Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

воскресенье / 23 июля 19.45 - в программе "Время культуры" мы повторяем передачу о серии публикаций блога «Башня и лабиринт» Александра Раппапорта, которая стала одним из финалистом второго сезона премии Пятигорского в 2015 году.

5 - Биеннале молодого искусства

4081

Сегодня в нашей программе мы расскажем о двух стратегических проектах Московской биеннале молодого искусства.

#Московская международная биеннале молодого искусства в этом году проводится в пятый раз. Все художники, а теперь и кураторы выставок должны быть не старше 35 лет. Так куратором пятой биеннале стал 32-летних Надим Самман, британский историк искусства и организатор выставок по всему мир. Впервые у молодежной биеннале появилась должность комиссара. Эту роль предложили московскому арт-менеджеру Екатерине Кибовской.

Основная выставка биеннале расположена в пространстве Трехгорной мануфактуры. Но помимо главной площадки было подготовлено два стратегических выставочных проекта на территории организаторов мероприятия — в Государственном центре современного искусства и #Музее современного искусства в Москве. Сегодня мы подробно остановимся на этих событиях, а в следующей программе расскажем о том, как прошло открытие большого проекта на Трехгорной мануфактуре.

Тема выставки в #ГЦСИ - «Время обоснованных сомнений». Такую концепцию предложили молодые кураторы из Италии Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли. В своем проекте они рассуждают о страхе и зависимости этого страха от вездесущей системы контроля, говорят о межэтнической напряженности и о том, какую роль в подобных конфликтах играют средства массовой информации. Художники из Швеции, Франции, Перу, Бейрута, Ирака и России объединили свои усилия, чтобы поговорить о тех сомнениях, которые возникают у современного человека.

Исследователь современного искусства Сильвия Франческини подготовила многие крупные выставочные проекты, входила в состав кураторского комитета Киевской биеннале, организовывала выставки в Италии, Чехии, Турции, Венеции. Работала в Архиве пространственной эстетики и практики в Берлине, а также в отделе дизайна парижского Центра Жоржа Помпиду. Около года Сильвия вела исследовательскую работу в качестве научного сотрудника Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в Москве. На открытии их совместной с Валерией выставки Сильвия рассказала о тех визуальных образах и смыслах, которые составили экспозицию.


Сильвия Франческини: (на английском) Совместно с Валерией мы работали над этим проектом в течение нескольких лет, и наш диалог основан на политических аспектах образов. То есть мы рассматриваем, могут ли образы выступать инструментом создания парадигмы знаний. Также мы рассматриваем то, как художники проводят исследования. Здесь на нашей выставке представлены работы различных художников. Они использовали различные методы, различные способы обращения к современным проблемам. И уже в названии нашей выставки есть слово «Сомнение». В нем содержится противоречие, потому что сомнение часто воспринимается, как нечто негативное, то есть ты в чем-то не уверен. В то же время мы хотели показать, что сомнение может играть и позитивную роль. Сомнение может являться некоторым методом исследования современных проблем.


RadioBlago: На открытии выставки в ГЦСИ присутствовали многие ее участники — художники из разных стран мира, многие из которых впервые приехали в Россию. Они рассказывали собравшимся о своих работах и том исследовании, которое провели. Художница из Германии София Грефе поднимает тему контроля, который осуществляет государство за гражданами своей страны. Для подготовки данного проекта она сотрудничала с архивами органов госбезопасности ГДР. София Грефе культуролог и в своей работе «Конец записи / Конец репродукции» она подвергает сомнению принцип визуального свидетельства в историческом исследовании.


София Грефе: (на английском) И я исследовала то, как работали спецслужбы. Вы знаете, что в спецслужбах людей учили разным вещам. Одни из них были так называемыми наблюдателями. И их учили в специальных учреждениях, в специальных школах. Вот, например, здесь на видео вы можете видеть, как человек ходит с камерой и пытается снимать прохожих, то есть они должны были быть глазами и ушами правительства. Они должны были уметь вычислить врага. Сейчас это кажется несколько параноидальным даже. Также очень интересно, что их учили не только наблюдать за людьми, но также их учили выглядеть нормально. Потому что шпионы должны были выглядеть как нормальные люди. То есть их учили, как ходят нормальные люди, как они курят, как они общаются. Поэтому это очень интересный для меня материал.


RadioBlago: Другая участница выставки Урок Ширхан, голландская художница родом из Ирака. Она сделала ремейк фильма американского художника Пола Чана «Багдад в произвольном порядке». Два видео транслируются на выставке рядом — между ними промежуток в 10 лет, но автор нашла в этих документальных кадрах много странных совпадений.


Урок Ширхан: (на английском) В данном видео я хотела показать некоторые вопросы, с которыми я столкнулась. Дело в том, что я столкнулась с очень странным совпадением. Я просматривала видео, снятое моим отцом (мой отец и моя мать из Ирака, а я в Ираке никогда не была, я выросла на Западе). Но я хотела узнать что-то об этой стране и стала смотреть видео, которое снял мой отец. И случайно также среди этих видеозаписей натолкнулась на видео художника Пола Чана. И меня поразило то, что очень многие моменты на этих видео были одинаковыми. Например, можно было увидеть сцены, снятые в одном и том же кафе. Или даже сцены, когда оба человека снимали одну и ту же картину в этом кафе. Казалось, что это очень странное совпадение. Поэтому я решила подготовить данную композицию, чтобы показать, что я еще в своем уме и что действительно такое совпадение имело место.

Когда я работала над данным материалом, собирала материалы, снятые об одном и том же различными людьми, у меня появилось много вопросов. Я работала с этими материалами впоследствии, и я тогда задумалась: вот одно и то же место. Если оно снято разными людьми, видим ли мы это место по-разному? То есть зависит ли наше видение от человека, который сделал это видео, или от его национальности. По-разному ли мы смотрим на одно и тоже, если это снял американец или человек из Ирака. И также я задалась вопросом о том, какое право, какую ответственность берет на себя художник, когда он создает эти образы. Также мне было интересно узнать, создается ли некая виртуальная география при просмотре данных образов, как именно мы можем понять, что здесь имелось ввиду.


RadioBlago: Видео-инсталляция — это лишь часть большого исследовательского проекта Урок Ширхан под названием «Оккупай Багдад». В нем художница изучает, насколько образ и идея Ирака, так сказать, «оккупированны» культурной и художественной продукцией. Другой частью проекта стало создание общества оккупации Ирака и перфоманс по вступлению в это общество новых членов. Как зрители реагировали на такое предложение и что им необходимо было сделать для получения членского удостоверения, художница рассказала на открытии выставки в Москве.


Урок Ширхан: (на английском) Здесь вы можете видеть две книжечки, два буклета. Я, когда готовила эту работу, мне хотелось отойти немного от образов, выйти с экрана и пообщаться с людьми, поговорить с ними на интересующую меня тему. И я создала так называемый офис и пригласила в него различных людей. Я спрашивала людей: хотите ли вы стать участниками оккупации Ирака? Люди были, конечно, очень удивлены этим вопросом. И до того, как согласиться или отказаться от того, чтобы принять в участники оккупации Ирака, я задавала им несколько подготовленных вопросов. Например, «Являетесь ли вы гражданином Ирака?», «Являетесь ли вы гражданином страны, которая вторглась в Ирак?», «Когда либо создавали ли вы или потребляли какие-либо материалы, созданные в Ираке».

Проведя подобный опрос я обычно говорила: «Поздравляю! Вы можете стать членом оккупации Ирака». Затем я просила их подписать какой-то документ, я тоже его подписывала. И если человек соглашался стать членом оккупации Ирака, я выдавала ему вот такую книжку. В затем, после того, как я вручала им книжечку, начиналась дискуссия. Люди спрашивали меня, почему я создала такой проект, зачем это нужно. То есть некоторые считали, что это забавно, некоторые были тронуты, поражены. Я хотела показать в своей работе, что после вторжения в Ирак теперь получается, что наша страна принадлежит всем. И поэтому мы всем несем за нее ответственность. И поэтому в своей работе я хотела художественными средствами заставить людей понять эту ответственность.


RadioBlago: Басма Альшириф — художница, которую можно отнести сразу к трем странам — Кувейту, Франции и США. Ее исследовательская работа изучает, насколько человек зависим от изменений геополитического ландшафта. Цель этой работы — обнаружить возможности примирения политической реальности и субъективного опыта. Так родилась инсталляция «История молока и меда», состоящая из видео и других документальных свидетельств, собранных автором на родине.


Басма Альшариф: (на английском) Я работала над этим проектом с 2009-го по 2010-й год при сотрудничестве с одним из испанских фондов. В то время я жила в Бейруте. Я палестинка по национальности, но в Палестине я не жила, а путешествовала в различных странах. И затем, когда я приехала в Бейрут, я осознала, что я не могу быть независимым человеком, не относящимся к политике, религии. Потому что мне постоянно задавали вопросы о моем вероисповедании, о моих политических взглядах, об истории моей семьи. То есть я поняла, что не могу чувствовать себя простым обычным человеком. И поэтому я решила создать группу отзывов вокруг этой темы.

В этой инсталляции вы можете видеть 10-минутное видео и фотографии, представленные в этой части зала. Меня часто спрашивают о том, как видео и фотографии связаны между собой. То есть, может быть фотографии являются ответами на вопросы, поставленные в видео. Но я скажу, что мне просто хотелось создать общий контекст, общую среду. Я хотела показать, как люди, будучи личностью, индивидуальностью, как человек чувствует себя вот в такой среде, в политическом контексте, как мы интегрируемся в эту среду. И я очень рада, что спустя 5 или 6 лет после того, как я подготовила этот материал, у меня появилась возможность показать его здесь, в Москве.


RadioBlago: Проект «Время обоснованных сомнений» в ГЦСИ представляет несколько видео-инсталляций. Одна из них работа «Черный кодекс» британского художника Луиса Хэндерсона. В названии идет отсылка к эпохе колониальных законов в Америке. В представлении автора то, что сейчас происходит в стране, является наследием того времени. Художник прослеживает взаимосвязи колониализма и технологий, капитализма и исторического прогресса.


Луис Хендерсон: (на английском) Хотел бы сказать несколько слов об этом фильме. Работа над данным фильмом еще не закончена, мы еще проводим исследования. Я работал над этим фильмом вместе с моим другом, продюсером из Парижа. Работал также с различными людьми после того, как я снял этот фильм. Я проводил двух-трех-дневные сессии, на которых собирались 10-15 человек. Мы старались переосмыслить этот фильм, подумать над тем, какие вопросы он поднимает. Также выслушивал критику от различных людей. Мы старались разобрать этот фильм на кусочки, рассмотреть различные способы осознания данной работы, обсудить ее. Изначально я хотел переснять этот фильм, создать его новую версию, но затем я решил, что вместо новой версии я лучше проведу дополнительные исследования.


RadioBlago: По мнению организаторов, участники выставки разоблачают логику формирования истины, подчеркивая невозможность ее объективной репрезентации. Известный искусствовед, художественный руководитель ГЦСИ и один из основоположников молодежной биеннале #Леонид Бажанов рассказал нам, насколько большим кругом тем занимаются нынешние молодые авторы.


Леонид Бажанов: Взгляд несомненно свежий. Молодые художники, взгляд не замыленный, и они еще не знают мнения взрослых, что хорошо. Так что они независимы в этом смысле. Вообще молодые художники занимаются самым широким диапазоном проблем, вопросов — у них самые разные интересы — которые в разных местах представлены и на Трехгорке, и в ММОМе и на Винзаводе. На Винзаводе тоже были вещи, которые сопоставимы с тем, что здесь выставлено. Специального выбора нет. Это выбор только кураторов и диапазон от социально-политической проблематики до формально-эстетских манипуляций и упражнений такого дизайнерского характера. Так что есть все — есть живопись, есть новые медиа, есть какие-то вербальные конструкции, концептуалистские. Есть объекты вполне эстетизированные, вплоть до китчевой такой эстетики. Так что есть самые разные. То, что я видел, я видел тоже не все, особенно параллельную программу и какие-то специальные объекты еще не все видел. Но по-моему, биеннале удалась, и, во всяком случае, она, на мой взгляд, серьезнее и глубже, чем прошлогодняя биеннале взрослых художников. Там правда были какие-то вынужденные ситуации и финансовые проблемы и так далее. И куратору пришлось на ходу перестраиваться. Так что это не вина куратора, а такая действительность, реальность.


RadioBlago: По мнению Леонида Бажанова нельзя сказать, что все авторы стратегического проекта рассуждают о локальных проблемах своей страны или своей исторической родины. Вопросы, которые поднимают художники, в нашем глобальном мире являются общемировыми и общезначимыми.


Леонид Бажанов: Скорее всего, уж если это локальные, то это локализация настолько узкая, что она сосредоточена в самом человеке. Это его пространство, пространство его размышлений. А то, что они представляют проблематику какой-то страны, я не думаю, что существует такая проблематика. В мире сейчас глобализация достигла такой степени, что сейчас все, живущие в Кувейте, переживают за какие-то ситуации, происходящие в Лондоне. Лондонцы вполне адекватны проблематике китайцев или иранцев, и так далее. Мир един. И слава Богу, он отошел от школы. И практика биеннале: мы не дублируем практику Венецианской биеннале, где есть национальные павильоны. И там вынуждено просто по столетней традиции культивируется какое-то якобы российское искусство в русском павильоне. Я не думаю, что такое уж оно и российское, если его представляют художники, живущие в Нью-Йорке, как это было на прошлой биеннале.


RadioBlago: Выставка «Время обоснованных сомнений» в ГЦСИ продолжит работу до 14 августа по адресу: Москва, улица Зоологическая, 13, строение 2. Метро Баррикадная или Краснопресненская.

В Московском музее современного искусства представили стратегический проект «Гиперсвязи». Название, как и концепцию, разработал молодой португальский писатель и куратор Жуан Лаия. Он является со-основателем, со-директором и со-куратором пространства современного искусства The Green Parrot в Барселоне. Его кураторские проекты демонстрировались в Рио-де-Жанейро, Лондоне, Цюрихе и Стокгольме. Жуан рассказал нашему корреспонденту, на каких идеях и теориях построена выставка «Гиперсвязи».


Жуан Лаия: (на английском) Дело в том, что здесь мы будем говорить о двух идеях. Первая связь — это связь с технологиями. И конечно, здесь мы говорим о различных медийных связях, которые нас окружают. Мы используем различные медийные инструменты, и они окружают нас повсюду. Здесь мы соединили две разные составляющие. Это технологии, и это, наверное, более философская вещь, которая относится к объектно-ориентированной онтологии. Здесь мы наблюдаем особые отношениями между объектом и субъектом. Отношения между объектом и субъектом размываются. Другими словами, через объект мы можем соединиться с какими-то другими вещами, с которыми были разъединены ранее. Так, например, камень может выступать объектом для связи нас с чем-то еще. То есть вот это основные две составляющие.


RadioBlago: Экспозиция «Гиперсвязи» напоминает о том, что в эпоху высокой скорости наше сознание и тело вынуждены постоянно меняться и адаптироваться к тому, что происходит в реальном и виртуальном пространстве.


Жуан Лаия: (на английском) Есть еще, на самом дел, и третья составляющая, где пересекаются вот эти две идеи. Дело в том, что есть такая идея более глубокого понимания времени. Возможно, более глубокого в каком-то геологическом смысле, потому что как люди мы воспринимаем время по-другому. Есть более объемное восприятие, которое, возможно, нам как людям, как человеческой расе, недоступно. И тогда это подвергает сомнению, пересмотру все наши взгляды, все наше видение мира. Наверное, в таком случае с помощью вот этой концепции более глубокого времени мы можем пересмотреть наши взгляды, пересмотреть наше какое-то видение вещей. Другими словами — две основные идеи. Первая — это медийная, вторая более философская составляющая. И пересекаются они как раз в этой идее более глубокого времени.


RadioBlago: Как рассказал Жуан, приглашенные им художники отказались от апокалиптического и утопического видения современности и осознали мир как множественность состояний и позиций. Цитата куратора: “Ничто не утрачено, ничто не создано, все трансформируется”. Мы все движемся в едином потоке, где каждый становится множеством, отдельное — частью целого, гиперсвязями.


Жуан Лаия: (на английском) Я бы сказал, что эта экспозиция не только о чувствах. Здесь различные слои дискурсивные. И я бы сказал так, что, конечно, многие экспозиции апеллируют к нашим чувствам, к нашему чувственному уровню. Но затем это переходит опять-таки на рациональный уровень. И наши чувства, эмоции заставляют нас о чем-то задуматься. Как например, наверное, вы видели, какие-то эмоции могут быть монетизированы через интернет. Это вот как раз, наверное, здесь также рассматривается идея на рациональном уровне.

Искусство для меня, прежде всего, это магия, другими словами. Какую-то вещь, например, вот эту, я могу видеть 500 раз, но художник может мне показать совершенно по-другому, и я увижу ее так же по-другому. Хотя я, например, видел ее много-много раз именно такой. Для меня это и есть магия искусства, некая такая трансформация, которая может произойти.


RadioBlago: Гиперсвязи в Музее современного искусства в Москве сплели или представили художники из Италии, Испании, Марокко, Португалии, Мексики, Бразилии, Польши, Ирландии, Франции, Америки, Великобритании и России. Исполнительный директор музея Василий Церетели признался, что рад принимать именно этот проект в стенах своей институции.


Василий Церетели: Я очень рад, что выбрали именно этот проект здесь, он очень органично вписался в наше пространство. Для меня самого было открытием разные работы художников, которые торгуют на очень непривычных, можно сказать, окончаниях. Ты чувствуешь эти работы. Когда это вот такого рода воздействие, это всегда приятно. Когда ты что-то новое знаешь, открываешь для себя. И при том, что я видел очень многое и смотрел, и так далее. Ты видишь, насколько люди говорят, вот мы были на биеннале, на Документе и так далее. Какой классный проект! Можно сказать, круто. То есть, это важно, чтобы стали появляться проекты и делаться проекты такого уровня, которого не стыдно. И действительно это такой проект, который даже для будущего поколения, для новых художников, это важно, вот этот контекст. И я очень рад, что этот проект у нас. Другой проект прекрасный в ГЦСИ. Тот тоже органично вписался в пространство ГЦСИ. Это очень важно, что оба проекта друг друга взаимодополняют по смыслу, по визуальности, и поэтому они стали такими двумя частями. И это прекрасно!


RadioBlago: Выставка «Гиперсвязи» в Московском музее современного искусства продлится до 14 августа по адресу: Москва, Ермолаевский переулок, 17, метро Тверская и Маяковская.

На этом выпуск нашей программы подошел к концу. Вы всегда можете переслушать одну из программ «Время культуры» на нашем сайте www.radioblago.ru В следующей раз мы расскажем об основном проекте Московской биеннале молодого искусства. До встречи в нашем эфире или в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: