Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

7-я Московская международная биеннале современного искусства

среда / 20 сентября 19.45 - 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Программа "Время Культуры"

Композитор Георг Филипп Телеман

677

Здравствуйте дорогие радиослушатели. В эфире «Время культуры». Сегодня мы познакомим вас с творчеством замечательного немецкого композитора Георга Филиппа Телемана. 25 июня исполняется 250 лет со дня его смерти.


Георг Филип Телеман современник и друг Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, один из крупнейших музыкантов своего времени. Он родился 1681 году в Магдебурге, в семье проповедника. Очень рано он проявил замечательные способности: в латинском, греческом языках и в музыке. Соседи с удовольствием слушали малыша, игравшего на скрипке, цитре и флейте. Он взял несколько уроков игры на клавире, но у него не хватало терпения - его учителем был органист несколько архаичного склада. «А в моей голове,—уже вертелись самые веселые мелодии. После двухнедельных мучений я расстался с моим учителем. И с тех пор я совсем не учился музыке», - вспоминал Телеман.


Ему было неполных двенадцать лет, когда он принялся за композицию- сочинил свою первую оперу «Сигизмунд». Оперу поставили в театре, и маленький автор исполнил в ней даже одну из ролей. Но как вспоминал позже Телеман «Враги музыки толпами приходили к моей матери и расписали ей, что из меня выйдет шарлатан, канатный плясун, бродячий актер, и тому подобное, если мне не запретят заниматься музыкой. - У меня отняли мои ноты и инструменты».


Для большего наказания, Телеман был отправлен в далекую школу в Гарце, где он весьма преуспел в геометрии. Здесь опять Телеман заменил заболевшего учителя и написал за него кантату для народного праздника в горах и сам продирижировал оркестром. Ему было тринадцать лет! Директор школы, польщенный таким успехом, позволил Телеману заниматься музыкой. И ребенок принялся за клавир и за изучение генерал-баса, правила которого он сам придумал и записал.


В семнадцатилетнем возрасте Телеман перешел в гимназию в Хильдесхейме-Нижняя Саксония, где изучал логику. Но не переставал заниматься композицией! Здесь он пишет преимущественно церковную и инструментальную музыку.

Телеман с рвением изучал природу различных инструментов. «Я сделался бы, быть может, большим виртуозом на каком-либо инструменте,— говорил он,— если бы моя слишком большая живость не побудила меня изучить, помимо клавира, скрипки и флейты, еще и гобой, поперечную флейту, свирель, гамбу и так далее—вплоть до контрабаса и басового тромбона».

Когда Телеману исполнилось 20 лет, его мать не соглашалась, что бы он посвятил себя музыке, и он покорно едет в Лейпциг, с твердым намерением изучать право.


В 17011704 годах Телеман учился в Лейпцегском университете. Он героически скрывал, что он музыкант, но однажды не смог удержаться и показал товарищу одну из своих композиций—псалом. Произведение было исполнено в церкви святого Фомы и Телеману поручили писать каждые полмесяца пьесу для церкви. В это время он пишет письмо матери, прося ее благословения заниматься музыкой. Мать прислала ему свое благословение и Телеман получил, наконец право стать музыкантом.


С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. И судьба этого музыканта, действительно не совсем обычна. Имя композитора было известно всей Германии, его слава не уступала славе Генделя, который так же, как и Бах, высоко ценил своего собрата по перу. «Люлли достоин славы, Корелли - вестных мнений, один лишь Телеман превыше всех хвалений». Так один поэт выражал всеобщее восхищение музыкой Телемана. Его имя было известно и далеко за пределами Германии – во Франции, Италии, Польше, и даже в России, откуда в 1729 году Телеман получил приглашение работать в качестве капельмейстера, т.е. дирижера.


В Лейпциге Телеману было поручено писать музыкальные композиции для церкви святого Фомы. Одновременно ему удалось добиться и места капельмейстера в оперном театре. Различны были творческие устремления Телемана связанные в одном случае с культовой, в другом со светской музыкой.

Один только перечень сочинений Телемана свидетельствует о необыкновенной продуктивности композитора. Так, Гендель однажды заметил, что «Телеман пишет музыкальную пьесу так же быстро, как письмо». Поразительная легкость, с какой Телеман сочинял, соединялась в нем с энергией, активностью и целеустремленностью.В ту пору от музыканта требовали прежде всего мастерства, безупречного владения ремеслом. Ценились не столько своеобразие таланта или богатство идей, сколько "мобильность", умение сочинять музыку любых жанров и форм, на определенный вкус и в полном соответствии с ее конкретным назначением. Чисто количественная сторона также играла немаловажную роль.


Телеман жил беспокойно, переезжая из города в город - Лейпциг, Зорау, Эйзенах, Франкфурт, и только в сороколетнем возрасте, он основательно поселился в Гамбурге. И везде интенсивная творческая работа сочеталась у Телемана с широкой общественно-просветительской деятельностью.

Композитор боролся за развитие новых форм музыкально- концертной жизни; так во Франкфурте и Гамбурге он организовал открытые платные концерты, которыми сам дирижировал, в 1728 году в Гамбурге основал первый в Германии музыкальный журнал.


Блестящим мастерством композитора Телеман также во многом обязан своей необыкновенной энергии и творческой воле. Он самостоятельно изучал музыку старых мастеров –Люлли, Рамо, Куперена. знакомился с современным французским, и итальянским театром, чутко вслушивался в немецкие, польские, французские народные мелодии. Так, услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его «варварской красотой» и написал ряд «польских» сочинений.


Сам Телеман был поклонником французской музыки, галантного изящного стиля. Из французских композиторов он особо выделял Люлли и Кампр`а. Т`елеман писал: «Я изучал почти исключительно их стиль и настолько старательно, что в течение двух лет написал до двухсот французских увертюр». Его отношение к музыкальному искусству выразилось в одном из высказываний композитора: «Музыка должна пениться как шампанское», то есть, прежде всего, радовать людей. «Я всегда склонялся к доступности,- писал Телеман.- Музыка не должна быть мукой, оккультным знанием..» Композитор шутил над старыми композиторами: «они пишут с пятнадцатью или двадцатью связанными голосами, в которых сам Диоген со своим фонарем не нашел бы ни одной капли мелодии».


Эти его эстетические принципы нашли выражение в цикле сонатин для скрипки и чембало. Форма сонатины предполагает небольшие масштабы, несложное развитие материала.

Первые части сонатин медленные.

Вторые наиболее динамичны, активны. Быстрые пассажи, скачки в мелодии, четкий ритм.

Лирические настроения связаны обычно с третьей частью.

Четвертые части завершают сонатину стремительным движением.

Телеман, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, «дойти до самых глубин», однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. «Кто умеет быть полезным многим», — писал он, — «поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». «Серьезный» стиль композитор соединял с «легким», трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, «он пел не для вечности»), в них много привлекательного.


В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность — особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже.

Его наиболее сильные музыкальные сочинения относятся к последним годам его жизни, когда ему было более восьмидесяти лет. Таковы две кантаты, «Судный день» и «Ино».


Его творческое наследие огромно, так его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории - пассионы, свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки, концертов и сонат для разных инструментов. Комногим своимоперамикантатамТелемансамписалтекст. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.

В 1767 году — в год своей смерти — он еще издавал одну теоретическую работу и писал новые «Страсти». Телеман умер в Гамбурге 25 июня 1767 года, обремененный годами и славой. Ему было более восьмидесяти шести лет.


Имена Баха, Генделя и Телемана смело могут быть поставлены в один ряд, В этом убеждает масштабность, разносторонность и художественная весомость вклада, внесенного мастером из Магдебурга, Телеманом в сокровищницу музыкального искусства восемнадцатого века.

Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: