Так что до 18 января , а это последний день биеннале, – есть шанс попробовать разобраться в том, что волнует современных художников.

Стретегию Биеннале, приоритеты и участников определяла японка - Юко Хасегава. Она – директор Музея современного искусства в Токио, один из самых авторитетных специалистов по актуальному искусству в мире. В её послужном списке - многочисленные кураторские проекты в Венеции, Шанхае, Сеуле, Сан-Паулу, Стамбуле, Барселоне, Шардже и других городах. На этот раз тему Московской биеннале Юко Хасегава определила метафорой – «Заоблачные леса». Образ леса – это реальность земная, привычная. Облако – другая реальность, близкая интернет-поколению. А искусство – та сила, которая способна наладить диалог между лесом и облаком. О том, как родилась эта идея и почему она показалась такой актуальной – расскажет сама Юко Хасегава.


Юко Хасегава: Здравствуйте! Добрый день! Спасибо большое, что вы сегодня все с нами. Вот настал этот день, который мы все так ждали. Безусловно для меня большая честь быть здесь. Я очень рада, что это происходит именно в Третьяковской галерее. Спасибо большое всем, кто говорил до меня. Спасибо Иосифу Бакштейну, спасибо Зельфире Измаиловне Трегуловой за эту возможность, спасибо Юлии Музыкантской за ее постоянную поддержку, за ее постоянное стимулирование моей работы. Я до этой биеннале, конечно же, делала еще нескольких биеннале в крупных культурных центрах мира. Это и Сан-Пауло и Стамбул, и Шанхай. Последнее биеннале я делала в Объединенных Арабских Эмиратах. Но Москва - иное место. Москва это то место, которое находится на стыке многих культурных цивилизаций Европы, Азии, в том числе здесь есть и арабское влияние, и даже скандинавское влияние, что дает возможность для образования совершенно необычных, совершенно уникальных культурных практик.

Мне кажется, что Москва это то место… для Москвы сейчас то время, когда должен быть произведен новый манифест художников. Когда я начала только думать о проведении биеннале в Москве, я сразу заметила, что последние 5-10 лет набирается довольно очевидная тенденция, и вы можете увидеть это прямо в название биеннале, по-русски это звучит «Заоблочные леса». Но если посмотреть на английское название «Clouds ⇄ Forest» - между этими двумя словами стоят такие две стрелочки. Здесь я имею в виду взаимообмен, который происходит между этими двумя поколениями – облачным поколением и поколением лесным. Облачное поколение это поколение людей, которые уже родились после изобретения интернета, они как будто связаны друг с другом при помощи этого самого облака, и при этом также формируют для себя новый материал. В тоже время существует более старшее, лесное поколение, это те люди, которые более тесно связаны со своими культурными корнями. Здесь, я думаю о том, каким образом мы можем работать с этой историей и культурной традицией, переносить ее в современный мир.

Так вот и происходит этот самый взаимообмен между облачным и лесным поколением. При этом облачное поколение пытается найти те корни, пытается самостоятельно нащупать и найти для себя этот самый лес. С другой стороны лесное поколение находит те новые возможности коммуникации и входит в глобальное сообщество раскрывая все возможности самого широкого общения. Так же, конечно же, хочу сказать, что есть определенный предрассудок по поводу современного искусства. Что это слишком сложно, что сложно понять эти высокие технологии. Но на самом деле, что здесь самое главное - это как раз новый диалог этих культур. Новый диалог этих поколений.

Так вот именно эту идею диалога я хотела донести до Москвы. Если вы только зайдете в биеннале, то сразу же увидите образы, которые отсылают вас мыслями к природе. Это образы животных, это скульптуры, связанные с растениями, это своеобразные футуристические образы. Также совсем не обязательно быть экспертом современного искусства, чтобы найти для себя что-то близкое в этом. Вы можете прекрасно это осознать и понять. И я, честно говоря, очень рада, что мы работаем таким образом, как говорила Зельфира Исмаиловна, что мы соседствуем с классическими работами, которые присутствуют в Третьяковской галерее. Например, если вы посмотрите на начало экспозиции - вы видите японское кимоно, но нужно повнимательней присмотреться к узору, который там находится, потому что этот узор, как раз таки, делает очень сильную отсылку к истории Японии. Что я хочу здесь сказать? То, что, если вы внимательно приглядитесь к тем работам, которые представлены на биеннале, вы сможете открыть для себя очень многое.

Также, хочу поблагодарить экспертный совет за возможность пообщаться с таким большим количеством российских художников и открыть их для себя. Как вы наверное, знаете, в процессе отбора российских художников для Московской биеннале в этом году я осмотрела более 600 работ. И это было действительно очень интересное открытие для меня. Я хотела бы поблагодарить еще раз экспертный совет и Юлию Александровну.

Я хочу представить еще одного молодого участника команды. Представитель того самого облачного поколения. Мой ассистент Сейха Куросава. Он, кстати говоря, сделал, очень интересную пиктограмму, которую вы заметите, если подниметесь наверх, она отражает концептуальный план выставки.

Еще раз спасибо за поддержку, за помощь экспертного совета. За возможность встретиться с российскими художниками. И надеюсь, что вы откроете для себя выставку. И она вам очень понравится. Спасибо большое.


RadioBlago: В рамках 7-й биеннале современного искусства проходит и серьезная образовательная работа. Это совместный проект биеннале с Третьяковской галереей. Программа посвящена осмыслению огромного пласта истории искусства, начиная с Древнего мира. Все то, что когда-то считалось современным, вызывало споры, непонимание. В наши дни — это классика на которую ровняются и стремятся наследовать. Возможно, и то, что сейчас не понято, то, что предлагает “облачное поколение”, когда-то станет классикой, тем самым “лесом”. Какие цели преследует образовательная программа биеннале, рассказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.


Зельфира Трегулова: Добрый день. Третьяковская галерея участвовала своими проектами, наверное, в каждой из предыдущих шести московских биеннале. Но впервые мы принимаем основной проект этого важнейшего события. Почему в Третьяковской галерее? Явно будут задаваться эти вопросы, хотя в принципе, можно вспомнить, что первая московская биеннале современного искусства проходила в залах Государственного исторического музея, помещение бывшего музея Ленина освобожденного от экспонатов. Когда летом Юлия Музыкантская пришла к нам и попросила стать площадкой для седьмой Московской биеннале, а я входила в экспертный совет, поэтому очень хорошо была проинформирована о сути самого проекта, то поговорив со своими коллегами мы приняли очень непростое решение - стать площадкой для 7-ой Московской биеннале. Мы сняли экспозицию выставки «Перезагрузка» - несколько наших залов постоянной экспозиции, потому, что понимали, и также знали, что госпожа Хасигава, в общем, всегда высказывала такой интерес к показу современного искусства в контексте музейного пространства. В результате мы взяли на себя это решение. И сегодня, когда я проходила по залам уже смонтированной биеннале я поняла, что это решение было абсолютно правильным, хотя потребовало невероятного напряжения всех сил от команды биеннале, потрясающей команды биеннале, молодой команды, и от команды Третьяковской галереи. Я действительно хотела бы поблагодарить всех, кто работал над этим проектом. Но в первую очередь своих коллег, которые дневали и ночевали здесь. Которые понимали, что мы делаем этот проект в самые краткие сроки, что сделать его надо безукоризненно. Спасибо всем! Спасибо моим коллегам Фаине Болаховской, спасибо всему отделу новейших течений, которые с невероятным энтузиазмом работали над этим проектом. Спасибо тем, кто поддержал этот проект. Нашим давнишним партнерам компании Транснефть и фонду Гейдара Алиева. Мне кажется, что всех, кто пришел сегодня сюда, и кто придет в ближайшие четыре месяца… А биеннале первый раз проходит не месяц, а четыре месяца - нам показалось, что такой невероятный труд, такая невероятная работа должна быть доступна, как можно большему количеству зрителей. Я думаю, что все, кто сюда придут, почувствуют биеннале современного искусства, как искусство, а не как художественную, иллюстрацию к социальным и политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект. При этом показывающий - что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру. Это невероятное разнообразие подходов. Невероятно широкая география, но что мне очень нравится в этом проекте – это такая глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников, каждого из представленных проектов. Говорим ли мы о работах общепризнанных, великих художников Олафур Элиассон, Мэтью Барни. Или о проектах более молодых, гораздо менее известных художников, и я могу, завершить свое выступление только одним призывом. Да здравствует Московская биеннале современного искусства!


RadioBlago: А сейчас – о тех, чьи проекты наверняка привлекут внимание зрителей. Одна из самых неординарных певиц и художников – исландка Бьорк отправила на Московскую Биеннале свою персональную выставку, Будут здесь и работы скульптора ДашИ НамдакОва, исландского художника

Олафура Элиассона, которого вдохновляет природа своей страны. Идеальную домработницу, собранную из четырех швабр, представляет творческий дуэт из Германии «Аврора, Зандер». Французская художница Мари-Люс Надаль придумала свою фабрику по производству облаков. Она предлагает с помощью сложного механизма рассмотреть уникальное природное явление – причем не из иллюминатора самолета, как это делают многие, а прямо в комнате. Так что в Новой Третьяковке будет интересно не только взрослым, но и детям. Благо, что и возрастная маркировка – 0+ Об этом с гордостью рассказала президент 7-й биеннале Юлия Музыкантская.


Юлия Музыкантская: Большое всем спасибо, что все сегодня с нами, что вас так много! Я постараюсь быть краткой. Я хочу поблагодарить государственную Третьяковскую галерею и Зельфиру Трегулову. Не только как директора, но и члена нашего экспертного совета. Хочу представить замечательную команду, потому что сегодняшний день это результат работы потрясающих людей, и мы специально сегодня сделали, так чтобы участниками пресс-конференции были люди, без которых этого дня просто не было. Это главный архитектор проекта Петр Толкин. Координатор проекта Мария Золотова. Технологический директор проекта Георгий Арзамасов. И особенно я хочу поблагодарить главных участников сегодняшнего дня. Это художники основного проекта. Благодаря госпоже Хасегаво их 51 человек.


И я хотела бы передать слово компании Яндекс, директору по маркетингу компании Яндекс Дмитрию Степанову.

Дмитрий Степанов: Добрый день, друзья. Около года назад Яндекс запустил программу по поддержки гуманитарных проектов. Программа называется «Издательство Яндекса». В рамках этой программы мы помогаем просветительским гуманитарным проектам нашими технологиями, рекламой и порой финансами. Один из наших самых любимых проектов в рамках «Издательства Яндекса» это проект, который мы делаем совместно с политехом, называется он «Большой музей». Это платформа, которая позволяет музеям, галереям, музейным проектам быстро и легко, и просто реализовывать свои представительства в цифровом пространстве – приложения, сайты, которые помогают людям ориентироваться, получать максимальное удовольствие от посещения самих музеев, галерей, а также дают возможность людям, у тех у кого такой возможности нет - удаленно виртуально посетить все эти мероприятия. И мы счастливы тому, что у нас появилась возможность поддержать Московскую биеннале нашей платформой. Биеннале - первый музейный проект, который воспользовался этой платформой. Хочу сказать огромное спасибо Юлии Музыкантской, которая предложила Яндексу стать партнером Московской биеннале современного искусства. И Константину Чернозатонскому - руководителю нашей платформы «Большого музея». Благодаря ему у нас есть возможность воспользоваться приложением. Ярче ориентироваться в гигантской программе Московской биеннале. Спасибо.


Главный архитектор проекта Петр Толкин: Создание такого большого глобального проекта - это непрерывный междисциплинарный диалог, между профессионалами своего дела: куратором, художниками, архитекторами, людьми, которые занимаются пространственной коммуникацией проекта, визуальной коммуникацией проекта. Самое главное – это вовлечение посетителя в кураторский рассказ и ту проблематику, которую куратор ставит перед посетителем. Собственно, вся архитектура, которая здесь есть , все пространственное решение оно создано как раз для того, чтобы посетителю было бы удобно, понятно узнавать эту глобальную историю. Поэтому все приемы, которые мы использовали нацелены только на рассказ и на правильное представление искусства публике.

Да , это очень правильное замечание. Потому, что очень много темных пространств, очень много мультимедийных работ, и для того, чтобы их отделить, для того, чтобы у посетителя было время переключиться с одной темы на другую, нам показалось важным создать эти буферные зоны. Именно поэтому они светлые. Выходя из темного пространства с определенным настроением, с определенным контентом, у вас есть буквально несколько секунд, чтобы при этом не отойти от темы, а именно перевести дух и увидеть новое. Причем переходы есть не везде, они смыслово разделяют тему.

Залы, которые находятся недалеко от нас, это три темных зала подряд, потому что они последовательно рассказывают об определенной работе, об определенном смысле.

Здесь много работ, с которыми было безумно интересно, но при этом сложно работать, потому что биеннале – это собрание удивительных мастеров своего дела. По инсталляции, например. Поэтому работы по таким глобальным инсталляциям как у Даши Намдакова, например, где происходит бесконечный диалог с художником, нам нужно создать пространство, в котором ему будет комфортно работать и в котором его инсталляция будет выглядеть правильно. Поэтому это совместная работа, мы помогали художникам и создавали пространство, для того чтобы они дальше могли продолжить свою работу. Спасибо!


RadioBlago: Юко Хасегава – человек, что называется, “со стороны”. Поэтому ей удается рассмотреть в каждой стране выдающиеся вещи – то, что отличает Москву от Токио или других культурных столиц. Задолго до открытия биеннале Юко начала знакомиться с российскими художниками. В результате в основном проекте «Заоблачные леса» представлены 9 российских художников и творческих объединений. Это Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алина Гуткина, арт-группа «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потёмкина, Михаил Толмачёв, Илья Федотов-Фёдоров и Валя Фетисов.

Всего же в Новой Третьяковке – работы 52-х художников из 26-ти стран. Среди них - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, исландская певица и художник Бьорк. Критерий, по которому Юко Хасегава выбирала авторов, - это свежий взгляд на новые технологии. В приоритете оказались те, кто дает новую жизнь старым художественным языкам, не забывает о культурных корнях и рассматривает мир как единую экосистему для того, чтобы осмыслить искусство - его историю, жанры и медиа. Слово – куратору, Юко Хасегаве.


Юко Хасегава: Вы знаете для меня Бьорк конечно же не только музыкант, но и художник. И до того, как я работала в Московской биеннале мы с ней делали несколько видео проектов вместе. Я, честно говоря, просто связалась с ней, написала письмо и описала свою концепцию, как только эту концепцию придумала. На самом деле я очень хорошо поняла, что именно ее творчество замечательно вписывается в эту идею. Вы знаете, что Бьорк исландская певица и очень много из ее работ основывается на культуре этой страны. С другой стороны, вы прекрасно понимаете, что ее песни, используют часто самые новейшие технологии. Точно так же здесь есть с одной стороны лес, а с другой стороны облака. И если говорить о тех работах, которые представлены здесь на Московской биеннале, то Бьорк впускает вас сначала при помощи виртуальной реальности, при помощи новейших технологий буквально вовнутрь своего тела и вовнутрь своего внутреннего мира. То есть, такая сообразная невероятная космология, когда ваш собственный космос становится частью космоса Бьорк. Вот в этом и есть мой интерес сотрудничества с ней.

Первое, что я действительно для себя выделила – это огромное разнообразие. Например, художник, который представлен на биеннале, Алексей Мартиц, использует простой традиционный материал, из тех мест, из которых он сам, - из Красноярска, простое дерево. С другой стороны, когда я отбирала работы, я встретила очень много художников, которые используют самые современные цифровые технологии, то есть мульти медиа. Так же я хочу отметить, находясь в Третьяковской галерее, что есть очень большое наследие русского авангарда, который также восприняли современные русские художники как метод исследования. Именно это разнообразие я бы хотела выделить. И ещё, хотела бы сказать, что русские художники сейчас становятся более и более глобализированными и при этом сохраняют интерес к своим собственным национальным традициям. И в целом, мировое художественное сообщество с большим интересом смотрим на то, что же здесь будет происходить дальше.


RadioBlago: «Заоблачные леса» - концептуальные названия такого рода – это ресурс для вдохновения художников. Но как их интерпретировать? – об этом уже подумают зрители. Для их удобства кураторы основного проекта биеннале создали карту с пиктограммами, которые обозначают секции. Как считает Юко Хасегава, она нужна так же, как и при походе в лесную чащу или при подъеме на вершину горы. Она надеется, что с каждым зрителем случится воображаемое путешествие, в котором ему ничего не навязывают и он остается максимально свободным. Все секции взаимосвязаны – и зрители смогут увидеть, как старшее поколение – условно «лесное племя» - с помощью культуры взаимодействует с молодым, то есть «облачным». К какому поколению вы причисляете себя и какое искусство покажется вам ближе – определите сами. На это у вас есть четыре месяца – до 18 января 2018-го года, когда 7-я Московская биеннале современного искусства завершится. А пока – в Новой Третьяковке на Крымском валу, представляющей основной проект биеннале, и на 73-ти площадках столицы – можно с головой погрузиться в то, что называют актуальным искусством. И слушайте “Время культуры” – мы не раз еще расскажем о биеннале и художниках, там представленных. До встречи!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: