Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

воскресенье / 26 марта 19.45 - В программе "Время культуры" интервью с художником Александром Дашевским на тему «Картина после живописи»

Илья Зданевич в Пушкинском музее

3938

Сегодня мы расскажем вам о первой в России ретроспективной выставке Ильи Зданевича. В историю мирового искусства он вошел под псевдонимом Ильязд. Премьерную экспозицию представил Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Выставка под названием «Ильязд. 20й век Ильи Зданевича» посвящена творчеству поэта-футуриста, ученого-этнографа, дизайнера тканей, издателя. Зданевич работал и дружил с такими известными художниками, как Пикассо, Миро, Шагал, Леже, Брак, Джакометти и другими. При этом сам оставался неизвестен широкой публике.

На выставке в Москве впервые представлены все издания Ильи Зданевича в жанре livre d'artiste — так называемые Книги художника. Это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, которые выполнены в виде оригинальной печатной графики — литография, офорт, ксилография. Книга художника как объект искусства появилась во Франции в начале ХХ века. И Зданевич стал достойным продолжателем заложенной традиции. Большую часть выставки в Пушкинском музее занимают листы из книг художника, изданных Ильяздом за 35 лет профессиональной деятельности. Кроме того, посетителям представлены более 200 оригинальных графических работ к этим изданиям.

Приглашенный куратор выставки Борис Фридман более 15 лет коллекционирует «книги художника». По его словам, каждое издание является результатом совместного творчества иллюстратора, автора текста, печатника, дизайнера, издателя. В большинстве случаев Илья Зданевич один выполнял все перечисленные функции, приглашая к сотворчеству крупнейших художников своего времени.


Борис Фридман: Это действительно самая большая и самая полная и глубокая ретроспективная выставка этого выдающегося человека — Ильи Михайловича Зданевича, который с 22-го года во Франции стал Ильяздом. И всему миру известен таким образом. Очень кратко — структура выставки такова, что, если войти в первый зал, там демонстрируется его футуристический период, в первом зале. Следующий зал посвящен его 20-ти годам во Франции, между 20-м и 40-м. И последние пять залов, в том числе там, где мы сейчас находимся — это его издательская деятельность и, в основном то, с чем он вошел в мировую культуру.


RadioBlago: В экспозиции представлены произведения из частных собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса, архива Ильязда во Франция и французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива CHANEL во Франции.

Научный консультант выставки, профессор славистики университета Блеза Паскаля Режис Гейро рассказал нашей программе о собраниях, которые составили экспозицию.


Режис Гейро: Эта коллекция господина Франсуа Мере, который сын последней жены Ильязда и который хранит во Франции большой архив Ильязда. Конечно, не все здесь из этого архива, который действительно огромный. Например, есть переписка, есть рукописи, которых нет здесь, но здесь очень много, почти все книги из коллекции Бориса Фридмана. А другие экспонаты, например, эти афиши балов, эти рисунки Ильязда, рисунки тканей, которые он рисовал для Шанель. Все это из архива этого человека Франсуа Мере во Франции, да. Не весь архив, конечно, здесь. Но это самые, может быть, самые эффектные вещи, которые должны были быть на выставке, конечно, для того, чтобы выставка была как только возможно полной.


RadioBlago: Илья Зданевич родился в Тифлисе в конце 19-го века. Уже в раннем возрасте проявил интерес к искусству, поэзии, музыке, географии и математике. Подростком он начал писать стихи в духе символизма и примкнул к литературно-художественной группе «Икар». В 1911 году Илья Зданевич поступил на юридический факультет Петербургского университета. В том же году в Петербургскую академию художеств поступил его родной брат Кирилл. Именно он познакомил Илью Зданевича с художниками Виктором Бартом и Михаилом Ле-Дантю, которые ввели молодого юриста в круг авангардных поэтов и художников.

Вернувшись в Тифлис, братья Зданевичи становятся первооткрывателями художника-примитивиста Нико Пиросманишвили, которого впоследствии мир узнал как Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича кисти этого легендарного живописца встречает у входа посетителей выставки.

Директор #Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина #Марина Лошак считает, что уже одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы остаться в памяти благодарных потомков.


Марина Лошак: Мы открываем выставку, сказать, «достаточно сложную», наверное, это будет слишком, но, тем не менее, очень музейную выставку в лучшем смысле этого слова, выставку русского... даже не знаю, как сказать. Кого? Кого? Деятеля искусств! Деятеля культуры в высоком смысле этого слова — художника, поэта, писателя, великого издателя, человека, который создавал вокруг себя культурные бури, я бы сказала, который провоцировал искусство на движение, то есть то, что мы вкладываем в понятие «деятель искусства», «Деятель культуры» в широком смысле этого слова. И такие фигуры встречаются не так часто, и очень сложно рассказать о них настолько впечатляюще, насколько важна была их жизнь и вообще их вклад в искусство, в данном случае в искусство 20-го века. Мы говорим про Илью Зданевича, которого знают как Ильязда. Или не знают, как Ильязда, а знают как Илью Зданевич. Это легендарная абсолютно фигура, среди специалистов не просто хорошо знакомая, но как мы сейчас говорим «культовая фигура». А почему мы так говорим, так это потому, что это реально один из тех людей, вокруг которого энергично и динамично кружили вихри новых людей. И именно это тот самый человек, который эти идеи провоцировал и воспроизводил. С самого первого своего движения как художник или как поэт это ему всегда удавалось. Мальчики из культурной интеллигентной тифлисской семьи, вместе со своим братом, которого мы тоже неплохо знаем, как художника очень хорошего, Кирилла Зданевича, он осуществлял свои первые шаги. И прошел через все те острые и волнующие моменты искусства, которые мы называем искусством авангарда, представляя футуризм в его лучших качествах как поэт и как художник. Открывая вместе с представителями «Ослинного хвоста», такими как Ле-Дантю и Ларионов новые движения в русском авангарде. Открыв для всех нас великого Нико Пирасманишвили, чей портрет Зданевича мы видим в экспозиции. И уже одного этого шага было бы достаточно, чтобы человек не зря вошел в этот мир. И начав работать как издатель, еще в Тифлиссе, а потом впоследствии и в России, (вы здесь можете видеть те движения, которые с этим связаны, редчайшие, очень важные. Не просто архивные, а документирующие те шаги, без которых невозможно искусство 20-го века.) потом попал в Париж. В Париже почувствовал себя своим, поскольку был представителем абсолютно интернациональной элиты, в которую легко вошел, как нож в масло. И мы здесь видим все движения, которые были ему свойственны и все достижения, которые в какой-то период жизни возможно даже казались ему случайными. И в какой-то момент служили для зарабатывания денег. И именно таким моментом было попадание в дом Шанель. И он стал возглавлять группу людей, рисовальщиков эскизов тканей для Шанель. Это был человек Шанель, которая сама была очень яркой личностью, способной на острые, резкие, переворачивающие традиции шаги, таким же был и Илья Зданевич. Он проработал там довольно долго, чрезвычайно успешно. Кроме прекрасных эскизов тканей, отражающих все движение искусства, этого времени... Блестящий человек.

В 40-м году он решил, что он должен стать издателем. И стал издателем и издавал livre d'artiste. И был величайшим издателем всех времен и народов, я считаю. Одним из величайших. И то, что он сделал в содружестве со своими друзьями, величайшими художниками ХХ века, которые были его партнерами и друзьями близкими, такие как Пикассо, Миро, Джакометти, Макс Эрнст и многие другие, это, безусловно, на все времена. И это абсолютный подвиг свободно мыслящего и и бесконечно талантливого человека. Именно поэтому мы говорим о нем сегодня. Именно поэтому мы вспоминаем, что была выставка в ММОМе, была выставка в центре Пампиду, сегодня выставка у нас. Но я, не хвалясь, могу сказать, что эта выставка значительно более полная, монографическая, с большим количеством вещей. И подрбная более впечатляющая, рассказывающая о судьбе этого великого художника.


RadioBlago: Как утверждают организаторы, более половины экспонатов выставки до сих пор не были известны широкому российскому зрителю и представлены здесь впервые. К ретроспективе Ильи Зданевича издан каталог, в котором подробно отражен весь жизненный и творческий путь Ильязда. Кроме того, параллельно с выставкой в Музее проходит международная научная конференция с участием ведущих российских и зарубежных историков искусства.


Марина Лошак: Это отличная выставка, которая рассказывает об уникальном человеке, таком деятеле культуры ХХ века, о котором мы недостаточно хорошо знаем, и о котором нужно знать значительно больше. Выставка представляет собой редчайший материал, который, в общем-то, не представляется случая увидеть. И для того, чтобы понять объем влияния и объем значения Ильи Зданевича и его влияние вообще на искусство ХХ века в мировом его аспекте. Поскольку мы музей, который работает с мировым искусством. И в данном случае нам очень приятно говорить о человеке русской культуры, несмотря на то, что он родился в Тифлисе, который свои первые внедрения в искусство делал на русском языке, будучи поэтом, будучи футуристом, будучи теоретиком искусства и так далее. И затем, когда уехал в Париж, тоже представлял русскую культуру, несмотря на то, что стал человеком интернационального масштаба. Будучи большим художником, большим поэтом, организатором художественного процесса, великим издателем ХХ века.


RadioBlago: Как рассказал нашему корреспонденту Режис Гейро, они с Мариной Лошак обсуждали возможность проведения этой выставки в Москве около десяти лет назад. В книге отзывов научный консультант написал благодарность директору Пушкинского музея лично и всем остальным организаторам за то, что осуществили его давнюю мечту.


Режис Гейро: У меня это старая мечта организовать выставку Ильязда в России, и особенно в Москве, потому что это сердце России, конечно. И мы организовали выставку, например, в Грузии, где он родился, Ильязд родился в Тбилисси. Были выставки в Италии, во Франции, в Америке, в Канаде, но никогда не было в России. Я 35 лет занимаюсь творчеством Ильязда и все время была эта мечта. Например, несколько лет тому назад, это было почти 10 лет тому назад был проект организовать такую выставку в галерее Проун. Есть такая галерея в Москве, в которой, кстати, работала Марина Лошак. Потом не состоялась по разным причинам. А потом вдруг появился Борис Фридман. Вы знаете, это как восточная сказка, когда вдруг появляется человек, который как волшебник. Кажется, что он может все сделать. И он, как маг, как волшебник осуществляет мечту, которая у тебя в голове уже давно. И оказывается, что он стал заниматься с невероятной страстью Ильяздом, стал любить это творчество. Это не только потому, что у него есть коллекция, но он стал действительно любить эти произведения. И благодаря этому человеку, благодаря музею, благодаря Марине Лошак тоже, конечно, которой стало важно это, они сделали эту выставку как возможно лучше.


RadioBlago: Выставка расположена в семи залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея. Экспозиция устроена по хронологическому принципу. Первый раздел посвящен «тифлисскому периоду» жизни Зданевича. В нем посетители знакомятся с футуристическими изданиями автора и афишами к лекциям. Ильязд много выступал на публике, участвовал в диспутах, рассказывал о футуризме. Три афиши того периода представляют личное собрание нашего собеседника Режиса Гейро.

Второй раздел экспозиции рассказывает о первых двадцати годах пребывания Зданевича в Париже. В то время он принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников».

Здесь же представлены образцы тканей, придуманных Ильяздом для Коко Шанель. Их познакомил Сергей Дягилев, и это знакомство послужило началом многолетнему совместному творчеству и дружбе. Первоначально Зданевич возглавил бюро рисовальщиков предприятия «Ткани Шанель», а в дальнейшем был назначен его директором. Ильязд предложил новую схему конструкции вязального станка и получил на свое изобретение соответствующий патент. Фирма Шанель приобрела у него этот патент и в течение довольно длительного времени использовала вязальные станки именно этого типа. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть две редкие фотографии Коко Шанель, на которых она одета в комплекты из жаккардового трикотажа джерси с рисунком Ильязда.


Режис Гейро: Есть все-таки новости для меня. Например, есть в зале Шанель я не знал, фотографии. Там есть две фотографии Коко Шанель в платье, нарисованном Зданевичем. Этого я не знал. Потом есть очень странный и довольно интересный анекдот там. Показан пригласительный билет, но это уже не билет, а целая маленькая книжка для одного из этих балов, которые сорганизовал Ильязд в 20-х годах. Это Заумный бал 23-го года. На этом пригласительном билете есть маленький рисунок Пикассо. Это лошадка. Это репродукция. А когда принесли сюда этот экспонат, оказалось, что одна из сотрудниц музея заметила это и сказала: у нас в музее хранится оригинал к этому рисунку. И действительно, они нашли оригинал этой лошадки Пикассо. Они в архиве музея. И сейчас она показана в этом зале. И даже была ошибка датации — в музее было написано в каталогах, что этот рисунок 25-го года. Но оказывается, что рисунок относится к 22-му или 23-му году, потому что лошадка была воспроизведена в этом пригласительном билете. Этот рисунок находится в музее, потому что его подарила вдова Ларионова. Но это такие случайности. Это как будто Пикассо, или Ларионов, или Ильязд хотели нам сказать что-нибудь.


RadioBlago: Третий раздел выставки самый обширный, он занимает пять залов и посвящен наиболее важному периоду творчества Зданевича – его работе над книгами художника, которые принесли ему мировую славу.

Первое издание Зданевича в жанре книги художника «Афет» вышла в Париже в 1940 году. Это произведение было подготовлено совместно с Пабло Пикассо, с которым Зданевича связала многолетняя дружба. Вместе они подготовили и выпустили не меньше семи изданий. Книга «Афет» содержит 76 сонетов, написанных на русском языке пятистопным ямбом. Шесть авторских экземпляров Ильязд подарил своим друзьям-издателям. Специально для Габриэль Шанель он дополнил книгу 77-м сонетом, посвященным ей. Данный экземпляр находится сейчас на выставке в Пушкинском музее.


Режис Гейро: Он был поэт, он рисовал ткани для Сони Делоне, потом для Шанель. Он был прозаик, писал романы, очень интересные романы. Есть такой роман «Восхищение», замечательный роман. Он был археолог, занимался архитектурой, интересовался старыми храмами, грузинскими храмами, которые сейчас в Турции. Он стал издателем, он стал одним из самых великих издателей 20-го века. Он был историком, он первый написал книгу, монографию о Ларионове и Гончаровой в 12-м году. Он не человек из ХХ века, в ХХ веке человек имеет страсти к специализации, это век специализации. Он человек из Ренессанса. Он честный человек Ренессанса, который интересуется всем. И все получается, да, правда, и все получается. Он умеет все это делать очень элегантно и аккуратно.


RadioBlago: На протяжении всей жизни Ильязд увлекался архитектурой, изучал историю храмов Грузии, Армении, Испании. В период работы у Гарбиэль Шанель, где Зданевич занимался разработкой рисунков тканей, по вечерам на тех же чертежных приборах он по своим наброскам профессионально вычерчивал детальные планы обследованных церквей. В течение 1930-х годов Зданевич создал около 150 планов различных храмовых сооружений. Собранный материал лег в основу его докладов на международных конгрессах византинистов, участникам которых он был известен как один из редких специалистов, обладающий глубокими знаниями об исследованных регионах. В экспозиции также представлены выполненные им планы храмовых сооружений, которые он изучал во время своих многочисленных путешествий.


Режис Гейро: Это дейсвтительно большое творчество. И глубокое творчество. Ильязд — это человек, который был и футурист, и дадаист, был близок к сюрреалистам, он был близок к экзистенциалистам, он боролся против литристов, но он навсегда остался Ильяздом. И он потом нашел свое я, когда начал издавать свои книги. Эти книги livre d'artiste. Это человек очень обширный. Конечно, его следы везде. Он знал очень много людей, очень много человек он знал, а все-таки редко говорили о нем. Но сейчас постепенно, постепенно становится ясно, как все это органически соединено.

Мне кажется, что это самая полная выставка, но не только самая полная, но и самая умная выставка. Смотрите, как все эти экспонаты показаны. Только стекло, бумага и стена. То есть стена, бумага и потом стекло. Это очень просто, очень скромно, но очень эффектно. Ничего нет лишнего, все очень просто, спокойно. От всего этого пахнет, так сказать, пахнет спокойствием, чувством тишины, молчания, очень приятно быть здесь. Кажется, что все эти книги влияют на нас очень добро и приятно. Это очень странно. Сейчас, сегодня много, конечно, человек в зале. Люди снимают, фотографы и так далее. Но, когда мало человек в этом зале, например, кажется, что все эти бумаги, страницы книг, влияют на нас очень положительно. Это очень поразительно.


RadioBlago: Посетить выставку Ильи Зданевича можно будет до 14 февраля по адресу: Москва, улица Волхонка, 14 — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Метро «Кропоткинская». На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу! До встречи в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: