Время культуры
Время культуры

меню

Фотофестиваль в Угличе 2016

2906

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире «Время культуры» и следующие несколько выпусков нашей программы будут посвящены Фотофестивалю «Фотопарад в Угличе». Десятая юбилейная встреча фотографов со всей России под названием #«Фотопарад» прошла по традиции в середине августа. В Ярославскую область съехались профессионалы и любители почти из всех регионов нашей страны — от Калининграда до Дальнего Востока. Всего около 300 участников слушали лекции, набирались опыта, проводили и посещали выставки, пробовали свои силы в конкурсах, обменивались знаниями и впечатлениями. В этой программе мы расскажем вам обзорно о фестивале и предложим послушать выдержки из творческих встреч с признанными мастерами.

Фотографический фестиваль в Угличе впервые провели в 2007 году. И назывался он тогда «Углич — лицо русской провинции». Потому что своей целью организаторы первоначально выбрали — популяризацию туристических красот города. Но очень скоро стало ясно, что фотофестиваль «Фотопарад в Угличе» опережает заявленное направление и набирает вес. Краткую историю «Фотопарада» за прошедшее десятилетие рассказала на открытии Елена Канева, заместитель главы Администрации Угличского муниципального района. Человек, который стоял у истоков фестиваля и до сих пор является председателем оргкомитета.


Елена Канева: 10 лет! Нам даже не верится, мы вчера говорили, нам кажется, что это пролетело как один день. И не верится, что это все уже сделано. Потому что это 10 лет большой ударной работы. Нам бы очень хотелось и мы создаем на базе маленького туристического города душевную атмосферу, чтобы собирались любители и профессионалы. Чтобы им было комфортно. Чтобы сделать Углич городом фотографии. Мы пытаемся привозить сюда самые интересные проекты в области фото, какие-то интересные мероприятия. И мы хотим, чтобы вам здесь было комфортно. Было комфортно общаться и обучаться. И 10 лет Штаб фестиваля, который состоит из туристической структуры города Углича, нас не так много, но мы пытаемся все это сделать 10 лет. И мы сотрудничаем с профессионалами, и это естественно. В результате получается такой оргкомитет, который состоит из профессионалов структуры гостеприимства и из профессионалов фотографии. И вместе мы пытаемся сделать уникальное событие.

И сегодня я хочу сказать слова благодарности нашим кураторам. У нас было два больших куратора. Первый — Тильдиков Александр. Кто был на первых Фотопарадах в Угличе, знает этого человека очень хорошо. И они приезжали большой командой, и три года мы делали это мероприятие. Он является автором идеи провести такое фото-мероприятие в Угличе. Мы подхватили и сказали: «Да, почему бы и нет»? И это были первые шаги нашего фестиваля. Мы становились, получали опыт, это были первые мастера. Это были Сергей Борисов, Вадим Гущин, Алексей Максимишин и многие другие. И самое главное — вот эта большая команда, которая приезжала, удивительно доброжелательных людей, мы все сплотились и дружим до сих пор. Мы почувствовали фотопарад, фотопарад почувствовал нас. Углич принял этот фотопарад. И самое главное — была наработана технология. Технология проведения фестиваля, которая жива до сих пор и дает нам возможность развиваться. Мы благодарны Александру и его команде.


RadioBlago: После первых трех лет становления начался следующий этап развития Фотопарада, появился новый куратор, а вместе с ним и новые эксперты, партнеры и, конечно, участники, ради которых все и затевалось.


Елена Канева: Мы познакомились на фото-форуме в Москве с Натальей Ударцевой, наш второй куратор. Мы благодарны ей, 5 лет мы успешно сотрудничали. Фотопарад получил новый виток развития, программа стала более глобальная. Новые партнеры, новые имена, новые мастера, новые участники. Это были большие пять лет комфортной и интересной работы.

И конечно, мы благодарны нашим партнерам, нашим спонсорам и вам, дорогие друзья, без которых ничего бы этого не произошло. Есть наши участники, которые ездят из года в год, есть новые участники. И, на самом деле, мы всех вас очень любим.

И я в начале сказала, что 10 лет – это такой большой срок. Для фестиваля это на самом деле большой срок, а если в человеческой жизни посмотреть - 10 лет фестивалю — это подросток, мальчишка, который на все смотрит с открытыми глазами, ему все интересно, он со всеми дружит и хочет куда-то бежать и двигаться. Также и мы смотрим на все с большими открытыми глазами и большим интересом. Мы всех вас любим, мы хотим двигаться вперед, и мы считаем, что 10 лет — это только начало большой жизни. Спасибо вам большое! Мы вас приветствуем на Десятом фестивале «Фотопарад в Угличе».


RadioBlago: Теперь фотофестиваль «Фотопарад в Угличе» — одно из важнейших фотографических событий в России. Помимо большого количества участников и насыщенной программы, форум отличают особая дружеская атмосфера и традиционные дискуссии на самые волнующие темы за чашкой чая. Не удивительно, что большая часть участников, примерно две третьих, каждый год повторно приезжают в небольшой город на берегу Волги.

Мастера и те, кого принято называть живыми классиками, из раза в раз поддерживают фотофестиваль. В этом году не смог приехать известный советский фотограф Игорь Гаврилов. Но он прислал всем собравшимся теплое напутствие, которое и прочитали на открытии фестиваля.


Работа и общение на фестивале обычно строятся по нескольким основным направлениям. Во-первых, это образовательная часть — проходят встречи с мастерами, лекции, мастер-классы. За пять дней в Угличе выступили около полусотни ведущих профессионалов своего дела — фотографы, исследователи, кураторы, редакторы из России, Швейцарии, Франции и Польши. Всего было организовано свыше ста подобных профессиональных встреч.

Второе направление фотофестиваля— выставочное. В этом году по всему городу можно было найти не меньше 30 выставок, как известных, так и молодых авторов. Третья часть фестиваля — конкурсная. Собравшиеся фото-профессионалы и фото-любители участвовали в конкурсе портфолио и блиц-конкурсе «Великая красота маленького города». Снимки для этого соревнования участники должны были сделать на месте и предоставить в оргкомитет до окончания фестиваля. В итоге победу одержала Светлана Иванушкина из Москвы. А в рамках портфолио-ревю лучшими были признаны работы Антона Волка из Симферополя. Также уже не первый год в Уличе в рамках Фотопарада проводится заочный конкурс «Точка на карте. Малые города». О его результатах и победителях мы расскажем подробнее в следующей программе.

Следуя новым трендам и течениям, фотофестиваль "Фотопарад в Угличе" каждый год выбирает для своей программы тематические блоки, которые были бы интересны участникам. Среди завяленных направлений были: документальная, литовская, арт, тревел и мультимедиа фотографии. Каждый вечер все желающие собирались на дружескую дискуссию под названием «фоточай» и уже в неформальной обстановке продолжали обсуждение вопросов, начатых в ходе лекций.

Общение мэтров с новичками не сложилось бы без поддержки фестиваля ведущими российскими авторами. Признанные мастера и сами стремятся передать знания и опыт следующим поколениям. Об этом упомянул в приветственном слове известный фотограф и классик Александр Китаев.


Александр Китаев: Я всех поздравляю с тем, что парад живет и живет как-то очень хорошо. У фотографов всегда было большое желание — у одних делиться опытом, у других — перенимать этот опыт, а вот пространство не всегда готово к этому. И вот из года в год Углич все больше и больше становился пригодным для проведения фестиваля и очень серьезного масштаба. И для проведения очень серьезных выставок. Я помню, как это все начиналось. И было не очень удобно видеть выставки в каких-то пространствах, которые были совершенно не приспособлены. Сейчас все по-другому, все совершенно на другом уровне. Я думаю, что все будет хорошо. И я поздравляю всех, кто здесь уже бывал не раз, особенно я поздравляю тех, кто первый раз приехал, потому что вы уже видите, как все серьезно. Все по-настоящему, как у больших.


RadioBlago: Среди других авторитетных и уважаемых авторов старшего поколения, которые выступали на фестивале, был и Валерий Щеколдин. Фотодокументалист, без снимков которого сложно представить советскую действительность. Он показал всем собравшимся на творческую встречу фильм из собственных кадров на музыку Моцарта «Реквием». Композиция выбрана, разумеется, не случайно. Работы с 1968-го по 1985-й год автор комментирует так же, как когда-то снимал их, честно, смело и безапелляционно.


Валерий Щеколдин: Это называлось махровым застоем, и что явилось вершиной вот этого длинного пути, который начался с 1917-го года. Это торжество идеологии вырождающейся и воздействие вот этой идеологии верхушки, которая уже не верила в социализм, а превратилась просто в циничную номенклатуру, целью которой было только удержать власть. Вот как она удерживала, какими средствами она удерживала народ в рабочем состоянии. И когда-то эту тему я называл «Искусство вырождения». Как вот эта глуповатая, на мой взгляд, вот эта советская идеология. Не идеология вернее, а ее зрительное выражение, агитация и пропаганда, как она все-таки влияла на людей, создавая особый тип. Что называли homo-soveticus, что называлось «новая советская формация». По сути, это, конечно, были новые люди, воспитанные на принципе коллективизма, и одухотворенные идеей, там, построить рай на земле. Но если начальное, кто делал революцию, первое время они тоже верили в эту идею, разложение, которое присуще человеку вообще, как говорится, если он бесконтролен и без контроля пользуется властью. Народный контроль был, но только чисто номинально. На самом деле, вот эта вырождающаяся буржуазная верхушка транслировала коммунистические лозунги. И это было крайне лицемерно, и вот эта ложь, проникшая в идеологию, она, в конце концов, и развалила систему, которая когда-то строилась.


RadioBlago: Валерий Щеколдин не раз получал звания «Лучший фотограф», «Лучшая фотография», «Лучшая серия». Но это уже после Перестройки. Когда была сделана большая часть его легендарных снимков, печатать их было нельзя. Однако некоторые кадры все-таки оказывались на страницах изданий, что позволяло их автору удержаться на плаву, не становясь штатным корреспондентом. Работы Щеколдина публиковались в журналах «Советская женщина», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Семья и школа», «Родина», а после и в германском журнале Stern («Звезда»). Не было в его жизни оплачиваемых командировок и казенной аппаратуры, но зато была свобода, которую Валерий Щеколдин ценил больше всего остального.


Валерий Щеколдин: Но вот такая независимая моя жизнь, независимая от редакторов, от заказов, она позволяла мне иметь свой взгляд. Может быть, дилетантский, поверхностный, неправильный, однобокий, но свой взгляд. И вот этот свой взгляд, который отнюдь не претендует на всеохватность, на полноту, как говорится, картины, на объективность, разумеется, я вам и предложу.

Я для себя формулировал это так. Параллельно со мной работают еще десятки тысяч профессионалов. Они тоже показывают все. Я рассматривал свою работу в качестве приложения к газете «Правда», и в журнале «Огонек». Поэтому я не снимал успехи советской власти, например, в науке, технике, искусстве, культуры и прочее, и прочее. Цель-то была заявлена: полное раскрытие советского человека. Вообще, я считаю, что может быть основная функция человека — это полное раскрытие своих возможностей. Если Бердяев в смысле творчества писал, что человек в принципе должен развиться до состояния человека-Бога. И сотрудничать с Богом. Стать почти наравне с ним. Это так сказать, сверх-задача человека. А вот идеология ставит определенный потолок развития способности человека. И вот я ощущал, что вот этот потолок у нас очень низок. И он давит. Он не дает распрямиться человеку.


RadioBlago: Валерий Щеколдин называет себя свидетелем процессов, которые происходили в стране. И потому старые снимки он объединил в фото-дневник или фото-свидетельство. Получилось около 500 кадров. Он рассказывал на встрече, что советская власть тогда казалась незыблемой как египетские пирамиды. И потому никаких надежд на открытую публикацию снимков не оставалось. Было только постоянное опасение…


Валерий Щеколдин: Для чего старые работы полезно смотреть, чтобы понять, что остается интересным через годы. Потому что какая-то актуальность пропадает, появляется новая актуальность. Через определенный промежуток времени появляются проблемы, которые, казалось бы, были решены, а на самом деле не решены в прошлом. Витки истории крутятся, крутятся, и все повторяется, потому что вечных тем очень немного, и все мы вынуждены повторять, что делали сто лет назад, двести лет назад. И с этой точки зрения полезно смотреть. Чтобы понять, а что такое, в сущности, фотография, что она несет, что она может нести, и в какую сторону самому двигаться. Понимаете, ведь главный вопрос мировоззрения, а не формы, не композиции. Главное вопрос понимания смысла жизни своей. Каждый человек ведь определяет для себя какой-то смысл жизни, по крайней мере, ставит какие-то цели ближайшие, отдаленные. Потом понять, что такое искусство, например. Зачем оно нужно, его функции. И этим всем названным предметам и еще там многим нет одного определения. Есть тысячи определений разных людей, которые дают определения понятия. Что такое искусство, что такое образ, что такое жизнь.

Но это все не приблизившись к истине. А истина в глубине человека. И у человека есть только один компас, чтобы разобраться во всем этом — это совесть. И на основании этого формируется вкус.


RadioBlago: Герои Валерия Щеколдина простые люди — дети и старики, воспитанники исправительных колоний и обитатели домов престарелых, заключенные в тюрьмах. В этих судьбах и образах автор показывал не-парадную жизнь страны и целой эпохи. Как достичь подобной честности и точности, мастер рассказал собравшимся молодым коллегам.


Валерий Щеколдин: Особенно не нужно рождаться с большим талантом каким-то, потому что все нарабатывается. Главное — развить мышление. Развивается мышление, развивается взгляд. Человек начинает конкретно мыслить: что есть в кадре. Ведь большинство людей не видят, что снимают. Они не видят полностью кадр. Они видят центр кадра, где есть какое-то лицо, которое их заинтересовало. И видеть целиком весь кадр, все внутрикадровые взаимоотношения, это уже качества профессионала или работника искусства. Ведь фотограф ничего не создает, он берет готовое из жизни. В этом принципиальное его отличие от художника, который строит композицию, ищет образы. Как собиратель грибов — идет и собирает, кто поганки, кто там белые грибы.

То есть важно сформировать в себе вкус, а вкус можно сформировать только рассматривая, рассматривая, рассматривая, ходя в Третьяковку, в Русский музей, в другие какие-то музеи, старшие искусства. Потому что смотреть фотографии менее полезно. Когда смотришь работы, есть желание своровать прием, ракурс, там, тему, а когда смотришь искусство, ты начинаешь чувствовать это искусство, проникаться, понимать, как это поле воздействует на тебя. И ты становишься как бы сопричастным этому искусству, по крайней мере, у тебя возникает чувство истинного искусства. И ты испытываешь, действительно, переживание. Ты потом входишь в фотографию как в реальную жизнь. Ты способен в ней жить, переживать, сопереживать этим героям. Это твоя среда. Вот до этого состояния нужно дойти. И тогда никаких проблем, именно творческих проблем, не существует.


RadioBlago: Каждый год на фотофестиваль в Угличе приезжают признанные классики отечественной фотографии, и участники могут не только посетить их мастер-классы и лекции, но и в свободном режиме общаться с мастерами, показывать им свои работы, задавать вопросы. На одной из таких творческих встреч побывала и наш редактор Ирина Аликина. И теперь выдержки из открытой беседы с Георгием Пинхасовым мы предлагаем вашему вниманию далее в нашей программе.

Георгий Пинхасов — один из самых известных российских фотографов на Западе. Он единственный из наших авторов был принят в агентство Magnum. Это старейшая, наиболее авторитетная и знаменитая фотоартель, которую, в свое время, основал легендарный французский фотограф Анри Картье-Брессон.

В настоящее время Георгий Пинхасов лауреат множества международных премий и востребованный фотограф. В советские годы на него обратил внимание режиссер Андрей Тарковский, который предложил ему делать репортаж со съемок фильма «Сталкер». В последнее время автор активно сотрудничает с ведущими европейскими и американскими изданиями, с New York Times, Geo и другими.

Молодому поколению Георгий Пинхасов больше известен как автор снимков в социальной сети Инстаграм. Недавно в Петербурге даже вышел каталог его работ, составленный полностью из кадров в Инстаграме. Снимки, сделанные преимущественно на телефон и выложенные в Интернет. Как так получилось, что известный фото-художник открыл для себя новое виртуальное пространство он рассказал на встрече в Угличе.


Георгий Пинхасов: У меня был заказ один, моду немножко поснимать. Каких-то двух девочек нашли, какие-то костюмы. И вот эти костюмерши пошли мне показывать разные места. И мы ходили и смотрели. Когда мы пришли в какое-то кафе, безумной красоты, старинное. Они говорят: «Вот здесь бы классно поснимать». А я говорю: «Девочки, а у вас есть бюджет, чтобы выгнать всех, включить освещение». Они: «Да что, вы у нас вообще таких денег нет, мы с трудом вам заплатим». Я говорю: «Ну, а как же я здесь сниму, ведь как только я включу свет, хозяин придет и скажет «деньги на стол!». Я говорю: «Хотя вы знаете, я слышал, что уже люди снимают на телефон вовсю». И слово instagram я забыл. Говорю: «Надо посмотреть в приложении». Они говорят: «Как называется»? Я говорю: «Как-то... polaroid, по-моему, называется». Мы стали искать polaroid. Вот я нашел это приложение, оно называлось polaroid. И все сделал. Снял, прям так и еще в нескольких местах. И так достаточно долго снимал, пока Паша Косенко мне не рассказал об этом инстаграме и не научил. Взял шефство по телефону. Я подумал, а почему бы и нет? Можно снимать на polaroid и потом выставлять на Inatagram. Это не сильный фильтр, просто убирает… вы знаете, polaroid - это «голодная» проявка, где нет ни белого, ни черного. Красота! Потому что проявителя так мало, что вот этот эффект невероятный, который тяжело добиться при нормальной печати. Вы знаете теперь секрет. Мне кажется, уже теперь, так как фильтр завоевывает все больше и больше, власть имеет среди фотографов, поэтому я стараюсь его уже избегать.


RadioBlago: Как признается Георгий Пинхасов, далеко не все его кадры в Инстаграме сделаны исключительно на телефон. Часть из них он снимал и на профессиональную камеру. Хотя существует мнение, что это нечестно. Ведь все пользователи социальной сети, профессионалы и любители, должны быть в равных условиях. На подобную критику мастер обычно отвечает, что для него важнее реалистичность фотографии. Поэтому он скорее предпочтет сделать снимок другой камерой, чем искажать изображение фильтром или фотошопом.


Георгий Пинхасов: Фильтр просто изменил, взорвал фотографию современную. Потому что люди годами находили какие-то невероятные лабораторные секреты, они держали, делали какую-то печать интересную, сколько времени мы в молодости в лаборатории проводили, чтобы добиться сепии, каких-то невероятных удач, чтобы сохранить наш копирайт. Чтобы наш стиль отличался от всех остальных, нашими находками, понимаете. Но в один прекрасный день появился фильтр, и мой малыш может легким движением руки снять... Честно говоря, вот так рассуждая, я считаю, что сегодня черно-белая фотография - это тоже фильтр. Если в эпоху Картье-Брессона это была самая реальная фотография, цвет не давал такой реальности, как черно-белая, потому что цвет не был совершенным. Мы привыкли к черно-белой, и для этого нужно было некое усилие. Сегодня, когда цветная фотография стала абсолютно реальной. И знак профессионализма, когда фотограф снимает ч/б. Вот что такое знак профессионализма сегодня?

Вот я, когда был молодой, не было же ничего этого, ни фестивалей, ни книжек, ни магазинов, и единственное место, где тусовались, это была комиссионка, ты приходил и там знакомился с фотографами. И узнаешь, какая камера. И там спрашивают: «Ты профессионал или любитель»? Ты говоришь: «Ну, конечно, профессионал»! А как ты узнаешь, профессионал или нет? Он: «Ну, например, «обнаженку» снимаешь? Или там: 50 на 60 отпечатки делаешь»? Ты говоришь: «Нет». Значит, любитель. Какие-то критерии другие были профессионала от любителя.

И сегодня быть не профессионалом, а любителем даже лучше, потому Картье-Брессон говорил, что я не профессионал, а любитель. Поэтому, когда ко мне на мастер-класс люди приходят, я говорю: «Это не мой мастер-класс. Если вы хотите профессионально там свадьбы снимать, это не мое, я любитель. Сейчас ценность любителя поднялась выше».


RadioBlago: Показывая снимки зрительному залу, Георгий Пинхасов не уставая спрашивает, понимают ли собравшиеся, что изображено в кадре. Действительно, в абстрактной геометрии фрагментов и предметов его работ не всегда можно различить первооснову. Вот приоткрытая дверь в шкаф, это вид из окна, это похоже на скомканные салфетки, а вот здесь баклажан. Интригующие и виртуозные диагонали света и тьмы, цветовые узоры и метафоричные паттерны — все это поэзия творчества Пинхасова, который постоянно балансирует между простотой и сложностью смыслов.


Георгий Пинхасов: Интересно, как глаз двигается, как он пытается найти, сориентироваться. В фотографии я стараюсь, чтобы они не были очевидными.

Когда вы видите какой-то ритм, когда у вас есть намек. Вот вы видите красный и красный, есть рифма, это уже можно считать поэзией. Согласны? Потому что поэзия это необязательно стихи. Когда вы видите метафору. Вот метафора — признак поэзии. И когда человек между метафорами делает какое-то расстояние. Если они близко стоят, это очевидно для всех. И просто банально. Согласны? А когда слишком далеко, никто не понимает. И вы находите расстояние, которым вы ограничиваете круг своего зрителя. Понимаете? Вот у Тарковского достаточно далекое расстояние между ними, поэтому его круг достаточно узок. Люди, которым лень, потому что они избалованы разжеванным кино, они не пытаются увидеть, у них не появляется ассоциаций. Или у людей с полным отсутствием абстрактного мышления, метафорического восприятия. У них не вызывает этого. Они говорят: «Да что ты загородил? Да убери это все! Стекло. Вышел бы и снял бы нормально». Вот это и называется simplification. Потому что в репортаже важна ясность. Но здесь, помните, как Картье-Брессон говорил, что нужна информация и геометрия. И вот со временем я, может быть, к информации приду. Слава Богу, что он пришел к информации, Картье-Брессон, он даже отказался от этих ранних ритмов света, солнца, он показал мир так просто и ясно, что если бы он играл в эту геометрию, мы, может быть, не получили бы такой невероятной энциклопедии его путешествий. Но мне, все-таки, ближе именно в этом контексте, именно в этом стиле мне больше интересна геометрия.


RadioBlago: На этом наша первая программа, посвященная фотофестивалю в Угличе, подошла к концу. Вы всегда можете переслушать или прочитать в расшифровке любой из выпусков на сайте Радио Благо по адресу: www.radioblago.ru. До встречи в эфире и выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: