Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

воскресенье / 26 марта 19.45 - В программе "Время культуры" интервью с художником Александром Дашевским на тему «Картина после живописи»

ГЦСИ в Нижнем Новгороде

3466

Сегодня в нашей программе речь пойдет о выставке «Музей великих надежд», которую можно посмотреть в Волго-Вятском филиале ГЦСИ в Нижнем Новгороде до конца сентября.

Представители всех важнейших музейных и культурных институций нашей страны собрались в Нижнем Новгороде на симпозиум под названием «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры». По сути состоялась первая за долгое время столь массовая встреча наиболее активных участников культурной сферы с представителями власти, в частности с министром культуры России Владимиром Мединским и его первым замом Владимиром Аристарховым. К мероприятию приурочили официальное, на самом высоком уровне, открытие здания Арсенала на территории Нижегородского кремля. В нем располагается Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства. Собрание поприветствовала вице-премьер России Ольга Голодец.


Ольга Голодец: Мне очень приятно, что мы оказались здесь, потому что здание — оно потрясает. Потому что действительно, вот мы шли и говорили, что сегодня с точки зрения организации современного пространства музейного — это наверное одно из лучших зданий в Европе. И сегодня есть чем гордиться Нижегородской области, потому что получив такое, дальше можно творить. И я надеюсь, что и само здание, и то, что в нем происходит, оно даст импульс развитию, мощному развитию нового искусства, опираясь на те традиции, которые есть в регионе и вообще в России. Но здесь можно будет творить, здесь можно будет создавать новое, потому что те пространства, которые мы здесь видим, которые созданы с огромной любовью и очень высоким профессионализмом, они дают возможность нового творчества, на абсолютно профессиональном, качественном уровне.

- Поэтому мне хочется пожелать успехов самой конференции, потому что я вижу, что здесь представлены наши ведущие силы. И мне хочется пожелать успехов всему коллективу музея и городу, и области в этом смысле, потому что вот здесь зарождается практически новое творчество. Новое творчество в музейном деле, новое творчество в изобразительном искусстве, те лаборатории, которые мы сегодня видели, это явно новый импульс. Поэтому давайте пожелаем все вместе, чтобы здесь все развивалось и процветало.


RadioBlago: Прекрасно отреставрированное здание старого военного склада Арсенал оснащено самым современным оборудованием и полностью готово к работе музея международного уровня. Но так было не всегда. Как рассказала директор филиала Анна Гор, федеральный памятник архитектуры в Нижегородском кремле достался им в аварийном состоянии, с проломленной кровлей, разрушенными лестницами, изношенными стенами и плохим фундаментом. Постройка площадью в 7 тысяч квадратных метров возникла по инициативе императора Николая I в 1843 году, и 160 лет исправно трудилась на оборону нашей страны. Но со временем пришла в негодность, и спасти ее могли только капитальный ремонт и реставрация. На эти работы ушло почти 11 лет.

Однако современное искусство в Нижнем Новгороде получило развитие гораздо раньше, еще в 90-е годы. Благодаря таланту и невероятным усилиям двух инициативных женщин Анны Гор и Любови Сапрыкиной в городе появился центр современного искусства, иронично названный «Кариатида». Этот термин пришел из древнегреческого зодчества, так называли статую одетой женщины для поддержки верхней части постройки, таким образом кариатиды заменяли собой колоны.

Творческий тандем кариатид Гор и Сапрыкиной развил в Нижнем Новгороде такую бурную культурную деятельность, что могли позавидовать столичные институции. Проводили выставки международного уровня, известные в стране и за рубежом кураторы, художники и творческие коллективы съезжались к ним в город, который со временем фактически превратился в третью российскую художественную столицу.

В 2005 году Любовь Сапрыкина был выбрана куратором российского павильона на Венецианской биеннале, куда она в том числе привезла нижегородских авторов. И в том же году ее не стало. Существует даже мнение, что следует присвоить центру современного искусства в Арсенале имя Сапрыкиной, как одной из его основательниц. Но об этом пока не говорят ни слова. Все радуются долгожданному открытию, что не удивительно. Под руководством Анны Гор филиал ГЦСИ, в который превратился центр «Кариатида», за последние десять лет сделал почти невозможное. Многие из тех, кто видел «как все начиналось» теперь не верят своим глазам.

Волго-вятский филиал переехал в новый дом в Арсенале в 2011 году. Правда, приходилось ютится в небольшой части восстановленного здания, но это никого не пугало. За то время, что прошло до официального открытия, команда центра устроила более 50 выставок, 200 лекций, 350 экскурсий и около 100 концертов. С 2011 года более 200 тысяч нижегородцев посетили музей, треть из них стали постоянным посетителями институции. Возможно, как ответ на столь активную деятельность за последние два года министерство культуры выделило около 500 миллионов рублей на окончательное завершение реставрации Арсенала. Об этом рассказал руководитель ведомства Владимир Мединский.


Владимир Мединский: За последние два года, порядка 500 млн рублей выделено вот в это во все, и поэтому удалось так быстро все это доделать. И спасибо ГЦСИ за хорошую организацию этой работы и хорошую работу. Мы сейчас планируем открытие корпуса в Калининграде, в следующем году планируется открытие, как только, мы всех пригласим, это наш западный форпост. Действительно, хороший проект родился у нас в Самаре. Финансирование на него заложено, я думаю, что это будет одна из самых ярких таких музейных институций на город. Потому что само здание уникально, не менее уникально, чем Арсенал. Таких проектов у нас много, мы действительно хотим сделать из ГЦСИ такую сеть, но сеть, которую... правильно говорилось, что есть вещи, понятные миллиардам, а есть вещи, понятные какому-то узкому числу экспертов. И конечно, задача ГЦСИ наверное, государственного центра, найти вот этот самый баланс, который ликвидирует, который не будет вызывать у миллиардов ощущения, что над ними в какой-то степени даже насмехаются, которые должны нести и просвещать, я считаю, это просветительский центр. Определить действительно, что останется в веках невозможно. Маленькая толика из этой руды станет шедевром, мы не знаем об этом. Но пока мы этого не знаем и этого не поймем, мы должны нести людям свет, просвещать. Поэтому чем больше здесь будет молодежи, людей, просветительских программ, конференций, детей, тем мне кажется, лучше.


RadioBlago: Здание Арсенала открылось для посетителей в мае этого года. И первым проектом выставочного пространства стала масштабная экспозиция «Музей великих надежд». Она посвящена жизни и профессиональным достижениям поистине великих нижегородцев. Среди главных героев экспозиции — механик-самоучка Иван Кулибин, первая российская женщина-врач Надежда Суслова, композитор Милий Балакирев, художник и теоретик искусства Михаил Матюшин, фотографы Андрей Карелин и Максим Дмитриев, летчики Петр Нестеров и Валерий Чкалов, писатель Максим Горький, конструктор Ростислав Алексеев, инженер Владимир Шухов. Для каждой выдающейся личности прошлого кураторы подобрали современного художника-единомышленника, задача которого — средствами современного искусства воплотить образ своего героя и сделать его доступным для зрителей. По словам автора идеи и одного из кураторов выставки Алисы Савицкой, созданная экспозиция рассчитана не только на нижегородских посетителей.


Алиса Савицкая: Я думаю, надо начать с того, что Арсенал — это в принципе международный центр современного искусства. И тот уровень, на котором мы находимся, то, как оценивают наши коллеги, здесь, в Нижнем Новгороде, в России, зарубежом, это действительно уровень мощного международного центра. Поэтому язык, на котором мы говорим, он как раз глобальный. И задача этой выставки была как раз в том, чтобы этот глобальный язык рассказал нашим зрителям о том локальном контексте, в котором они живут. То есть, задача была не в том, чтобы какие-то глобальные тренды объяснить местной публике, но показать местной публике, что у нашей этой локальной местечковой специфике можно говорить на таком объективной, международном современном языке.

- Здесь разные художники, есть несколько авторов из Нижнего Новгорода, есть художники из Москвы, и честно говоря, это не тот проект, в котором мы ориентировались на географическую репрезентацию. У этой выставке не было задачи показать искусство из разных городов России или искусство из разных стран мира, здесь была задача говорить на конкретные темы и под эти темы подбирались художники, не применительно к тому, где они живут.


RadioBlago: Директор Волго-вятского филиала ГЦСИ и заслуженный работник культуры Анна Гор в одном из интервью назвала выставку инаугурационной. По ее словам, любой человек гораздо охотнее воспринимает то, что его цепляет, а историей своего места интересуются даже те, кто не интересуется современным искусством. Подробнее о концепции выставки рассказала Алиса Савицкая.


Алиса Савицкая: Великие надежды — это надежды не только Нижнего Новгорода, да собственно и исторические герои, к которым мы обращаемся, они связаны с Нижнем Новгородом, но их нельзя назвать чисто нижегородской достопримечательностью. Если бы мы хотели говорить о совсем каких-то местечковых вещах, мы могли бы взять местных купцов, меценатов, здесь очень много локальных персонажей, которые не вышли за пределы Нижнего Новгорода, но для самого города были крайне значимыми. Фигуры, которые мы представляем на этой выставке, это нижегородцы, но все-таки нижегородцы, значимые в общероссийском и международном контексте.

- В самом общем смысле, говоря про великие надежды, мы говорим о свободе творчества и свободе изобретательства. И это объединяет и героев прошлого, которых мы условно называем художниками и авторов, которые непосредственно работали над выставками, которые уж точно современными художниками являются. Но внутри каждого проекта, внутри каждого произведения есть своя великая надежда. Например, если мы будем говорить о блоке, посвященному Нестерову и Чкалову, над которым работал художник Сергей Шутов, то там есть, конечно, великая надежда, что однажды мы сможем свободно перемещаться во времени и пространстве, в космосе, бесконечно осваивать новые пространства нашей Вселенной или какой бы то ни было другой. То есть, у каждой творческой единицы вот эта великая надежда своя. Важно то, что она у всех у них есть. Мы везде говорим про какую-то качественно новую задачу. И в этом смысле очень показательным героем на этой выставке, героем и художником, является конструктор — Ростислав Алексеев, который, по сути дела, не просто создавал новые транспортные средства, но он с помощью этих транспортных средств, с помощью новой скорости создавал совершенно иное восприятие мира и совершенно иное восприятие воды и воздуха. И это как раз великая надежда.


RadioBlago: Выставка состоит из 10 частей, посвященных одному или нескольким персонажам. Над каждым блоком работали художники, которые с помощью научных консультантов и сотрудников ГЦСИ проделали большую исследовательскую работу. Для рассказа о местных знаменитостях современные художники использовали музейные экспонаты, фотографии и документы, информацию о достопримечательностях, справочные материалы. По мнению организаторов, в отличие от сухих биографических справок оригинальное видение художников рождает красивые и запоминающиеся сюжеты, позволяющие зрителям не просто приобщиться к истории родного края, но почувствовать ее своей.


Алиса Савицкая: Лично для меня было очень важно... И это тоже моя великая надежда, встроить все-таки Арсенал в обще какую-то городскую ткань, так скажем. И я не случайно говорила о том, что наша задача здесь была из летающей тарелки, приземлившейся на территории Кремля превратиться в часть этой среды. И в этом смысле невероятно важным было партнерство с местными музеями. Не оценивая уровень их работы, их современности, их инновационности, наличия или отсутствия у них тач-скринов, аудио-гидов и тому подобных вещей. У нас это было содержательное и взаимовыгодное партнерство. И музеи у нас многому научились, но и мы из музеев тоже почерпнули очень много ценного и важного. И допустим, литературный музей Горького, который у нас в городе всегда считался таким не то, чтобы косным, но несколько неповоротливым, в силу специфики Горького, как великого пролетарского писателя, с которым в постсоветское время, действительно, очень сложно работать. Но на выходе оказалось, что это супер-интересный, не только в смысле содержания, экспонатов, которые там есть, но и супер-интересный в смысле коммуникации музей. И это было обоюдовыгодное сотрудничество, которое, в том числе, пошло на пользу и самому музею, который, например, начал теперь работать с современными художниками.

- И здесь мы говорим скорее не о результате, потому что здесь это партнерство с музеями — оно довольно поверхностное. Это какие-то видео с рассказами о коллекциях этих музеев, это совместные экскурсии, которые мы с ними делаем для наших зрителей, когда они имеют возможность посетить Арсенал, а потом еще один музей в городе — например, музей Нижегородская радио-лаборатория. И вот это как раз не результат работы, а великая надежда на то, что мы можем в будущем делать совместно какие-то обоюдоинтересные, обоюдовыгодные, для нас выгодные не только в каком-то прикладном смысле, но и в интеллектуальном смысле проекты.


RadioBlago: Партнерами выставки выступили 10 музеев, в том числе и Музей Органической Культуры в городе Коломна. Своим впечатлением о встрече в Арсенале поделилась с нами арт-директор Музея Органической Культуры Ирина Аликина.


Ирина Аликина: Да, я испытываю радость от того, что кураторы выставки нашли возможность включить Михаила Матюшина в экспозицию. И музейные работники, собравшиеся на симпозиум о современном искусстве, еще раз встретились с органическим направлением в культуре. Присутствуя на симпозиуме, я думала о том, что то, чем всю жизнь занималась историк искусства Алла Повелихина – «Мир как органическое целое» и теперь создает Музей Органической Культуры в Коломне, наконец-то становится даже каким-то брендом в нашем современном искусстве. Это очень трудно, потому что актуальное искусство не всегда органическое. Вы знаете, несколько дней назад куратор из Франции сказал: «Для нас европейцев существует три русских художника – это Василий Кандинский, Казимир Малевич и Михаил Матюшин. Но в Европе уже устали несколько от супрематизма, и поэтому нам очень интересно органическое направление в культуре, и то, чем занимался Михаил Матюшин». А я в этом вижу какую-то возможность культурного сотрудничества с европейским и азиатским интеллектуальным пространством. Поздравляю Анну Гор и ее замечательных сотрудников с открытием Центра Современного Искусства "Арсенал". Спасибо Вам большое друзья.


RadioBlago: Музей Органической Культуры предоставил материалы для работы молодых нижегородских авторов, которые готовили раздел, посвященный Милию Балакиреву и Михаилу Матюшину. Художники создали инсталляцию и предложили даже свой вариант памятника художнику. О том, как происходит возвращение памяти о Матюшине в Нижний Новгород рассказала наша собеседница.


Алиса Савицкая: Во-первых, это все-таки встраивание его в некий официальный пантеон. И это важно, потому что на этой выставке есть, например, героиня — Надежда Суслова — первая женщина врач, от которой в городе тоже толком ничего не осталось. Есть один дом, в котором она недолго жила. И этот дом сохранился не благодаря имени Надежды Сусловой, а благодаря тому, что в нем выступал Ленин перед Марксистами, и это сохранило дом в советское время. А в пост-советское время на доме появилась табличка о том, что здесь жила Апполинария Суслова — возлюбленная Достоевского. То есть, ни разу на протяжении всего 20го столетия сама первая женщина врач — супер-значимая фигура, всемирно значимая фигура, она не стала охранительницей вот даже этого дома. Но, тем не менее, Суслову знают, Суслову неприлично не знать, и она входит вот в этот наш нижегородский набор. И в любой момент ее можно оттуда достать, актуализировать, начать о ней говорить, и провоцировать какие-то новые начинания, в том числе и музейные.

- Матюшина нет. Проблема не в том, что его нет физически, как Сусловой, но его нет умственно, мы не помним, не знаем, не гордимся тем, что Матюшин родился и прожил, в общем-то, существенную часть своей жизни в Нижнем Новгороде, а это очень важно, потому что говоря о том, что Матюшин — наш, нижегородский, мы говорим о том, что и Нижний Новгород в том числе является малой родиной русского авангарда. И поэтому естественно, что мы как центр современного искусства заинтересованы, в том числе и в таком вот кондовом, формальном признании Матюшина. И не случайно, помимо самых разных проектов, которые в этом музыкальном зале представлены, отдельно у нас возникла идея сделать макет памятника Матюшину. И дело не в том, чтобы ставить именно этот памятник, или именно здесь, или именно сейчас. А дело в том, что этот памятник становится поводом для разговора. В том числе с нашими градоначальниками, которые Арсенал любят, посещают и останавливаясь около этого памятника Матюшину, вот этого макета и начиная об этом разговор, они хотя бы запоминают о том, что существует такая фигура, которую в городском пространстве каким-то образом можно развить.


RadioBlago: На симпозиуме, посвященном современному искусству, было запланировано выступление Анны Гор с докладом о том, зачем необходимо было создавать центр современного искусства в Арсенале. К сожалению, выступление по ряду организационных причин не состоялось. Корреспондент радио «Благо» попросил Анну Марковну сформулировать основой посыл подготовленного сообщения для наших слушателей.


Анна Гор: Для того, чтобы мы развивались, чтобы мы шли вперед, не топтавшись на месте, и не так сказать, замедляясь, чтобы мы хотя бы сохраняли ту позитивную динамику, какая есть сейчас, мы должны иметь людей, способных двигаться. Я имею ввиду интеллектуальное движение. Понимаете, большое внимание уделяется развитию спорта. Это очень нужно. Физически крепкий человек очень нужен, но для чего? Помимо того, что он должен быть физически крепок, он должен быть крепок интеллектуально. Это достигается общей культурой. Общая культура без современности не бывает. Между прочим, есть такая очень примечательная особенность. Люди, которые на дух не переносят современное искусство, как правило считают, что они знают классическое. На самом деле, они его не очень хорошо знают. А вот люди, которые знают и понимают современное искусство, кстати, его вовсе не обязательно любить, его можно просто считывать. А испытывать удовольствие от общения с ним — это просто совершенно другая задача. А вот понимать — очень важно, это принципиально. Но люди, которые понимают современное, очень хорошо понимают и классическое. Они понимают, что есть единый, неделимый процесс культуры, которая от каждой эпохи что-то оставляет в общей копилке. И если мы прервемся, то на месте вот нашего времени будет пустое место, будет лакуна. И поэтому, соединив старое и новое на территории древнего города, приготовив старые стены для новой жизни, для новой функции, мы как раз и можем двинуться вперед. То есть, мы самим пространством, самим вот этим соединением старого и нового формируем человека гармоничного. Только гармоничный человек запускает ракеты, которые не падают, приборы, которые работают, и именно эти люди определяют развитие. Без развития мы обречены.


RadioBlago: Выставка «Музей великих надежд» в Нижнем Новгороде продлится до 20 сентября. Новое здание Волго-Вятского филиала ГЦСИ расположено на территории городского Кремля, здание Арсенала, корпус 6. Подробнее о часах работы и других экспозициях и проектах центра можно узнать на официальном сайте музея. На этом программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: