Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

7-я Московская международная биеннале современного искусства

среда / 20 сентября 19.45 - 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Программа "Время Культуры"

Фонд Потанина в Центр Пампиду - коллекция русского авангарда

3336

Сегодня мы расскажем о передаче в дар французскому Центру Помпиду более 250 произведений советских и российских современных художников.

14 сентября в Париже в залах Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду состоится открытие выставки под названием «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950 — 2000 годов: уникальный дар музею». Инициатором и со организатором проекта выступил Благотворительный фонд Владимира Потанина. Выставка во Франции продлится полгода, и после ее завершения произведения отечественного искусства навсегда перейдут в собрание #Центра Жоржа Помпиду. На пресс-конференции в Москве по случаю этого события специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой пояснил собравшимся журналистам отдельные спорные моменты.


Михаил Швыдкой: Скажу сразу, что на все вопросы, не расхищаем ли мы национальное достоинство, организуя такие проекты, скажу сразу - нет. Потому что все произведения, во-первых, принадлежали частным фондам и частным лицам, а, во-вторых, все это происходит под присмотром директоров крупнейших музеев России, которые своего, как вы понимаете, не упустят. И вещи, которые окажутся в Центре Помпиду, они, художники этих направлений, в достаточной степени представлены в российских музеях.

Чем мне кажется примечательным этот проект и чем он важен. Вы должны понимать, что вообще в западных музеях очень не много российского искусства. Так исторически сложилось. Сначала его не знали, потом какие-то вещи покупались, но вот сейчас идет в Третьяковской галерее такая выдающаяся выставка Айвазовского, вот автопортрет Айвазовского есть в галерее Уффици, например. Но это скорее исключение из правил.

Если вы приходите в крупнейшие музейные собрания мира, то русское искусство представлено крайне ограничено. Чаще всего, это Малевич, Кандинский, где-то отдельно иконопись, но не более того. И когда мы думаем о том, как представить Россию за рубежом, и чем можно представить Россию за рубежом в области современной культуры, то, конечно, та сфера искусства современного, которая создавалась в нашей стране во второй половине ХХ века и в начале XXI века, конечно, же отражает и перемены, которые происходили в общественном сознании, государственном сознании России, в художественном сознании русских художников. И поэтому я считаю, что в данном случае мы представляем современную Россию, живую, развивающуюся, демократическую, европейскую и общемировую страну.


RadioBlago: Примерно половину передаваемых работ выкупил у их владельцев Благотворительный фонд Владимира Потанина. По словам генерального директора фонда Оксаны Орачевой, благодаря данному проекту появилась возможность представить панорамную историю русского искусства и включить не всегда известных за рубежом, но от того не менее талантливых художников в международную ротацию.


Оксана Орачева: Данный проект реализуется фондом в рамках нашей программы «Культурный прорыв», которая направлена на продвижение образа России и средств ее культуры. И она выросла из очень успешных выставочных проектов, которые проходили при участии Благотворительного фонда Владимира Потанина. В том числе во Франции была знаменитая выставка «Когда Россия говорила по-французски...» в Музее Армии. Она была достаточно интересной. И, конечно же, нам хотелось продолжать эту деятельность с тем, чтобы показать, как культура сегодня может объединять нас, объединять страны, объединять людей, объединять самые разные инициативы. И мы думали о продолжении такой деятельности. Очень удачно, что у Ольги Свибловой появилась замечательная идея, как можно сегодня сделать другим способом, собрав и передав в дар крупнейшему музею современного искусства Центру Помпиду коллекцию русского искусства второй половины ХХ века. Нам же важно было здесь увидеть не только результат этой коллекции, но и то, как данный проект поможет дальнейшему развитию наших культурных связей, как мы сможем через этот проект показать, что такое Россия сегодня. Ведь, современное искусство это как раз про это — как развивается наша страна, какие у нас есть взгляды, идеи, течения и как это все может быть выражено средствами искусства.

Хотелось бы обратить внимание, что кроме собственно выставочного проекта и передачи в дар будет еще большая публичная программа в самом Центре Помпиду с тем, чтобы все желающие могли познакомиться не только с произведениями искусства, познакомиться с художниками, познакомиться с авторами, обсудить, как сегодня развивается российская культура.

И мы признательны всем тем, кто примет участие в этой программе. Эта программа создана совместно Центром Помпиду и Мультимедиа Арт Музеем. Я уверена, что будет очень и очень интересно.

Благотворительный фонд по инициативе кураторов и при поддержке Центра Помпиду выкупил ряд работ у коллекционеров и художников. Всего при нашей поддержке передается 123 произведения современного искусства. Это не вся коллекция. Потому что большую часть коллекции передают коллекционеры и художники, за что еще раз большое спасибо. И мы надеемся, что эта коллекция будет и дальше развиваться в Центре Помпиду и пополняться новыми дарами.


RadioBlago: 2016 год для Центра Помпиду отмечен большой музейной программой, в рамках которой он выражает признательность дарителям со всего света. Директор центра Бернар Блистен рассказал журналистам в Москве, что передаваемая коллекция была сформирована за последний год. И ее нельзя назвать исчерпывающей. Авторы проекта решили определить лишь вехи, которые могли бы показать ход развития художественного движения в России. Красной нитью выставки и последующей коллекции станет связь первого русского авангарда, который хорошо представлен в собрании Центра Помпиду, с произведениями российских авторов более позднего периода.


Бернар Блистен (по-французски с переводом на русский): Как вы знаете, нам повезло, что у нас уже есть замечательная коллекция искусства исторического авангарда. Столько русских художников жило во Франции, начиная с Кандинского и до Шагала, от Липщица и до Цадкина — бесчисленное количество имен. И весь этот гигантский ансамбль, гигантское собрание, которое охватывает первую половину ХХ века, составляет в Центре Помпиду одну из самых замечательных коллекций, вообще, в мире русского авангарда первой половины века, и 20-х годов и первой половины. Но что касается ныне живущего искусства второй половины века, современного искусства - не то, чтобы у нас совсем нет его, не то, чтобы мы пренебрегаем этим искусством, но мы просто не могли собрать и представить полностью эти течения в искусстве. Мои предшественники на посту директора Центра Помпиду имели очень сильные связи с Россией. В самых разных мастерских художников, во всех библиотеках, где я побывал, есть каталоги знаменитой выставки «Париж-Москва». Была знаменитая выставка «Территория искусства». Господин Понтюс Хюльтен, прежний директор ее организовал в Санкт-Петербурге. Было, конечно, динамичное движение. Были выставки и во Франции. Уже давно самые знаменитые художники Кабаков, Булатов и многие другие представляли свои произведения. Было много российских художников, которые обстроились во Франции. Я сказал о Булатове, который уже живет во Франции, но вспомним про Штейнберга. Я приветствую щедрость его вдовы, которая подарила нам 15 произведений этого художника. Но есть и другие художники, такие как Янкилевский. И мне просто стыдно, я не знал, что он живет во Франции. И что он даже часть своих произведений создал во Франции. И столько еще таких имен. Историю их нужно поведать.


RadioBlago: Как уже было сказано, после окончания выставки в Париже 27 марта все подаренные работы войдут в собрание Центра Жоржа Помпиду. Но не пропадут навсегда в запасниках музея, а будут экспонироваться в порядке ротации постоянной экспозиции. Пообещал журналистам и гостям встречи в Москве директор институции Бернар Блистен.


Бернар Блистен (по-французски с переводом на русский): Если вы руководите Центром Помпиду, вы не можете рассказывать о концептуальном искусстве с помощью только американских произведений, а российский концептуализм был замечателен. Эта связь между поэзией, языком, пластическими искусствами. Исторически вклад России очень важен, и в российской культуре это была очень важная веха. Тут целых три поколения. Поколение Пивоварова. Вместе с Николя мы были здесь и видели замечательную выставку в центре «Гараж» несколько месяцев назад. Есть поколение Монастырского, который настолько крупный художник! Мы связываем его с именем Джона Кейджа. И, кстати говоря, мы и будем его представлять в связи с Джоном Кейджем. Более молодое поколение — это Юрий Альберт. Как рассказать о русском искусстве, забыв о российском концептуализме? Невозможно. Мы захотели взять движения от нон-конформистов до концептуализма, от соц-арта и той роли, которую соц-арт, начиная с Орлова, сыграл в истории. У нас замечательные собрания Орлова, Брускина. Орлов, Брускин — это художники, которые замечательно отметили своим искусством эпоху перестройки. И от той эпохи, от эпохи Перестройки, мы идем к другому поколению, к тому поколению, которое начало развиваться в эпоху Перестройки в конце 80-х годов. Художники, которых мы хорошо знаем, которые были в знаменитых московских сквотах. Мы хотели, чтобы все это собрание позволило представить целую совокупность этих вех в истории искусства. Когда я был в Петербурге, я встречался с Монро, с Новиковым, со всеми этими художниками. И я подумал, как важно во всей этой научной работе, которую мы ведем, важно не только на московской сцене сконцентрироваться, нужно также смотреть на другие точки, на другие города и проводить другие перспективы.


RadioBlago: Самая ранняя работа в созданной коллекции — картина Юрия Злотникова конца 50-х годов, самая поздняя - «Жанна Д'Арк» Павла Пепперштейна 2005 года. К сожалению, преимущественно собрание составлено из произведений московских авторов, тогда как в Ленинграде и позже в Санкт-Петербурге за последние полвека происходили не менее важные художественные процессы.

Кураторами предстоящей выставки и консультантами по отбору произведений выступили директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и куратор из Центра Помпиду Николя Люччи-Гутников. Он отметил, что данное собрание (отныне исторически последовательное) позволит их музею продолжить работу в направлении новых поколений художников России и стран бывшего СССР. Куратор также напомнил, что французское государство на протяжении ХХ века самостоятельно покупало некоторые работы, но все-таки определяющей всегда оставалась щедрость художников и их семей. Так и в данном проекте наряду с меценатами, дарителями выступили около 40 коллекционеров, авторов или их наследников. Первыми на призыв принять участие в проекте откликнулись учредители фонда «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, а также Tsukanov Family Foundation. Предприниматель и филантроп Игорь Цуканов выступил перед журналистами от лица всех коллекционеров, которые решили отдать свои произведения в Париж.


Игорь Цуканов: Уже очень много было сказано со стороны музеев, со стороны фондов, но коллекционеры – это такие люди, которые, во-первых, у них есть своя профессия. То есть коллекционирование – это еще какая-то деятельность, которой они занялись, кто-то 20 лет назад, кто-то 10, кто-то еще позже. Поэтому прежде чем прийти в эту деятельность, коллекционирование, эти люди обычно достаточно грамотно могут в этом разобраться. И быстро. И очень требовательны. Поэтому, когда приходит предложение сделать выставку, конечно, прежде всего вы смотрите, кто это делает и с кем вы это будете делать. Почему этот проект получил такую универсальную поддержку? Мне кажется, есть три причины, или четыре. Первая причина, что он носит уникальный характер. Я не знаю другого музея в мире, который согласился бы сделать коллекцию русского современного искусства в таком количестве 200-250 работ. Это много. И чтобы это сделать, может быть, такой возможности больше не будет. Центр Помпиду является одним из трех мировых крупнейших музеев, так сложилась ситуация, что директор, господин Блистен, решил-таки сделать совершенно не очевидный проект. Но этот проект был очень точно оценен сообществом коллекционеров, потому что они понимали, что второй такой возможности, просто, не будет. Второй момент связан с качеством команды. С точки зрения коллекционеров ключевым является не передача в дар музею, ключевым является — как музей работает с этим даром. Я знаю много музеев, и крупнейшие из них, которые начинают с того, что получают работы и потом они оказываются в запасниках, эти коллекции, навсегда. Вот один из таких музеев в Лондоне, один из крупнейших, у него в запасниках находится 20 тысяч работ, которые ему подарили за последние 10 лет. И даже открыв сейчас новое здание, я говорю сейчас о Тейт Модерн, открыв новое здание, совершенно никто не понимает, каким образом будет использоваться та коллекция, не русская коллекция, там все вместе, как она будет использоваться этим музеем. И это является принципиальной проблемой. Поэтому, когда господин Блистен и его команда представила программу, что они хотят делать, и, прежде всего, выставка, которая будет идти 6 месяцев. И потом еще речь шла о том, что возможно это будет такая путешествующая выставка-экспозиция, которая будет ездить по разным городам. И третье — конечно, мы понимаем, что это некая платформа. Конечно, невозможно сделать совершенную коллекцию ни за 12 месяцев, ни за 6 месяцев, ни за 2 года. А почему? Просто возможностей не хватает. Просто, многие коллекционеры — одни не хотят участвовать, потому что не знают, где участвовать, другие хотят участвовать, но не хотят дать все, что им дают (предлагают). Опять-таки из-за неизвестности. Но как только Центр Помпиду сделает платформу, как только будет проведена выставка, вы увидите, что все больше и больше людей будет приходить и давать, может быть, одну-две вещи, которые самые важные, которых, может быть, сейчас не хватает в музее. И они там будут появляться. То есть это будет как магнит, который будет притягивать к себе коллекционеров, и я думаю, что, безусловно, это будет лучшая коллекция в мире, за пределами России. Она, наверное, уже ею стала, но она будет еще сильнее, сильнее и сильнее.

И последнее, я, действительно, рад, объективно рад, участвовать в этом проекте. У меня не было сомнений, что это важнейшее культурное мероприятие, которое будет иметь эффект на следующие поколения. Также я готов подтвердить Центру Помпиду, господину Блистену, - меня просили передать двадцать работ, или даже больше, я не помню, сколько. Я передал семь, не потому что мне жалко остальные, а просто, я, действительно, хотел посмотреть, как это будет выглядеть. И каким образом музей будет с этим работать. Поэтому сейчас следующие год-полтора это будет такое радостное наблюдение, как все будет выполняться, и тогда, я уверен, через год, через два мы вернемся к этому разговору и с другими коллекционерами. И все будут готовы поделиться именно тем, что пока они сохранили себе.


RadioBlago: Представители Центра Помпиду не скрывают, что при отборе произведений особо внимание уделяли тем авторам, которые много лет прожили во Франции или находятся там и сейчас — это Эрик Булатов, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Игорь Шелковский, Михаил Рогинский, Оскар Рабин.

В завершении пресс-конференции в Москве арт-критик и журналист Екатерина Вагнер задала организаторам выставки вопрос, который мог бы прозвучать от противников подобного проекта. Ответ на него дала председатель совета Благотворительного фонда Владимира Потанина Лариса Зелькова.


Екатерина Вагнер: Конечно, очень важно, чтобы русское искусство было известно и оценено за рубежом, но для этого есть много других способов помимо даров. И, как всем известно, в российских музеях этот период искусства не так хорошо представлен, как хотелось бы. По объективным причинам. В советское время это было запрещено, в 1990-е не было денег на закупки, многое было вывезено за границу и так далее. И, наверняка, найдутся люди, которые выдвинут предположение и обвинение, что вы в угоду политическим сиюминутным соображениям, ради повышения и улучшения имиджа России в мире, пострадавшего в данный момент, просто лишаете российскую публику, российского зрителя нынешнего и будущего поколения вот такого большого корпуса важных работ. Что бы вы могли ответить на такие соображения, которые, наверняка, возникнут, наверняка, последуют.


Лариса Зелькова: Учредитель фонда бизнесмен, предприниматель. И для нас этот проект — это, безусловно, такой листинг (listing) на очень престижной площадке. Листинг, говоря языком бизнеса, когда ты хочешь быть признанным и хотел бы привлекать инвестиции в те или иные проекты, ты, безусловно, должен торговать бумаги своей компании на разных самых престижных биржах. В некотором смысле мы с вами сегодня находимся на этапе такого удачного размещения современного российского искусства. И мы уверены в том, что первая крупная коллекция современных наших художников, которая вот так локально будет представлена в крупнейшем музее современного искусства в мире, это как раз такое удачное размещение. Но наши российские музеи формируют свои коллекции, делают это достаточно активно. И Третьяковская галерея, и ряд других площадок. И мы уверены, что пример, который случился благодаря усилиям разных людей станет примером и для тех, кто дарит свои работы в российские галереи и российские музеи. Мы очень на это рассчитываем. И поэтому считаем, что это не финал, а ровно только что поднятый занавес, и впереди нас ждет большое увлекательное шоу с большим количеством людей творческих, увлеченных и их прекрасных работ.


RadioBlago: На этом наша программа подошла к концу. Напоминаем, что вы можете прослушать или прочитать в расшифровке все выпуски «Время культуры» на нашем сайте www.radioblago.ru До встречи в эфире и выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: