Время культуры
Время культуры

меню

Памяти Федора Ивановича Шаляпина

493

Сегодня наша программа посвящена жизни и творчеству великого русского артиста Федора Ивановича Шаляпина. 13 февраля ему исполнилось бы 144 года.

В своих мемуарах «Маска и душа» Федор Шаляпин писал: «Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Все вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Но есть интонация вздоха. Как написать или начертать эту интонацию? Таких букв и знаков нет!» Всю свою жизнь Федор Иванович великолепно передавал эту самую едва уловимую интонацию.


Повторять в тысячный раз банальную истину о гениальности этого артиста - все равно, что ломиться в открытую дверь. Жизнь и творчество Федора Шаляпина давно и хорошо изучены, изданы и переизданы его собственные воспоминания, а пластинкам, выходившим еще при жизни, нет числа. И все равно каждое новое поколение, приходя в этот мир, испытывает острую недостаточность в познании феномена Федора Шаляпина и по части его гигантского вокально наследия, и по части биографических данных.


Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани. И прежде чем вступить на артистическую стезю сменил в юности целый калейдоскоп профессий - ученик сапожника, затем слесаря, писец, грузчик. В начале 1890-х годов он уже разъезжает по городам России с Украинской опереточной труппой любимого Дергача пел в хоре.

В летний сезон 1894 года артист выступает в антрепризе Лентовского, Петербург, сад «Аркадия», а осенью поет в труппе Петербургского оперного товарищества, в Панаевском театре. В том же году его приняли в Мариинский театр, где он спел девять партий, в том числе Галицкого в «Князе Игоре».


Однако дирекция императорских театров тогда не обратила должного внимания на проступающий талант Федора Шаляпина. В 1896 году он принял приглашение Саввы Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил в состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключительное дарование Шаляпина, как великого певца и незаурядного драматического актера. Его голос - высокий бас, удивительный по гибкости, тембровому богатству, звучал то с проникновенной нежностью, то с разящим сарказмом. Мастерски владея искусством фразеровки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, глубоким психологическим подтекстом.

В книге «Федор Иванович Шаляпин. Очерк жизни и деятельности», изданной в 1902 году анонимный биограф пишет: «Как только настал великопостный перерыв, Федор Иванович Шаляпин отправился в Италию, в Милан, где впервые на сцене La Scala, в этом строгом в своих требованиях в театре выступал русский. Надо сказать, что итальянцы, гордые в своем искусстве, считающие себя в оперном искусстве учителями всего мира, пренебрежительно встретили великого русского артиста. И что значил для них, с их великим артистическим прошлым какой-то скиф «Шаляпино». Но гений Федора Шаляпина покорил непобедимых доселе итальянцев».


Он был участником знаменитых «Русских сезонов» за границей Сергея Дягилева, выступив как замечательные пропагандисты творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1899-1914-х гг. Щаляпин создал целый ряд новых оперных образов - Алеко, одноименная опера Рахманинова, Фарлаф – «Руслан и Людмила», Филипп II – «Дон Карлос», Дон Кихот - одноименная опера Массне и другие. В эти годы Федор Шаляпин проявлять себя как непревзойденный мастер камерного искусства. В его репертуаре насчитывалось несколько сот вокальных произведений русских и зарубежных композиторов. До сих пор, что называется, на слуху такие шедевры, как «Блоха» Мусоргского.


Не все было гладко и безоблачной в творческой карьере Шаляпина, как может показаться на первый взгляд. Федор Шаляпин начинает отчетливо сознавать, что жить постоянно оправдываясь за прошлое и ожидая очередных сюрпризов от новой власти и петь в операх, срочно переделывавшихся под нужды революции он не сможет. В 1922 году артист дает последний концерт в Большом зале Петроградской филармонии.

Вечером того же дня он отплывает на пароходе за границу для лечения и последующих гастролей.


Из книги Федора Шаляпина «Маска и душа»: "В мрачные дни моей жизни под большевиками мне часто снились сны о чужих краях, куда тянулась душа моя. Я тосковал о свободной и независимой жизни. Я получил ее...

Но часто мои мысли несутся назад, в прошлое, к моей милой родине. Не жалею я не денег, конфискованный у меня в национализированных банках, не о домах, не о земле в деревни, не тоскую я особенно о блестящих наших столицах, ни даже о дорогих моему сердцу русских театрах…

Если как русский гражданин я вместе со всеми печалюсь о временной разрухи нашей страны, то как человек, в области личной и интимной, я грущу по временам о русском пейзаже, о русском весне, о русском снеге, о русском озере и лесе русском."


В Россию певец больше не вернулся, проведя остаток жизни во Франции и выступая в крупнейших театрах и концертных залах мира.

12 апреля 1938 года Федор Иванович Шаляпина скончался в Париже, а в 1984 году, согласно его завещанию, прах великого артиста был перевезен на родину и захоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Теги: #Музыка
Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: