Время культуры
Время культуры

меню

Художник Андрей Красулин «Место присутствия»

6419

В этой программе мы расскажем вам о выставке художника Андрея Красулина, которая открылась на днях в Москве.

Выставочное действие развернулось в одной из частей здания Музея архитектуры в Москве. Флигель под названием «Руина» превратился в мастерскую художника Андрея Красулина по замыслу куратора Николая Наседкина.

Получалось так называемая «тотальная инсталляция» - жанр, о котором мы рассказывали в одной из наших программ. В такой композиции не только произведения автора, но и сами стены, окна, перегородки — все работает на общую цель, которая, впрочем, не так очевидна.

На первый взгляд «Место присутствия» (так названа выставка) выглядит как небольшой недостроенный дом, жильцы которого съехали, оставив часть вещей. В неотапливаемом помещении без декоративного ремонта повсюду разбросаны предметы, напоминающие стройматериалы. Среди них виднеются книги, листы картона, картины, фрагменты скульптур в бронзе и многое другое. Слово автору концепции выставки Николаю Наседкину.


Николай Наседкиным: Руина все определила. Когда Андрей произнес это слово, такое сакральное, Руина — и образ был мгновенно, конечно, решен. Просто, как показать? Как показать вот эту нашу жизнь, как мы живем? Мы художники и вообще люди. Мы живем где-то внутри себя. И поэтому вот это место присутствия. Это присутствие везде для каждого живущего сейчас. Потому что мы не замечаем этого места. И это место подходит именно здесь. То есть, это развал такой российский. Вот он здесь присутствует. Это коммуналка вечная, которая не прекращается. Переезды, отсутствие жилья, чего хотите. И вот вся эта мысль заключается именно здесь. Это не хаос, не то, что там какие-то вещи, куда-то там повесить, это там повесят. Это еще и репетиция смерти. В том плане, что художник умирает, это никому не нужно, это все выкидывается. И поэтому Руина тоже здесь такая декорация естественная. И потом момент — музей. Музей — это мертвое место в современном понимании, он должен поменяться. Но так сказать оживить эту вещь, которая вывозится из мастерской, это очень сложно! Потому что настоящая вещь живет в мастерской. И вот в этой Руине как раз была одна из задач. Чтобы они воскресли и зажили. В этом мусоре, так называемом. Но это художественный мусор, это святой мусор. Потому что здесь ходи, рассматривай, делай какие-то выводы.

- Эта выставка — это не отчет, не ретроспекция, это как стоп-кадр. Стоп-кадр, а после жизнь продолжается, будем жить, что-то делать...


RadioBlago: По мнению куратора, три этажа здания символизируют собой подземный, средний и высший миры, в которых живут разные божества или тотемы. Откуда-то сверху звучит голос художника Красулина — это восьмичасовое видео, созданное Наседкиным специально для проекта. Фильм длится ровно столько, сколько работает музей. Голосовое присутствие художника в экспозиции создает дополнительный конфликт между Андреем Красулиным и его работами, считают организаторы выставки.


Николай Наседкин: И потом момент решения этого пространства, огромного, вот этот Руина — как это было сделать, вот это, ну это все подсказала сама Руина. Потому что когда мы сюда пришли с Андреем — эти замечательные окна, эти замечательные ширмы, за которыми надо пройти посмотреть инсталляцию Енисей. Енисей — русская река, символ, выход из берегов. На этих ширмах, на этих волнорезах, которые Андрей снял, выезжая на биеннале в Красноярск, то есть, это все пригодилось. Медийный вариант наверху, который идет как сопровождение, как аккорд.


RadioBlago: Инсталляция «Енисей» - это 7-канальное видео, снятое Красулиным в Красноярском крае в 2007 году во время двухдневного речного путешествия на теплоходе. Течение воды, в разрез которого попадает зритель, отсылает в 50-е – к студенческому побегу художника на Енисей во время студенческой практики. Это один из смысловых центров экспозиции по мнению куратора. Другой — портрет отца в бронзе. На выставке представлены и живопись, и скульптура, и графика, и объекты, и фото, и видеоматериалы. Чтобы разгадать творческий замысел зрителям предлагается откинуть мысленно материальную форму предметов и обратиться к идеям, заложенным в них художником.


Николай Наседкин: Сейчас принято так говорить — жест, поступок. Без этого, конечно, не бывает. Ну как прыгнуть куда-то? Ведь надо решиться.

- Ситуация, значит, такая. Ты прыгнул и оторвался, и полетел. И вот в этом момент, конечно, здесь как будто концентрируешься на какие-то важные вещи, которые ты должен вычленить и сделать. Чтобы успеть. И поэтому в этой ситуации. Это решение зависело от Андрея, то есть согласится он или нет. То есть, одна из задач — это цели были определены. Место прибывания. Место для нас — это мастерская. Естественно, сосредоточение всего. То есть, это такое чрево, основа вообще всего. И поэтому эта мастерская она живет только там, вот у нас, в мастерской. Вот в данном случае, у Андрея невероятная мастерская. Поэтому, ну как...? ну, не мастерскую надо было сюда перенести, а сам дух мастерской. То есть, вот этот момент так называемого творчества, нет творчества никакого. Есть какая-то работа, есть какая-то абсурдность, есть какая-то ситуация, которая, вот она неожиданно возникает. Там что-то делаем, и вдруг параллельно тебе захотелось сделать. И что-то ты начинаешь делать. Но ты даже понять не можешь, что это такое. Вот эта выставка вот она так вообще. То есть, это и была основа — как перенести вот чуть-чуть сюда вот этот элемент, элемент вот этой нашей жизни, приоткрыть. Нет никакого так сказать художника... то есть, это обычный человек, но чуть-чуть так сказать, у него мышление или восприятие другое. Вот это была задача — и конечно, для этой реализации, вот Руина, только Руина. Потому что в другом месте это бы жить ничего не стало. В данном случае скажу — музей, это мертвое место. То есть, там вещи — это как мумии. Там жизнь какая-то другая, зазеркальная. А у нас жизнь такая, вот она, она простая. Потом — мы так живем! Вечная коммуналка, ничего не меняется и не изменится. То есть, это тоже в образ все вошло. Поэтому это просто какое-то распределение во времени


RadioBlago: Андрей Красулин родился в 1934 году в Москве, окончил отделение монументальной и декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища, бывшее Строгановское. Работал в Управлении по проектированию Дворца Советов, осуществил несколько проектов в архитектурных пространствах – это вестибюль театра в Туле, интерьер филармонии в Рязани, детский дом в Геленджике, Международный дом музыки и фасад театра «Мастерская Петра Фоменко» в Москве. В природных ландшафтах реализованы: памятник советским пленным, похороненным на кладбище концлагеря Эбензее в Австрии, и стальной крест в память погибших на строительстве канала Москва–Волга в городе Дмитрове.

Многие проекты Андрей Красулин делал в соавторстве с архитекторами. Так, например, Сергей Гнедовский участвовал в создании деревянного панно в международном Доме музыки и разработке фасада театра Фоменко. Он считает, что работы Красулина для архитекторов — это камертон, звучание которого, должно каким-то образом настроить на правильную, честную, искреннюю волну.


Сергей Гнедовский: Когда задумывалась эта выставка, она называлась «Место присутствия», я думал: где же место присутствия Андрея. И ответ был у меня такой — между небом и землей. Потому что он умеет видеть красоту простого. Достаточно повернуть какую-либо мелочь, щепку, камушки разложить — это уже искусство. Он учит видеть красоту в той ее первозданности, какая она дана нам, в ее данности Господом Богом.

- Куратор — Николай Наседкин исходил из образа мастерской. Мастерская — это то самое чрево, в котором рождается, как говорит Красулин, рождается произведение. Там все условно свалено в некую, так сказать, в некий хаос. Но этот хаос организован, он организован внутренней жизнью художника, он организован его мышлением, особенностью его творчества, там нет ничего случайного, там все на своих местах, хотя внешне производит впечатление хаоса, также, как и здесь. Если вы приглядитесь, здесь тоже есть вещи абсолютно не случайные. Здесь есть драгоценные вещи, которые лежат за кучей вот этой бумагой, но за ней стоит драгоценность. Эти работы выставлялись на Сотбис, они представлены в музее Цюриха, Русского музея, Третьяковской галереи. Но все это лежит вот так.


RadioBlago: Совместной работой Красулина и Гнедовского также был проект памятника Осипу Мандельштаму в Москве в 2007 году. Столичный конкурс они не выиграли, но модель памятника поэту осталась, ее также можно найти на выставке в Руине.


Сергей Гнедовский: Красулин относится к тем самым скульпторам, которые не изображают — вот он говорит: я не леплю штаны и пиджаки. Этот памятник не был посвящен изображению Мандельштама Осипа Эмильевича, с его чертами лица, он был посвящен передачи духа его творчества, его поэзии. И поэтому здесь более сложные образы. И этот памятник, как нам казалось, должен был навевать ассоциации, позволить вспомнить стихи, представить себя тем Осипа Эмильевича, таким, каким мы его представляем. А каждый по своему его представляет. И собственно этому был посвящен этот памятник. Было очень много вариантов. Может быть несколько десятков вариантов — они были разные, как его стихи. Это были вертикали, это были горизонтали, это была свернутая ракушка, это бала пластина, это была плоскость, лежащая на песке. Но во всяком случае, это было всякий раз некий образ. После того, как мы прошли эту всю историю, была издана книга и была сделана серия фотографий, где каждый из этих элементов предстал в природе. И тоже одно из свойств работ Красулина, они не имели масштаба. Они были великими, хотя сделаны были очень маленькими. Вот эта особенность творчества, когда нечто маленькое становится великим, а нечто великое становится маленьким, как слово, как поэзия, как дух, как мысль. И вот это хотелось передать. Но это очень сложный образ и это подвластно только Красулину, как мне кажется.


RadioBlago: Работы Андрея Красулина – живопись, скульптуры, объекты – принадлежат минималистской традиции отечественного искусства 60–70-х годов, близки русскому авангарду линии Михаила Матюшина и Ольги Розановой, а также итальянскому течению «Арте повера», вскрывавшему природу материалов: промышленных и природных.

По мнению супруги художника, писательницы Людмилы Улицкой, выставку в Руине можно смело назвать ретроспективной, на ней представлены и работы, которые Андрей Красулин создавал в 14, и те, что совсем недавно, накануне 80-летнего юбилея. Среди груды вещей в Руине хранятся и картины, которые автор писал совместно со своей женой.


Людмила Улицкая: Совместная работа — это некоторое преувеличение будет. Здесь действительно где-то есть несколько работ, может быть там в ящиках, где-то торчат. Это лет сколько-то там назад мы были в Гоа, и я нарисовала, набросочек сделала. Я вообще рисовать не умею. Пока Андрей шел в море, в океан, потом я ему ее показала, и он что-то там увидел в ней, потому что это был закатный час, Гоа, и было ощущение такое, что совершенно исчезновение предмета, человека, такое влияние со средой происходило, вот все растворялось в этом момент. И вот этот момент растворения человека в среде он как раз, была такая довольно большая серия работ, я думаю, что не меньше 40, именно вот этот человек исчезает в пейзаже, исчезает в пространстве, исчезает в Космосе. И вот это некоторое количество работ, где я могу себя считать неким соучастником, потому что я нарисовала одну из этих маленьких картинок, от которых потом все и пошло.

- Здесь есть работы, которые Андрей делал в 14-летнем возрасте, я вам могу показать, и есть более поздние. И есть, можно сказать, вчерашнего дня. И кроме того, надо сказать, что сама эта выставка, она в каком-то смысле есть тоже работа. И то, что Андрей здесь ходил и все же Коля разрешил здесь немножко пошевелить, чуть-чуть, здесь прикосновение Андрея, конечно, тоже есть.

- Так что, все это на самом деле очень, по-моему, очень хорошо. Тем более, что Андрею исполнилось 80 лет. И он не хотел вообще устраивать выставки. И стоило некоторого труда его еще уговорить. Но и Слава Богу Коля подвернулся, который взял на себя эту огромную работу, которую Андрей бы и не смог бы и не захотел выстраивать такую историю огромную.


RadioBlago: На открытии выставки в Москве сам автор Андрей Красулин неоднократно подчеркивал, что экспозицию создал именно куратор — Николай Наседкин, это полностью его проект. А вот почему вдруг художник оказался в пространстве Музеяархитектуры, виновник торжества рассказал на вернисаже.


Андрей Красулин: Поскольку пришел неотвратимый юбилей, то мои близкие потребовали выставки, которой я делать не хотел вообще. Потом я стал договариваться с Третьяковской галереей и это почти удалось. Но я решил, что это неподъемное мероприятие и мне совершенно ненужное. И отказался, о чем я и заявил. Но в этот момент у меня в мозгу мелькнула как видение, эта самая Руина. Я призадумался, но в этот момент передо мной возник мой друг Коля Наседкин, который сделал мою выставку в Третьяковке 10 лет назад, в то время, когда я находился в больнице. И сказал, что он хочет сделать эту выставку. Я прекрасно понимал, что на всей земле нет человека, обладающего такой энергией, такой волей, мощным целеполаганием, как Коля.

- И он принес концепцию выставки, которую я полностью и с радостью принял. И дальше я был практически свободен. Но я получал некие тычки и замечания за не вовремя приготовленный чай или что-нибудь еще, а Коля сделал эту выставку. Выставка принадлежит ему, то есть, авторство и все лавры. Я присоединяюсь и тащу этот самый венок.

- Я кажется, не всех поблагодарил. Во-первых, я должен поблагодарить музей. У меня есть еще другой вариант — я отказался от выставки в Третьяковской галереи, потому что музей по своей сути и по своему уставу не может отключить батареи, чтобы там был мертвящий, чудовищный холод. Но это ведь не просто холод. Это проникновение и прикосновение Космоса. Поскольку мы превращаем здесь в Космос мусор, выметенный из мастерской, опять же усилиями Николая до последнего грамма. Это, ну это просто правда, это стремление к правде. Я и эту обстановку проникающего и знобящего холода тоже благословляю. Потому что мы слишком хорошо расположились в этом гниющем уютном Вавилоне постмодернизма, ну и всего нашего отечества. Ура. Скоро откроют буфет!


RadioBlago: Директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина предложила свою версию того, почему тотальная инсталляция Красулина появилась именно в Руине. Она рассказала, что в этом флигеле обычно выставляются проекты, которые возникают в пограничном пространстве: когда искусство архитектуры соединяется с другими искусствами, когда происходит взаимопроникновение, такое пространство экспериментов. И Андрей Красулин — просто находка для этого места.


Ирина Коробьина: Мы открываем выставку про контакт с космосом. И я на самом деле хотела сказать, что сегодня огромное событие — крупнейший художник современности Андрей Красулин открывает свою, ну как мне кажется, какую-то манифестную выставку и мне кажется, что масштаб его творческой личности определяет его философию. Мне кажется, что он работает с пространством, с Богом данным пространством. И делает его предметом приложения своей творческой энергии, предметом своего осмысления. И поэтому в моем понимании Андрей Красулин может быть больше архитектор, чем художник. Потому что искусство архитектуры — это и есть искусство освоения Богом данного пространства под человеческие нужды. Но если архитекторы, мы архитекторы являемся в общем-то рабами, ну каких-то строительных технологий, конструктивов, и каких-то ну обязательных правил мастерства профессионального. И если архитекторы создают пространства для человеческого тела, для его удобства, то вот пространства, которые создает Андрей Красулин, это пространства для осмысления, для человеческого духа. И вот неслучайно, как мне кажется, не случайно многие его объекты рифмуются с архитектурами Малевича. А такие объекты его серий, как Стена или Забор, Башня, это целая серия объектов. Они вообще могут дать импульс для появления какого-то нового направления в современной архитектуре, потому что в отличие от нас, архитекторов, которые немножко ремесленники и рабы, ну профессия такая, Андрей Красулин, при всей архитектоничности своего мышления остается свободным художником. И возможно, этот опыт может вдохновить архитекторов на поиск новых подходов в профессии, путь к свободе. Как мне кажется, Андрей совершенно не случайно выбрал пространство Руины, потому что он его превратил, это пространство, в пространство Андрея Красулина, такое же мощное, такое же, с одной стороны — простое, но с другой — полное неожиданностей, как и он сам.


RadioBlago: По словам Ирины Коробьиной, коллектив музея единогласно решил выдвинуть этот проект на соискание премии «Инновация», конкурс которой был объявлен совсем недавно.

Один из выступающих на открытии выставки, народный художник России, скульптор Александр Бурганов рассказал, почему он считает Андрея Красулина великим художником.


Александр Бурганов: Говорить об Андрее Красулине мне и легко, и очень трудно. Потому что мы с ним прожили вместе буквально с детства. И сейчас я могу сказать только одно (мне легко это сказать) — он великий художник. И не потому что нашей истории нужны великие фигуры, а просто вот уже так, вот не борьба и не встреча с Космосом, и не борьба с хаосом, а согласие с хаосом, согласие с тем, что уже не надо ничего делать. Согласие и объяснение вот этого страшного окружающего нас мира. И вот этого достаточно. Вот этого просветления хотя бы на мгновение — это уже великое дело. Я благодарю его.


RadioBlago: Словами благодарности завершились и приветственные речи на открытии экспозиции в музее архитектуры. Супруга художника, известная писательница Людмила Улицкая призналась в том, что Андрей Красулин научил ее отменять систему координат и отказываться от привычного масштаба.


Людмила Улицкая: Я размышляю все время о том, что мы вот рождаемся на божий свет и осваиваем некоторую систему координат: верх-низ, влево-вправо. Потом мы начинаем понимать масштабы: маленькое-большое. Вот Андрею я безумно благодарна, потому что он научил отменять систему координат, он научил отказываться от привычного масштаба. И это чрезвычайно важно. В особенности не для такой бытовой жизни, хотя и в бытовой жизни это тоже важно. Вот то, что большого и маленького нет в нашей жизни. То, что этот поток, в который мы все включены. И временами маленькое делается бесконечным и ценным, а крупные и монументальные вещи, на которые мы привыкли смотреть с уважением и почтением, они вдруг перестают иметь какое-либо значение. И я благодарна Андрею за то, что он меня этому научил.


RadioBlago: Андрей Красулин – лауреат многочисленных премий, среди которых премия Правительства Российской Федерации в области культуры, Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» Союза архитекторов России, премия «Золотое сечение» Московского Союза архитекторов.

Работы художника хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в художественных музеях и галереях Архангельска, Брянска, Новосибирска, Смоленска, Тулы, Ярославля, Вологды, Липецка, а также Аахена (Германия) и Цюриха (Швейцария).


Андрей Красулин: Я только после 90-го года стал выездным. И когда я все это увидел, все это мне известно и знакомо. Но я был шокирован тем обстоятельством, что если вырезать кусок помойки и принести его в коробке из-под торта, это все равно — эффектно, как бы это ни было сделано.

- Я и сейчас ехал, летел целый день через Мюнхен и провел целый день там, и пошел в Pinakothek der Moderne и посмотрел экспозицию Бойса.. Ну что Бойс, он не был чистюлей. Он суп хорошо готовил вообще, и с койотом там... я его очень уважаю. И вот здесь реализовалось то, что я тогда и сказал себе — надо сделать помойку на помойке. Тем более, что у нас вся страна помойка — и это будет действительно живое искусство.

- А помойка — она и есть, это вообще модель Космоса....


RadioBlago: Выставка продлится до 14 декабря во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени Щусева в Москве по адресу: улица Воздвиженка, дом 5/25, метро Арбатская синей ветки. Тем временем, программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: