Время культуры
Время культуры

меню

Фестиваль FIAMP в Москве

4257

Сегодня мы с вами узнаем о том, как прошел Международный фестиваль ФИАМП в Москве.

Этот фестиваль является международным профессиональным форумом и проводится по результатам конкурса аудиовизуальных и мультимедиа проектов, посвященных теме культурного наследия. Каждые два года на ФИАМП со всего мира съезжаются музейные специалисты, профессионалы информационных технологий и телекоммуникаций. Место проведения всегда разное — в России международный фестиваль побывал впервые.

Организацией и проведением ФИАМП-2014 занимались представители комитета UNESCO, Ассоциации по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ) и Международного Совет Музеев (ICOM).

Со-организатор фестиваля, президент АДИТ Наталия Толстая рассказала нашему корреспонденту предысторию проведения ФИАМП в России.


Наталия Толстая : Этим довольно много лет занимается профессиональное музейное сообщество и пришедшие, как бы внедрившиеся внутрь этого профессионального сообщества компьютерщики. Поэтому собственно этому содружеству почти 20 лет. В 96-м году был создан такой, была создана новая организация профессиональная, которая объединила людей, которые связаны с информационными технологиями в музеях, библиотеках и архивах. Называется АДИТ, я сейчас имею честь быть его президентом. И в общем, мы понимаем, что за эти прошедшие 20 лет даже меняется сам сюжет, о котором мы говорим. Если раньше мы говорили, что нам нужно внедрять компьютеры в музеи и это была такая проблема. Сейчас это уже не проблема. Проблема в том, чтобы наоборот умеренно их использовать, чтобы не ушла главная музейная составляющая — подлинник. А во-вторых, чтобы все-таки приходя в музей, человек оказывался немножко в другом пространстве, не настолько насыщенном цифровыми технологиями, как вокруг. Так что количество перешло в иное качество. Мы теперь заботимся о том, чтобы эти технологии были применены очень метко, очень точно и чтобы все было в порядке со вкусом у создателей этих программ. Поэтому было конечно, очень важно посмотреть, насколько наш внутренний музейно-информационный рынок развивается относительно иностранных школ. У нас, кстати, в этом году впервые прошел такой фестиваль, он называется «Музейный гик». Гик — это такой компьютерный фрик, такой немножко повернутый на технике. Это инициировал петербуржский Музей истории религии. Там очень сильно, интенсивно развивающийся Отдел новых технологий и инновационных технологий. И вот они предложили. И надо сказать, что удивительным образом. Совершенно с никаким бюджетом сделали всероссийский фестиваль интернет-проектов, которые именно на музейную тематику. И кстати многие лауреаты музейного гика участвовали в фестивале ФИАМП, и даже некоторые получили призы. Вообще, надо сказать, что в связи с тем, что мы довольно долго мечтали о том, чтобы это прошло в Москве, и это наконец случилось. Мы получили то, чего ожидали — такого массового участия российских музеев, студий, в качестве конкурсантов.


RadioBlago: Конкурс ФИАМП проводился между музеями и культурными учреждениями, которые используют информационные и мультимедийные технологии в своей работе. Участником также могла стать компания, которая занимается разработкой подобных систем и программ по теме культурного наследия. Помимо рекордного количества заявок из России, в этому году в финальном зачете треть наград международного конкурса в различных номинациях отошла российским проектам.


Наталия Толстая : Действительно, это рекорд, ну не половина, но треть победителей — это победители российские. Причем не только московские — большие музеи, центральные. Но и музеи, которые находятся в провинции, у которых вовсе не такие громадные бюджеты. Потому что на самом деле, мультимедиа создается не деньгами, как нам, наверное, казалось, 20 лет назад. Когда вот будет, у нас будет много денег, нам купят хорошую технику и сразу наступит мультимедийное счастье. Нет, это не так. Потому что на самом деле, все-таки мультимедиа — это своего рода вид искусства. И в искусстве тоже невозможно без фантазии, без какой-то искры божьей, без просто какой-то оригинальной идеи. Так и мультимедиа тоже — можно делать очень дорогие проекты....

- Да, счастье абсолютно не в деньгах, счастье в хороших людях. Например, один из победителей конкурса Курская картинная галерея, я очень хорошо помню, как однажды приехала к ним с мультимедийным проектом «Фрески Александра Иванова», которые, кстати, и в Коломне показывали в монастыре Ново-Голутвином. И там не было у них практически ничего, у них было несколько телевизоров, на котором показывали фильмы. И на эту выставку к ним пришел молодой человек, пришел как посетитель. И решил остаться в музее работать, оказалось, что он видео-художник. И с тех пор у них началась совсем другая жизнь. И они получили несколько грантов. И стали теперь каждую выставку сопровождать таким мультимедийным контентом, фильмом, который играет иногда такую очень важную драматургическую роль. И в том числе тот фильм, который победил «Возвращение королевы». Это фильм о реставрации, воссоздание буквально из руин живописного портрета английского. Все эти процессы восстановления были отсняты шаг за шагом. И естественно потом произошел монтаж и все спрессовалось. И человек видит, как из этих руин, из этих просто совсем останков живописи снова мы получаем прекрасные в экспозиционном виде произведения искусства. И надо сказать, что я была как раз на открытии этого проекта, этой выставки одной картины, отреставрированной. И видела, как там это все показывали, как люди все это внимательно смотрят. Конечно, мы сейчас очень избалованны. Все время нас приучают к движущейся картинке, мы привыкли к динамике, к какому-то развитию событий. И поэтому вот то, что зритель может посмотреть не только статичное произведение, но как эта магия происходит, реставрация. И я обратила внимание, что в какой-то момент даже больше смотрела на инсталляцию мультимедийную, чем на саму картину.

- На самом деле, это тоже один из вопросов. Не отвлекает ли мультимедиа от искусства. На самом деле, это зависит от того, какое мультимедиа и какое искусство. Конечно, от настоящего искусства не может никакая движущаяся картинка отвлечь, она может только прокомментировать. Функция мультимедиа — это прежде всего такой комментарий к произведению или показать какой-то процесс, как только сейчас говорили, или углубиться куда-то в историю..


RadioBlago: Работа жюри международного конкурса ФИАМП проходила в Париже летом этого года. Участие в отборе победителей принимали представители Соединенных штатов, Гватемалы, Франции, Венгрии. От России в состав жюри вошла президент АДИТ Наталия Толстая, которая и рассказала нам об этом собрании.


Наталия Толстая : Это очень интересно, хотя это и тяжелейшая работа, потому что 8 часов в день, практически без перерыва, ты смотришь вот эти все фильмы, или интерактивные программы тестируешь, это, конечно, такой тяжелый труд. Особенно обидно это делать летом, в Париже, когда можно погулять или сходить в музей. Но тем не менее, несколько полноценных рабочих дней было этому отдано. И я конечно, шучу, что можно было погулять, погулять всегда можно и всегда приятно. Но это был колоссальный опыт, потому что я действительно столкнулась с целым пластом того, что делают коллеги в разных странах. И действительно у нас иногда бывает такое ощущение, что мы все такие отсталые, но ничего подобного. Нет, мы вполне на уровне. И действительно здесь хочется сказать, что здесь речь не идет о больших бюджетах. Да, например, Рикс музей сделал приложение для айпеда, игру. Я глядя на этот продукт, понимаю, что он стоит дорого. Но глядя на какой-то проект, фильм Литературного музея — «Маяковский навсегда», я смотрела его с удовольствием. Потому что это сделано динамично увлекательно. Понятно, что это разные жанры, что приложение для айпеда — это одна история и стоит одних денег, фильм это другая история и стоит других денег, но это как бы можно сравнить уровень мастерства и он примерно одинаковый. Поэтому, не надо думать, что мы какие-то отсталые в этой области, тем более, что много наших специалистов трудятся в разных странах мира. Поэтому... На самом деле, это одна из самых конвертируемых профессий, и довольно трудно понять, кто сделал тот или иной продукт. Потому что часто какие-то иностранные компании работают у нас и наоборот.


RadioBlago: Курская картинная галерея имени Александра Дейнеки за работу «Возвращение королевы» получила награду в номинации «полнометражные фильмы продолжительностью более 30 минут». В этой же категории победил и другой российский участник - Литературный музей с фильмом «Маяковский навсегда». Еще один фильм из России под названием «Запечатленный образ» или Лев Толстой и Илья Гинзбург: двойной портрет в интерьере эпохи» первоначально должен был быть дисквалифицирован, потому что превышал максимально допустимую длительность произведения. Но жюри распорядилось иначе...


Наталия Толстая : Ясная поляна — это такой особый случай. Дело в том, что у нас максимальный размер фильма был час. Ясная поляна прислала фильм, который длился 83 минуты, то есть 1 час 20. И мы смотрели его в самом конце. Но несмотря на то, что все очень устали. Все очень увлеклись этим зрелищем, это очень интересный сам по себе сюжет. Скульптор Илья Гинзбург и Лев Николаевич Толстой, они вдвоем. Их взаимоотношения. Действительно, он называется «Парный портрет в интерьере эпохи», очень хорошо интересно и грамотно смонтированный фильм, очень хорошо рассказанная история. Поэтому не могли совсем оставить его без внимания, он получил какой-то отдельный приз жюри, несмотря на то, что он выходит за рамки наших конкурсных условий.


RadioBlago: Один из авторов картины Галина Евтушенко - сценарист, режиссер, продюсер, заслуженный деятель искусств России, и лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, член академий Ника и Золотой Орел - рассказала нашему корреспонденту о своем фильме, который получил специальный приз фестиваля ФИАМП.


Галина Евтушенко: На самом деле, у меня это не первое обращение к великому Толстому. У меня уже был фильм, который объездил много стран и переведен на 8 языков. Но интерес к Толстову не иссякаем. И сейчас вместе с Государственным музеем Толстого и музеем-заповедником ясная поляна мы сделали новый проект, который называется «Лев Толстой и Илья Гинзбург. Двойной портрет в интерьере эпохи». В общем, этот цикл — моя ноу-хау. У меня есть фильмы об Эзенштейне и Мейерхольде, Эрмане и Степанове, Зощенко и Плежи. Но вот именно в рамках этого двойного портрета нам было интересно рассказать зрителю, как никому, сейчас к сожалению забытый, но очень знаменитый скульптор Илья Яковлевич Гинзбург, оставивший более 20 изображений в скульптуре Льва Николаевича Толстого переехал в Ясную поляну и проводил там время...

- Конечно, нам очень хотелось показать: а) неизвестный материал, б) как Толстой жил в Ясной поляне, потому что Гинзбург оставил удивительные записки об этом. То есть, никто не знает этого материала. Мы работали в сотрудничестве с двумя этими музеями. Они дали нам уникальные фотографии. И мне очень приятно, что была премьера и в ясной поляне, и в Музее имени Толстого. И сотрудники этих музеев остались очень довольны нашим фильмом. Озвучивал эту картину Константин Аркадиевич Райкин, который назвал эту картину сердцем нации. И мне очень приятно, мне и моему соавтору, Ане Евтушенко, режиссеру, и Галине Лязбург, одному из авторов сценария, что эту картину так высоко оценили. Потому что конечно, мы погружаем зрителя в полное пространство русской культуры. И как сказала, один из выступающих на премьерах, от туда не хочется уходить. Мне кажется, и мне бу хотелось, чтобы нашу картину показывали как можно шире. Во всех музеях, в учебных заведениях. И сейчас она только начинает свое шествие по экранам. Сейчас мы как раз едим на фестиваль «Свидание с Россией», где президент Владимир Ильич Толстой. Может быть , это будет интересно для слушателей вашего радио. Я с удовольствием всех приглашаю на премьеру или приглашайте нас, мы с удовольствием приедем, и покажет это там, где люди хотят это видеть.


RadioBlago: Другим открытием для международного жюри стала работа Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Представленный на конкурс виртуальный тур под названием «Вологжане в истории Русской Америки» получил приз в номинации «Интерактивные мультимедиа».


Наталия Толстая: Вологодский музей стал победителем и музейного гика, и фестиваля Фиамп. У них очень интересный. По форме он может быть и традиционный, но по сюжету очень интересен. Особенно он заинтересовал нашего американского коллегу, который будучи специалистом мультимедийных технологий не очень хорошо знал историю. И когда он понял, что вообще-то Аляска была колонизирована русскими обитателями Вологодской и Архангельской губернии. Когда я показала ему это на карте, он сказал: Боже мой, как же они до туда доехали, доплыли, дошли. Это конечно, очень интересно, потому что здесь использованы такие традиционные панорамы с воздуха. Но это всегда очень красиво, особенно, когда речь идет о старых русских городах, таких как Вологда или Великий Устюг. Но не менее интересно смотреть на предметы, которые сфотографированы в форте Рос, в Америке. Эти предметы, эти дома, которые стоят до сих пор, в которых не меньше чувствуешь русских дух, чем в каком-нибудь Вологодском кремле.


RadioBlago: Фильм «Эффект бабочки», созданный для выставки в Третьяковской галерее «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» был признан лучшим среди короткометражных картин. Кроме того, галерея получила третье место в номинации «Интерактивные мультимедиа» за виртуальный конструктор «Создай свой натюрморт», подготовленный к той же выставке.


Наталия Толстая : Третьяковская галерея, она как раз 10 лет назад получила тоже приз на фестивале ФИАМП за диск по Третьяковской галерее, который был на трех языках. Работая в Третьяковской галерее, я делала доклад на фестивале Фиамп, и спросили, какой же тираж — когда я сказала, что тираж был 3 тысячи, первый тираж, который сразу был распродан, весь зал зааплодировал, потому что оказалось, насколько эта вещь действительно популярна. В этом году Третьяковская галерея выставила несколько проектов, даже четыре. Два из них получили награду. В прошлом году была очень интересная и необычная для такого классического музея выставка натюрмортов, которая соединила натюрморт самый что ни на есть классический, 18-19 века, и натюрморт в том виде, в каком его понимают, и видят, и делают художники 20-21 века. И таким связующим звеном стала бабочка, которая летает из эпохи в эпоху, из одного натюрморта в другой. И вот этот фильм, который показывался на выставке, стал одним из призеров фестиваля, и хотелось бы сказать особые слова благодарности куратору выставки, который выступил заодно и куратором, и автором сценария, автором подбора этих иллюстраций, этого фильма. А второй тоже, связанный с этой выставкой. В принципе, она продолжает такую линию, которую Третьяковская галерея.. опять же это тот же самый куратор, Светлана Усачева из отдела живописи 18 века. Линия была начата с пейзажа и там тоже был придуман такой конструктор пейзажа. Это конструктор натюрмортов. И это показалось тоже людям интересно, потому что там можно работать и с масштабом, и с цветом, в общем, такая вполне интерактивная и увлекательная вещь и кстати, в Третьяковской галерее она распродана полностью тираж дисков. Последний вот ушел на конкурс.


RadioBlago: Система сайтов Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина получила награду в соответствующей номинации. Почему даже столько крупным музеям стоит участвовать в подобных конкурсах и обращаться к профессиональному музейному сообществу за советом, рассказала Наталия Толстая.


Наталия Толстая: Сайт Пушкинского музея — это событие, которое было презентовано еще несколько лет назад. Он все время обновляется, обновляется его дизайн. И это такое полноценное средство массовой информации. Потому что в нем есть и информация, и в нем можно найти репродукцию, которая тебе нужна. Можно получить информацию о каких-то контактах, о том, какие идут выставки. И он, действительно, сделан очень грамотно, так что дизайн самого сайта не отвлекает от его содержимого, которое, как вы понимаете, очень богато. Там есть возможность рассмотреть картины в большом разрешении. То есть, это действительно, такой флагманский проект. Кстати говоря, в этом году Эрмитаж будет представлять свой новый сайт, который тоже, ему было уже 10 лет старому сайту. И теперь в связи с 250-летием Эрмитажа они открывают новый сайт и надо сказать, что мне особенно приятно, что на нашей конференции АДИТ в Выборге Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа самолично приезжал представлять проект, который у них еще был. И как он мне сказал недавно, они учли все замечания. И это действительно очень важно, потому что даже такие большие музеи понимают, что не все счастье в количестве денег и в той фирме, к которой ты обратился. Необходима такая экспертная оценка. И мне особенно приятно, что в качестве таких экспертов часто рассматривают наше сообщество.


RadioBlago: Все победители этого года забрали в подарок статуэтки авторской работы российского художника и скульптора Алексея Благовестного. Дело в том, что ФИАМП каждый раз дарит своим участникам новые награды, в зависимости от того, в какой стране проводится фестиваль. Подробнее об это традиции рассказала Наталия Толстая.


Наталия Толстая : ФИАМП — это такой очень своеобразный конкурс. Поскольку он ездит из страны в страну, у него должно быть каждый раз заново придумывается приз. И этот приз соединяет в себе традиции этой страны и приносит что-то новое. И должен быть связан с технологией. И мы думали-думали и придумали вместе с художником Алексеем Благовестовым такой образ — это картина Петрова-Водкина «купание красного коня», которая была создана чуть больше 100 лет назад, в 1912-м году. И в которой есть и ощущение гармонии обыкновенной, и при этом предвосхищение, предощущение какой-то беды. Вот такое, очень русское, очень русский сплав эмоций, когда тебя все время качает: то к абсолютной гармонии, как в Троице Андрея Рублева, то к чему-то наоборот очень резкому, требующему какого-то твоего активного участия как «черный квадрат» Малевича. И поскольку эта картина Петрова-Водкина плоская, то мы придумали ее сделать в 3d, как сейчас модно. Она теперь в виде скульптуры, этот мальчик сидит на коне. И я надеюсь, нашим призерам этот приз понравится.


RadioBlago: В рамках фестиваль ФИАМП в Москве прошла не только церемония награждения участников конкурса проектов, но и обширная деловая программа. Приглашенные российские и международные эксперты, участники и победители конкурса, члены ИКОМ обсуждали возникающие проблемные ситуации в сфере искусства и культуры и способы их разрешения.

В частности, поднимался вопрос о том, каким образом защищать авторские права и интеллектуальную собственность в отношении продукции, связанной с культурным наследием, и стоит ли препятствовать распространению подобной информации.

Также на одном из круглых столов говорили о поступательном движении музеев в виртуальное пространство. Для примера, известная радиоведущая, а ныне сотрудник Государственного музея Льва Николаевича Толстого в Москве Фекла Толстая рассказала о проектах в этой сфере, которыми она сама занимается. Речь шла о проектах «Весь Толстой в один клик» и «Каренина. Живое издание». Подробное описание проектов можно найти в сети интернет.

О том, какое значение имеют подобные идеи для развития музейного дела и не только, нам рассказала Ольга Синицына, член президиума АДИТ.


Ольга Синицына: Это проект «Весь Толстой в один клик», о котором уже очень много писали и говорили, но никогда не лишним будет повторить. Потому что это вполне уникальный опыт. С одной стороны краудсорсинга такого, собирания волонтеров в таком количестве и организация их работы, что само собой любопытно. Но и вообще, такое очень ответственное отношение к текстам, оцифрованным, которое конечно, нужно всячески продвигать и пропагандировать. Хотя этот прекрасный проект, это всего лишь материал для того, как дальше уже музей может работать с оцифрованными текстами, используя их в разных музейных экспозициях, еще что-то. На самом деле, очень интересный вопрос, как работать с текстами в литературном музее. И Фекла в этом смысле показала один из примеров. И второй мне ужасно понравился — как раз народное чтение Анны Карениной. Я честно этого не знала, хотя очень дружу с ясной Поляной и как-то хорошо с ней общаюсь, но как-то это прошло мимо меня и больше того, я еще и чтением профессиональным много лет занималась, продвижением. Я считаю, что этот проект бьет сразу в два гнезда, в две лузы. Попадая в современную форму привлечения посетителей к музею, к героям музея, Льву Николаевичу Толстому и так далее, и используя в большой степени и в качестве фона и в качестве какой-то приманки картинки из Ясной поляны, а с другой стороны — это прекрасный способ продвижения чтения как творческого акта. И как такого замечательного человеческого времяпрепровождения с удовольствием. О чем часто забывают, начиная спорить о том, какие книжки должны быть, электронные или бумажные, забывая про то, что чтение как процесс, как наслаждение художественным текстом великого писателя, это огромный дар, который мы получаем от гениев, которые жили в прошлые времена. И то, что это участники из разных стран, и что это люди, читающие по собственному желанию, а не подневольно. Это действительно огромное дело. И совершенно правильно Фекла сказала, что таким образом они стараются... чтение сближает народы, а не разделяет. Хотя у них могут быть совершенно различные мнения относительно разных произведений. Вот это мне действительно очень понравилось. И мне кажется, что вот это надо пиарить, пиарить и пиарить...


RadioBlago: Другой участник фестиваля, сотрудник Художественного музея Ярославля Екатерина рассказала, что приехала на фестиваль для того, чтобы узнать, как ее коллеги решают вопросы привлечения посетителей в музеи. Ведь художественные выставки конкурируют за зрителя с кинотеатрами и другими развлекательными учреждениями, и зачастую проигрывают в этом соревновании.


Екатерина Макарова: В принципе, мы интересна тема вот этого движения музея к мультимедиа, представление своей коллекции через какие-то средства и в принципе, я думаю, что это важно, потому что люди не то чтобы не могут прийти в музей. Но им интересно, их как бы нужно заинтересовать именно тем, что у нас много красивых вещей, это красиво. Вы можете увидеть это вблизи. Но в натуральную величину посмотреть.. вам расскажут об этом историю. Но чтобы людей заинтересовать, нужно все-таки каким-то образом в медийном пространстве быть музею. И вот мне интересно, как разные музеи эти вопросы решают. Я сама в Ярославле работаю. Тоже в изо-художественном музее. Эти вопросы тоже у нас... то есть лучше ситуация, чем с музеем Толстого. У нас на самом деле есть картины, которые созданы для того, чтобы их смотреть. Но все равно, как показывает практика, людям все равно это не так интересно, как... ну не очень интересно, музыка.. кино.. Все ходят в кино, но мало кто ходит в музеи. Вот интересно, как эту проблему можно решить.

- Я не считаю так. Действительно, это должно вызвать интерес у человека, прийти посмотреть вживую, в реальности это увидеть. Все равно нельзя заполнить это желание. Если оно появляется, нельзя его заполнить только просмотром картины, хочется посмотреть на это в живую, в реальности. И хочется показать, что это правильно. Действительно, приходите в музей. Нужно создать среди молодых людей моду. Есть мода ходить в кино, все знают какие-то, все смотрели новинки кинопроката. Но никто не ждет новых выставок. Есть любители, но мало кто. Мне кажется, это не правильно, потому что действительно много интересных вещей, много интересных людей работает в музее сейчас. И это нужно показывать, я думаю.


RadioBlago: Сотрудник музея-усадьбы Архангельское Елена призналась, что приехала на фестиваль для того, чтобы познакомиться с работой европейских учреждений культуры. По ее словам, современные информационные и мультимедийные технологии уже активно используются в работе музея-усадьбы, но всегда можно придумать что-то еще интересное.


Сотрудник музея-усадьбы Архангельское Елена: Интересно было ознакомься с опытом не только российских коллег, российских работ, но и с опытом европейских музеев и европейских различных учреждений. Вот из зарубежных проектов был интересен — видео кабельного канала, видеотрансляция, трансляция произведений искусства. Вот как музыка по радио, так вот фрагменты и большие произведения искусства, что тоже способствует популяризации, и отдельных произведений искусства, и искусства в целом, и каких-то отдельных музеев. Думаю, это могло бы быть интересно всем.

- Да, возможно, мы к каким-то проектам придем или какие-то идеи воспримем. Потому что хочется кроме традиционного представления себя на телевидении или в интернете с помощью фильмом, каких-то сайтов, видеороликов небольших, уже сделать что-нибудь интересное, какой-нибудь проект, используя наш ресурсы уникальные. В каждом музее есть какой-то уникальный ресурс, который можно как-то интересно использовать.


RadioBlago: Наравне с музеями и различными учреждениями культуры в фестивале принимали участие те, без кого теперь не обходится ни одна экспозиция — это представители компаний, занимающихся мультимедиа-технологиями. Насколько крепкой может быть дружба между бюджетной структурой и бизнесом рассказала со-организатор ФИАМП.


Наталия Толстая: Вы знаете, есть такие компании, которые давно и успешно дружат с музеями и готовы терпеть от них все. Потому что действительно, это какой-то такой взаимный процесс, потому что ну, некоторым просто приятно приходить в музей и работать. Даже будучи человеком бизнеса. Ну просто людям нравится, от этого повышается их самооценка. Но и на самом деле, работать с музеями — это достаточно тяжело. Я понимаю, что это не всем. Это не быстрые и не легкие деньги, которые можно заработать например, созданием какой-нибудь электронной игры, компьютерной. Но удовольствия, какого-то удовлетворения работой это часто приносит гораздо больше. Есть несколько компаний, которые просто можно сказать основывают свою деятельность на сотрудничестве с музеями. Это и компании, которые создают необходимые для музеев информационное обеспечение, на котором, например, построено все музейное хранение последних лет. А есть компании, которые занимаются именно созданием каких-то музейных экспозиционных продуктов. Есть много компаний, которые сейчас занимаются новыми направлениями. Всякие приложения для гаджетов мобильных, а также мобильные такие аудиогиды, которые ты скачиваешь к себе в телефон, а потом идешь и слушаешь. Вот у нас две компании, которые этим занимаются, участвуют в нашем фестивале, помогли нам немножко материально. Потому что, к сожалению, вот это хотелось бы сказать отдельно. Несмотря на то, что эта тема такая популярная и много чего об этом говорится, думается, и даже это поднимается на уровни Интермузея. Но к сожалению, бюджет у нас был совсем маленький и мы были поддержаны в основном частными компаниями, которые заинтересованы в том, чтобы их продукцию увидели. И они нам в этом смысле помогли.


RadioBlago: Важность и актуальность подобного мероприятия сейчас, когда о внедрении мультимедийных, интерактивных информационных технологиях говорят на самом высшем уровне, действительно сложно переоценить. Какие новые вызовы встают перед российскими музеями, что можно предпринять и как в этом может помочь фестиваль, рассказала Наталия Толстая в интервью радио «Благо».


Наталия Толстая: Вот именно потому, что сейчас практически у всех музеев этот технически потенциал, во многих музеях есть отделы, которые занимаются интернетом, мультимедиа и так далее. Не всегда есть стратегия, простроенная стратегия развития и не всегда люди ориентируются на какие-то лучшие образцы. И мне кажется, что когда ты вот так вот смотришь широко, в этом конкурсе участвовали страны от Бразилии до Австралии. Соответственно, ты понимаешь, что носят в фигуральном смысле этого слова. Как делают монтаж, как делают титры, как используют аудио-эффекты, то есть, ты сразу можешь включиться в контекст. Поэтому мне кажется, что очень важно для тех музеев, которые только начинают на этот путь вступать, скользкую дорожку, все-таки ориентироваться не на то, как бы первое предложение, которое к ним поступает. А ориентироваться на какие-то образцы, которые прошли апробацию в профессиональном сообществе.


RadioBlago: В июне этого года в Москве состоялся международный фестиваль музеев «Интермузей», о котором мы рассказывали в одной из наших программ. Среди прочего корреспонденты «Времени культуры» обратили внимание на то, что довольно часто информационные технологии создают ограничения для музеев в процессе представления собственной индивидуальности. Какую тактику следует выбрать музею в момент взаимодействия с мультимедиа, рассказала наша собеседница.


Наталия Толстая: Да, очень много есть отзывов об этом Интермузее последнем, который был посвящен информационным технологиям. Часто его сравнивают с магазином телевизоров. Так вот музей не может быть похож на магазин телевизоров, или магазин техники.

- каждый музей должен найти свой собственный баланс между тем, что он хочет показать и как он хочет это показать. То есть, между такой глобальной целью и средствами, методами работы с публикой. Потому что например, в той же курской картинной галерее, о которой я уже начала рассказывать и их рекламировать таким образом. Еще до того, как у них самое мультимедиа было внедрено, на входе каждому посетителю предлагали взять бинокль, как в театре. Потому что действительно, и я это попробовала на себе — когда ты смотришь на большую картину, у тебя зрение расфокусировано. Ты одновременно смотришь в правый верхний угол, в левый нижний. И ты как бы воспринимаешь всю картинку в целом. А когда ты смотришь в бинокль, внимание концентрируется на каком-то участке. Ты видишь какие-то фрагменты. Иногда случайным образом водя своим окуляром по поверхности картины, ты видишь какие-то неожиданные вещи, которые ты, смотря, не видел. То есть, это какое-то такое особое отношение к визуальным эффектам. И оно нашло новое воплощение.

- Если бы все знали все рецепты!...

- На самом деле, мне кажется, что путь, по которому должен идти каждый музей — это именно поиск собственной индивидуальности. Он может быть и в дизайне эту индивидуальность найдет. Может быть он найдет эту индивидуальность в каких-то особенных монтажных приемах. Или какой-то музей будет делать исключительно интерактивные вещи... вообще, музей ведь очень разный и очень трудно сопоставлять возможности, которые дает.. музей исторический, искусствоведческий, где есть объемные объекты, где за каждым объектом скрывается какая-то история. То есть, не рассказ, не анекдот, а именно история. То есть, он является артефактом, связанным с каким-то историческим временем. И совсем другое дело — мультимедиа в художественном музее, где, конечно, очень трудно найти гармоничный баланс между висящей на стене картиной и экраном, проекцией, которая рядом. Мне кажется, что сейчас все-таки проекции все-таки предпочтительнее, чем экраны. Особенно в художественных галереях. Вот здесь сейчас в Третьяковской галерее идет выставка «Картина и рама», когда мы смотрим — вот есть телевизоры, у них есть надпись, которая говорит, что это фирма такая-то, есть корпус, который часто дисгармоничен по отношению ко всему остальному пространству зала. Хорошо, то у нас есть такой прекрасный пример, когда абсолютно нейтральная поверхность, все отдано самому изображению. Но как правило, такого редко можно достигнуть. В этом смысле проекция дает такое растворение в пространстве самого музейного зала. То есть, у нее нет четких границ, она не претендует на то, что она картина в раме. Немножко другая.. просто восприятие такой картины другое.


- Такие проекты как Золотой век авангарда, Ван Гог?


- Но вот эти проекты как раз не назвала бы музейными. Особенно Ван Гог — это такая франшиза коммерческая, она проходит одновременно во многих странах. Я видела его в Италии одновременно с Москвой, в Петербурге. Во многих.. это такой «мультимедийный чес», основанный на популярности какого-то художника. И в принципе, да, это дает какие-то ощущения, но это не дает, на самом деле, глубины какой-то постижения Ван Гога. Да, круто, ты можешь пройти по подсолнухам, посмотреть на стул и какие-то мультимедийные эффекты. Но в принципе, Ван Гог не для этого работал, хочется сказать.


RadioBlago: Программа «Время культуры» подошла в концу! Слушайте нас каждую среду в 19.45 на радио «Благо»... До встречи на новом фестивале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: