Время культуры
Время культуры

меню

Художник Константин Батынков - "PROКосмос"

5013

Сегодня мы с вами отправимся в Московский Планетарий. Нас ждет путешествие к далеким звездам, знакомство с кометами, астероидами и даже целыми галактиками с их обитателями. Но только на этот раз «ПРОкосмос» (так названа выставка) расскажет не супер современный оптико-волоконный аппарат, а художник Константин Батынков.

Для «Крокин галереи», которая уже известна нашим слушателям, это не первый совместный проект с Планетарием. Два года назад была коллективная выставка «Небосклон». Там же, в арт-пространстве, которое прежде называлось «Уровень минус девять» впервые появилась идея подготовить персональную экспозицию Константина Батынкова. Его крупноформатные работы на виниловых листах, выполненные акриловыми красками в черно-белой гамме, словно созданы для этого просторного, воздушного помещения. Наконец, художнику есть, где развернуться, считает куратор выставки Александр Петровичев.


Александр Петровичев: Все-таки Костя такого формата, который требует раскрытия в большом пространстве. Маленькие выставки да, хороши, но они как бы воздуха не хватает для него. Поэтому вот здесь возможность раскрыться.. мы давно уже хотели сделать какую-то большую выставку в Планетарии. Потому что здесь есть какое-то: знаковость места, не абстрактные пространства — да, красиво, стильно, но не понятно, что делать.

- Планетарий — тоже есть определенный образ. И когда соединяется!.. Здесь была идея соединения этих двух образов — то, чем Костя занимается и планет. По большому счету это два вектора восприятия Космоса. Все-таки Планетарий — это тоже не совсем Космос — это научное восприятие, тоже абстракция, одно полушарие мозга работает. А здесь другое полушарие мозга работает — Костя выступает за чувственное, одухотворенное восприятие Космоса. Поэтому они здесь соединяются в некое такое смысловое единство.


RadioBlago: Константин Батынков ранее был известен по творческой группе «Митьки», в которую входил много лет. Теперь его все больше узнают по масштабным и даже эпическим произведениям — на них самолеты, вертолеты, военные корабли. И каждый раз это на грани реальности и сна, знакомой детям игры «в войнушку» и фантастических фильмов. Директор галереи Михаил Крокин более 15 лет сотрудничает с художником. Он и рассказал нам, куда ведут следы творчества Константина Батынкова.


Михаил Крокин: Он изобретатель своих снов, он фантазер и конечно же человек, который живет энергией своего детства. В своем детстве он повидал много чего для него полезного, много чего, являющегося для него таким зарядом, аккумулятором. Много раз он был в Заполярье, благодаря тому, что его папа полярный летчик и брал его с собой в Заполярье, показывал ему эти красивейшие просторы. И очень до сих пор любит смотреть наше черно-белое кино, советское, с большой долей оптимизма, с надеждами. И конечно же все эти космические Одиссеи не прошли мимо него. Отсюда собственно и его фантазии, его поиски своего Космоса.

- Это его Космос, конечно. То, что он видит, то, что происходит, по его мнению.


RadioBlago: Впрочем, Константин Батынков и сам признается, что знаком с Космосом как обычный обыватель: из научно-фантастических фильмов, книг и общеизвестных данных, полученных телескопом Хаббл. Художник поясняет, это враждебная, не предназначенная для жизни человека среда, потому и астронавты улетали не так далеко от Земли, а значит, объективных данных о Космосе пока не существует.


Константин Батынков: В Космосе там вообще мрак, там человек жить не может даже 10 секунд. И даже в этих пилотируемых полетах, там совсем беда, там излучение космическое. И даже чем там на какие-то 30 тысяч километров, дальше Луны вообще не летали. Там еще все хуже. То есть, это совершенно не предназначенный для жизни среда. Особенно для человека. И лучше конечно, такой Космос, где дроны какие-то летают, то есть, спутники, без человека. Это все маленькое, не надо никаких туалетов, еды, там, душев. И это такая тенденция. И я думаю, что в принципе, я думаю, что откажутся от пилотируемых полетов. Ну не я думаю, а есть такое мнение. Но я собственно ничего про это серьезно не думаю, я человек легкомысленный.


RadioBlago: Сказать по правде, со стороны художник Батынков совсем не выглядит легкомысленным. Это большой высокий мужчина, на вид хмурый, на словах суровый. Если бы не теплый взгляд с прищуром, можно было бы решить, что все творчество автора глубоко трагично и пессимистично по своей сути. Но это не так, - настаивает Михаил Крокин.


Михаил Крокин: Не верьте, не верьте его словам. В его работах нет трагедии, в его работах есть происшествие. В его работах вы не увидите смерть, в его работах вы не увидите, скажем, оторванных рук, ног, голов. В его работах происшествие и человек, который достойнейшим образом выходит из ситуации. Взаимовыручка, смелость, храбрость. Полет мысли. Умение. Вот о чем это говорит. О том, что вокруг нас каждый день происходит масса происшествий, где мы присутствуем, мы этого не замечаем.

- Его работы нужно воспринимать либо с юмором, либо с оптимизмом. Почему? Потому что это происшествия, которые закончатся хэппи-эндом непременно. Мне так кажется. И я вижу так. И всем об этом говорю. И со мной многие соглашаются, что это так.

- Да, я знаю, он так хмуро объясняет свои работы, но на самом деле, внутренне, он совсем по-другому ощущает мир. Конечно, конечно. Он верит в человечество. Верит в доброе.


RadioBlago: С верой в человечество, которое однажды покорит просторы Вселенной, были созданы и первые фильмы о Космосе в жанре немого кино. Три подобные картины транслируются на выставке. Это «Путешествие на Луну» французского режиссера Мельеса, которое было снято еще в 1902 году, «Аэлита» Протазанова от 24-го года и «Космический рейс», созданный в 1935-м году при участии Циолковского. По словам куратора выставки Александра Петровичева, у этих фильмов и картин Батынкова есть много общего.


Александр Петровичев: Смысл появления этих фильмов? Конечно, мы хотели сделать выставку по жанру все-таки немного как современное искусство (так позиционируется). Костя не занимается видео, это не его тема. Но фильм создает некую интонацию некий контекст. Дел в том, что эти режиссеры снимали фильм о том, что они никогда не видели и могли только ощущать, создавали образы. Костя тоже в одном интервью сказал, что «нечего мне рассказать про космос». Он там не летал, не видел, а то, что он видел на экране — это все равно, конечно, это такая иллюзорность, иллюзия. И практически это их и объединяет. Только здесь это видео, а это статичная картинка. Но это одна и та же образная система. И даже стилистически повторяет, потому что это черно-белые фильмы.

- Костя находит альтернативу тем людям, космонавтам,которые реально видели космос. Они в этом отношении даже более скованы, потому что знают, что такое реальные представления о Космосе. Но Костя этого не знает, поэтому он здесь более раскрепощенный.


RadioBlago: По словам знатоков творчества Батынкова, свободу и раскрепощенность также дарит ему и излюбленная черно-белая гамма, ведь цвет накладывает определенные ограничения, а монохромные картины получаются более выверенными и серьезными. Ходят легенды и о трудоспособности художника. Некоторые даже рассказывают, что он способен написать одну, а то и две картины за день. Как утверждает куратор, это не слухи и домыслы, а реальность. Ведь большую часть работ к выставке автор подготовил за последние полтора месяца.


Александр Петровичев: Костя как правило на заказ вообще ничего не делает, для него это совершенно. Бывает — тоже прагматики — дали космос, море — море, на историческую тему — на историческую тему, проблем нет. Дело в том, что если для Батынкова это органично и естественно, то он берется, если нет, то он отказывается. Мы все это знаем и не усложняем ни ему, ни себе задачи. И поэтому когда тема Космос была — мы уже знали, что это его тема, что масса работ уже есть, какая-то небольшая, но процентов на 30 уже было готовых работ. И остальные 70 процентов он сделал. Но это действительно очень большое количество работ за очень маленький промежуток времени.

- Вот эта выставка, что вы видите, она была создана за 1,5 месяца, здесь было написано 45 работ порядка двухметровых. Я не знаю в Москве художника, который мог бы сделать качественно и количественно за такой отрезок.


RadioBlago: Силы, энергию и при этом завидное упорство в достижении цели в Константине Батынкове выработали занятия спортом, считает Михаил Крокин. Как оказалось, художник в молодости профессионально занимался баскетболом и был даже пятикратным чемпионом СССР среди юношей. Как успешному спортсмену удалось совмещать соревнования с учебой в художественной школе, рассказал директор «Крокин галереи».


Михаил Крокин: Ведь он же играл в баскетбол и он серьезно играл, за юношеские сборные баскетбольные за Москву. Если бы не его дедушка, который постоянно восстанавливал его в художественной школе, из которой его выгоняли из-за того, что он тратил огромное количество времени на тренировку. Приходил дедушка со своими друзьями, мэтрами Академии живописи. Там были народными художниками, разговаривали с директором художественной школы и Костю восстанавливали. То есть, по большому счету вот эту энергию к искусству (я думаю) задал его дед (Кости Батынкова), который все-таки целенаправленно, спокойно проводил свою линию, что «сегодня ты играешь в баскетбол, а завтра, возможно, ты станешь художником». Вот в какой-то момент, когда Костя, получив травму спины не смог играть в баскетбол, в тот момент и пригодился ему тот навык художественной школы и собственно то, чем он сегодня и живет. Вот откуда идет закалка и устремление к цели — это спорт, а тонкость и нежность восприятия мира — это художественная школа, благодаря своему дедушке.

- Его дед был чиновник, советский чиновник, который работал в государственном аппарате Совета (по-моему) министров на хозяйственной должности. Был нормальный советский чиновник. Он бросил всю свою работу, не доведя ее до пенсии. Купил мольберт, кисти, краски и стал художником. Как рассказывает Константин, семья была в шоке. А человек сказал: все, что у вас есть, вам достаточно для житья, я теперь могу спокойно не работать, я хочу стать художником, попробовать себя. Вот такое было увлечение у человека, который в один миг, не в 20 лет, не в 30 лет, когда он принял решение кардинально. А чуть ли ни в 56 или 57 лет принял решение стать художником.


RadioBlago: Залог творчества и даже просто существования Константин Батынков видит в изоляции от лишней информации. Он принципиально не использует компьютер и интернет, не общается в социальных сетях и на форумах, а все существующие страницы от его лица называет фэйками, то есть подделками. Художник признался, что неоднократно пытался избавиться от своих интернет-двойников, но это оказалось не так-то просто.


Константин Батынков: У меня нету ни блога, я не пользуюсь интернетом, вообще у меня нет компьютера. Это принципиальная позиция.

- Я не пользуюсь компьютером. Я хочу вокруг себя иметь личное пространство.

- это залог просто существования, то есть, нормальный человек должен... на окнах должны висеть шторы. Я не готов жить в квартире, где на окнах нет штор. Должна быть какая-то моя личная жизнь. А сегодня нет. Это такой тотальный эксгибиоционизм. Это не хорошо, не плохо. Я не выношу этому приговор. Только я лично в этом не хочу участвовать. Кстати, я тут слышал какой-то гениальный совершенно список имен людей, не пользующихся компьютерами. Я думал, что это я один такой сумасшедший, а оказалось там куча каких-то таких, там назвали кучу мировых знаменитостей, кинорежиссеров, актеров, которые вообще не пользуются ни компьютером, ни мобильным телефоном. Да, мобильный телефон, но к сожалению.. мне тоже это очень не нравится. Потому что я сижу в мастерской, а рисую быстросохнущими и водорастворимыми красками: тушью или акрилом, веду линию и у меня там, значит, что-то пикает, смски, спам или еще че-то. А ты же реагируешь на звонок. Там мало ли кто у тебя заболел из родных. И ты должен эту прерывистую — а ее нельзя прерывать. То есть, это реально мешает жить, вся эта информация. Милион мегабайт какой-то информации. У меня голова способна переварить три гигабайта, а мне ежедневно пять предлагают, ежедневно. Это нельзя не осмыслить, не переварить, не думать, не ответить.


RadioBlago: Друзья и коллеги Батынкова также рассказывают, что он старается вести довольно замкнутый образ жизни. В своей мастерской, или келье, как он ее называет, буквально после пяти минут работы художник забывает обо всем на свете.


Михаил Крокин: Он на самом деле поглощен своими фантазиями, он поглощен своей работой, и он этим живет. То есть, как я понимаю, с большой неохотой заканчивает вечером рабочий день, чтобы ехать домой, потому что он не хочет оставлять свои произведения, свои фантазии, свои мысли, не хочет оставлять их надолго. Его не так просто вытащить из мастерской на какие-то праздники.

- Если в человеке столько энергии, столько желания рассказать и объяснить самому себе и рассказать нам. То я считаю, что это просто сильный человек. Это сильный и с мощным зарядом человек, внутренним, творческим зарядом.


RadioBlago: Работы Константина Батынкова хранятся в Третьяковской галерее, Музее современного искусства, Государственном центре современного искусства в Москве и еще в восьми музеях по всей России, а также в частных собраниях. За плечами художника более 100 персональных и коллективных выставок. Батынкова называют человеком старой художественной формации и даже реакционером, для которого до сих пор главным остается качество работы и умение рисовать.


Константин Батынков: Все искусство оно возникает вопреки всему. Вот сидит там сейчас какой-нибудь модный сейчас Меладзе. Думает, сейчас я вот напишу шедевр. Хит. Никогда ничего не получится. А вот, что у него там между строк пройдет, это может зазвучать и народ там может запеть. Тоже самое и об этом: ты делаешь там, рисуешь-рисуешь-рисуешь, потом раз вдруг хлоп — и чего-то получилось. Это не твоя заслуга. Но надо как-то это в одно точку бить-бить, целиться. И все равно это все смутные представления, в общем, не понятно, как. Все вопреки. Это всегда было.

Все лучше, чем воровать. Это у меня была история. Я стоял, рисовал на улице Казакова картину. Церковь такую. И когда художник стоит и рисует, там все время сзади кто-то подходит и стоит. А ты спиной даже не оборачиваешься, чувствуешь как бы это. Ну там человек постоял минутку и пошел дальше там. А тут стоит и стоит. Я так оборачиваюсь, чтобы матом как бы выругаться. А там такая бабушка, божий одуванчик, идет в эту церковь, которую я рисую. И у меня так раз все на 180 процентов перевернулась. И я говорю: ну что, бабуля, нравится картина? А она так посмотрела и говорит: а все лучше, чем воровать. Вот это мой художественный принцип. Лучше рисовать картины, чем воровать.


RadioBlago: Как признались организаторы выставки, в скором времени зрителей ждет еще один совместный проект Крокин галереи и Московского Планетария. Тема пока держится с секрете. Но уже сейчас понятно, что планируется нечто масштабное — соизмеримое с пространством выставочного зала и амбициями галереи.


Александр Петровичев: Крокин галерея отчасти работает как продюсерский центр, то есть мы готовим определенные проекты, которые, часть, мы реализуем в рамках своего формата, такой небольшой площадки в Москве. Но все-таки мы нацелены на крупные площадки, в основном, конечно, Москвы. Поэтому у нас в нашей истории порядка 8 музейных проектов. У нас есть уже такие проекты в мобилизационной готовности, которые мы ищем под определенный формат, под определенные предложения. И когда они появляются мы сразу начинаем очень динамично набирать массу, как говорится. Это были и групповые и персональные. У нас была персональная выставка в музее современного искусства тоже Кости Батынкова, Леонида Тишкова, Андрея Бильжо, Молитор и Кузьмин была тоже групповая выставка в Московском музее архитектуры. А в московском планетарии будет второй проект — групповой.


RadioBlago: Выставка работ художника Константина Батынкова «PROКосмос» продлится до 12 апреля. Посмотреть экспозицию можно по адресу: Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 5, строение 1, метро Баррикадная или Краснопресненская. Каждый день с 10 по 21.00, кроме вторника. На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: