Время культуры
Время культуры

меню

«Интермузей-2014»

2909

В Москве завершился международный фестиваль музеев «Интермузей-2014».

«Музей в цифровую эпоху» или «Музей в информационном пространстве» - так звучала тема фестиваля в этом году. Впервые музейная выставка, интерактивная, культурная и деловая программа фестиваля проходили в Манеже. Почти 300 павильонов заняли 220 участников-музеев со всей России и других стран СНГ. Главным условием участия в фестивале было требование организаторов подготовить электронную презентацию музея и контент для интерактивного стенда.

Как рассказал журналистам министр культуры Владимир Мединский, количество экспонентов по сравнению с предыдущим фестивалем выросло почти вдвое, в том числе благодаря тому, что участие для музеев впервые стало бесплатным. Привлечь большее количество участников удалось и за счет проведения мероприятия в московском Манеже. По словам министра, теперь Интермузей всегда будет проходить на этой площадке.

В центральной части экспозиции 16го по счету фестиваля музеев располагалась зона приоритетных проектов Министерства культуры Российской Федерации. В их числе 10 тематических комплексов, среди которых в частности масштабный стенд, посвященный 250-летию Государственного Эрмитажа. Один из главных музеев страны не только всячески использует в своей работе цифровые технологии, но и выступает инициатором разработки новых информационных систем. Подробнее о созданных им способах маркировки экспонатов нашему корреспонденту рассказал заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по эксплуатации Алексей Богданов.


Алексей Богданов: Значит, вот смотрите: мы взяли какой-то предмет, картину, пометили его и отправляем куда-то на выставку. Мы его получаем обратно через полгода. Вся задача этой маркировки подтвердить, что мы получаем то, что отдавали. Это не предмет атрибуции, она не показывает, что мы Рембрандта получили, если отдавали Рембрандта, потому что это спорная всегда вещь. Речь идет о том, что мы получили обратно то, что отдавали. Он может 200 лет считаться Рембрандтом, а потом передумают и он будет считаться не Рембрандтом. Это все та же вещь.

Мы только разработали саму технологию, она у нас для шести материалов. Сейчас мы в этом году мы закончим разработку для металлов. Это по сути охватывает весь спектр материалов, на чем изготовлены экспонаты. И это фактически перекрывает весь диапазон. Разработаны составы маркировки. Есть составы для смачивающейся поверхности — ткань, бумага, картон, есть составы типа карандаша — для не смачивающейся поверхности — фарфор, стекло, керамика, металл. После нанесения срок сохраняемости метки порядка 50 лет. Есть специальный прибор, позволяющий понять, что именно наш состав нанесен на данный предмет. Система позволяет создать порядка 10 тыс. таких составов, соответственно 10 тыс. приборов, каждый музей может получить свой. Работает он совершенно просто, при всей внутренней сложности, мы попытались добиться, чтобы была всего одна кнопочка, показывающая хранителю, что это тот предмет, который он отдавал на выставку: звуковой сигнал и световой (работает в двух диапазонах). Это может быть цифра, подпись, инвентарный номер, логотип музея — маркировка может быть любой.

Дальше этим не должен заниматься музей, это должна быть государственная программа. Мы планируем отдать это в Министерство и, думаю, что будем работать с Академией наук. Это конечно, не гостайна, но музей не должен знать, из чего это состоит. Мы должны это получать уже от Правительства, как некий состав и прибор, который на него реагирует. Он должен где-то храниться в тайне, выдаваться музеям, учитываться соответствующим образом.

Мы занимались только технологией. Еще есть целый раздел методологии: как наносить, что наносить, где, как учитывать. Это другое. Пока мы сделали только технологию.

Разработчиком был — научно-исследовательский институт обороны, химики, мы, Эрмитаж, не мог быть разработчиком. Совместно работали, соответственно обсуждали и смотрели, но мы не разработчики. Это нужно передавать в ФСБ, МВД, Интерпол, Таможню. Сейчас, когда приходит вещь, что бы это понять, нужно вызывать эксперта. Эксперт тратит на вещь день, чтобы посмотреть и сказать — да. А если их сто? А как таможенник определит, который сам по себе не является экспертом, он вообще не искусствовед, для него, как и для меня, я техник. Если показать копию, я не отличу и вы не отличите, если вы не эксперт. Вот есть приборчик, который позволяет это сделать сразу.

А самое главное — это невозможно подделать и это было самое сложное. Мы 7 лет на это потратили.

Мало того, этой маркировки нет в мире ни у кого, вот в чем дело. Ни в Лувре, ни британском музее. Мы специально ездили, смотрели, ее не существует. Поэтому, я думаю, что ее можно сделать общемировой.

Просто всегда это работа эксперта, которого нужно все время отвозить, привозить. Несравнимые по времени затраты и людей таких мало.


RadioBlago: Государственный Эрмитаж представил на выставке фестиваля целый комплекс технологических разработок. Не на последнем месте в музее стоят вопросы безопасности. О том, что на сегодня предпринимается в данной сфере, рассказала заместитель начальника музейной безопасности Елена Кулибаба.


Елена Кулибаба: Это система трехмерного распознавания лица человека. Она установлена на фондах хранилища Государственного Эрмитажа. Действует она с 2007 года и по се день. Она установлена с целью распознавания лица сотрудника и допуска его на территорию объекта. Задачи службы безопасности предотвращать, а не допускать какие-то случаи. В этом направлении мы постоянно работаем. Не секрет, что преступный мир укрепляется. Также вынуждены и мы идти с опережением, чтобы этого не допускать. Мы не можем полностью исключить случаи потери личной карты доступа сотрудника, правильно? На этот случай даже человек злоумышленник, получивший чужую карту, не сможет ею воспользоваться. Потому что он должен будет пройти идентификацию. То есть предъявить лицо правообладателя карты. С фотографией вы не сможете подойти, она не трехмерная, кроме того, фотография не излучает тепло. А этот сканер, он улавливает тепло человека, поэтому с фотографией у вас этот фокус не пройдет. Я отвечаю за два направления, за маркировку экспонатов и биометрические технологии. Но у нас есть, например, цифровая коллекция Эрмитажа, электронная библиотека Эрмитажиана... Там вот интересный сканер стоит, самостоятельно перелистывает страницы и сканирует их.


RadioBlago: Основные мероприятия празднования 250-летия Государственного Эрмитажа пройдут в Санкт-Петербурге в декабре нынешнего года. К этому сроку в музее должна быть закончена разработка различных мультимедийных образовательных проектов. На выставке Интермузей специалисты Эрмитажа представляли посетителям приложение «информационно-навигационный киоск», который был создан на базе электронного каталога музея. В скором времени в залах Главного музейного комплекса и в залах главного штаба на мультитач-киосках можно будет виртуально познакомиться со всеми зданиями Эрмитажа, которые сами по себе представляют архитектурную и историческую ценность. Кроме того, любознательный посетитель сможет в 3д-варианте рассмотреть поэтажный план Эрмитажа, узнать об имеющихся коллекциях, найти и рассмотреть отдельные экспонаты.

Для постоянного пополнения общемузейной базы изображений и информационных данных Государственный Эрмитаж использует различные современные сканеры, большинство которых не требуют контакта с произведением искусства. Об одном из них нам рассказали подробнее на стенде музея.


Рассказ о вакуумном сканере: Вообще это автоматический сканер, он называется Alar-robot. Этот сканер позволяет полностью в автоматическом режиме сканировать сшитые документы до максимального формата А3. То есть по сути, вы кладете книгу на колыбель, нажимаете кнопку и сканер дальше сам все делает. Он сканирует, он переворачивает листы. Он в режиме реального времени обрабатывает изображение, обрезает по формату, улучшает их качество и позволяет сохранить в любой необходимый формат. Причем даже сформировать одно-страничные или многостраничные файлы. Поднятие страниц происходит с помощью вакуума, он сканирует сразу две стороны, и левую, и правую страницу, затем воздушным потоком влево переворачивает уже отсканированные страницы, а далее поднимает новые и так в полностью автоматическом режиме. Причем за счет использования воздуха мы максимально минимизировали контакт бумаги со сканирующими элементами. То есть, фактически на бумагу оказывает воздействие только воздушный поток. Поэтому мы можем сканировать и ценные, и ветхие, и редкие экземпляры. Здесь это, конечно, одно из инновационных направлений — разработка автоматических систем сканирования, которые позволяют не только получать голую электронную копию, но они позволяют полностью автоматизировать процесс оцифровки. То есть, мы получаем на выходе полноценный даже уже обработанный результат, который уже в последствие можем использовать для любых целей.

Также планетарные сканеры, которые сканируют полностью без контакта с документом. Есть сканеры для получения высококачественных копий, так называемых мастер-копий, с которых можно в последующем снимать еще копии. Есть широкоформатные сканеры, для сканирования больших документов с максимальным форматом до 2.0. Вот как раз такой сканер и есть в Эрмитаже, используется большой сканер. Он сканирует большие гобелены, картины форматом более 2.0.


RadioBlago: К отмечаемой круглой дате Эрмитажа будет приурочено открытие Государственного музея нового западного искусства, правда, в виртуальном пространстве. Результат легендарного воссоединения коллекций в цифровом виде организаторы фестиваля назвали уникальным интеллектуальным продуктом, который станет масштабной энциклопедией импрессионизма и постимпрессионизма и расскажет подробную историю одного из первых музеев современного искусства в мире.

Другой тематический комплекс приоритетного направления Министерства культуры также относится к юбилею. На этот раз речь идет о столетии с начала Первой мировой войны. На фестивале представили мультимедийную экспозицию «Взгляни войне в лицо. Россия в Первой мировой войне», выставку Государственного исторического музея « Россия в Первой мировой войне. Последняя битва российской империи» и интерактивный проект экспозиции, который будет создан в Ратной палате Царского села. Как можно узнать из пресс-релиза, в этом месте в августе 2014 года откроется первый в современной России музей Великой войны.

Идея создания музея истории русских войн появилась еще в 1911 году. На выставке, посвященной 200-летнему юбилею Царского села, Елена Третьякова, вдова брата основателя Третьяковской галереи, преподнесла императору Николаю II ценное собрание рисунков, картин, акварелей, гравюр, литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, освещающих военную историю России с древнейших времен. Для хранения этих раритетов было решено построить специальное здание — Палату-хранилище собрания «Войны России» (Ратную палату).

Как ни просили журналисты сотрудников музея рассказать о том, что будет на открытии музея и какие мультимедийные технологии будут использованы, все подробности остались в тайне и на то есть своя причина.


Музей войны: Надеемся, что музей откроется 1 августа в день столетия начала Первой мировой войны. У нас будут все современные технологии, которые, собственно, используются в музее. Мы не очень рассказываем о каких-то наших фишках, их будет много, при чем будут некие технологии, которые, по-моему, в России больше не используются нигде. Во всяком случае по масштабу этой действительно грандиозная вещь, несмотря на то, что в общем-то музей небольшой.

Мы за все эти годы насобирали около 2000 экспонатов. У нас еще свои в музее были. И согласитесь, что в музее все-таки главное — это экспонаты. Мультимедиа — это все-таки, это скорее путь к этим экспонатам и это некая технология, позволяющая больше узнать в меньшее количество времени.

- откройте секрет, что будет в музее такого?

- Нет, нет, не могу. Все будет 1 августа. Действительно, не хотим говорить, потому что одновременно с нами откроется выставка в Риме. И мы все готовимся параллельно. Есть некая небольшая конкуренция, по-доброму. И мы друг-другу не рассказываем о том, что будет. Вот сейчас мы как раз мы проводим конкурс на закупку различных мультимедийных устройств, которые, надеюсь, все-таки дойдут до нашего музея, и к 1 августа мы все их покажем.


RadioBlago: Впервые на фестивале была представлена выставка новых поступлений в музеи России. Это только 1% от того, что было приобретено Министерством культуры России, заявил журналистам Владимир Мединский. Министр подчеркнул, что объемы закупок в этом году выросли в 8 раз и впервые за последние 30 лет составят 1 миллиард рублей. В целом было приобретено около 6 с половиной тысяч предметов искусства в 28 музеев нашей страны, от крупных федеральных до небольших региональных. Для контроля процесса закупок была создана комиссия из 50 экспертов под руководством президента Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина Ирины Антоновой. В ходе заседаний комиссии каждая из заявок музеев очень тщательно рассматривается, после чего начинается торговля на понижение цены. По утверждению министра, закупка осуществляется по ценам, значительно ниже рыночных.

Среди прочего министр культуры отметил, что выставка из узкопрофессионального мероприятия, где музейщики обмениваются взаимным опытом, превратилась в дело, которое интересно многим москвичам. Владимир Мединский сказал: (цитирую)«посмотрите, как много здесь посетителей просто с улицы, которые приходят познакомиться с другими музеями. Может быть это будет их первым шагом, после которого они пойдут и в сам музей », - конец цитаты.

Однако, как отметил наш корреспондент, потенциальный посетитель музея не сразу поймет на выставке, в чем различия между коллекциями и экспонатами представленных учреждений. Общие «цифровые» условия, призванные облегчить участие в фестивале одновременно сыграли и роль ограничителей на пути к представлению собственной индивидуальности музея.

Когда меняются только названия и презентации на экране, начинает казаться, что в сущности исторические и художественные музеи ничем не отличаются, например, от музея кошек. Точно также как в сети Интернет информация сливается в один большой океан разнородных знаний и фактов, представленные в Манеже музеи в большинстве своем слились в обезличенное пространство. И используемые всеми одни и те же цифровые приемы только лучше закрепили подобное мнимое отсутствие различий. В итоге выставка музеев превратилась в выставку достижений программистов и дизайнеров этих музеев.

Если рассматривать мероприятие с этой стороны, отдельные экспоненты поражали воображение. Например, Государственный Дарвиновский музей каким-то образом «добавлял» диких животных в запись камеры наблюдения в реальном времени, а музей-заповедник «Тобольский кремль» предлагал прогуляться под стенами древнейшего строения, надев очки для виртуального тура. Подробнее о мультимедийных особенностях стенда Тобольского кремля нам рассказала сотрудник музея.


Тобольский кремль: Такие информационные стенды представлены в нашем музее, здесь представлены основные информационные блоки по каждый теме. Галерея декабристов, например, Тобольские историки-исследователи. Д.И. Менделеев, то есть всевозможные блоки. Этот стенд действующий, он стоит в нашем культурно-просветительском зале.

Вот обратите внимание, пожалуйста. Вот такое интересное — цифровые копии экспонатов. То есть к сожалению нет возможности показать предметы для посетителей. Но они могут в таком информационном блоке посмотреть именно предмет, покрутить его, разглядеть сам герб. Конечно пишется, что за предмет, печать — какая печать, какого времени здесь представлена. Вот например, малая печать губернского правления, но при этом в диаметре 8 сантиметров. То есть, вот такие малые печати были. Или вот такой знак — печать губернского управления.

Вот такой стенд интересен не только для взрослых, но и для детей. У нас есть детская игра «Купеческая лавка». В ней рассказывается история купечества. И игра — среди представленного товара необходимо найти лучший.

- Вот виртуальная экскурсия, с помощью которой из московского манежа можно переместиться в тобольский кремль. Пройти по всей территории Тобольского Кремля. То есть одеваете очки, и попадаете в кремль, подходите, внутрь объектов нельзя пройти пока. Можно послушать экскурсовода, который расскажет про этот объект, полистать основную книгу, посмотреть иконы. Или переместиться с помощью прыжка с одного объекта на другой.. А это мы рядом с Храмом находимся, поэтому и музыка соответствующая. То есть если будем стоять возле колокольни, зазвонят колокола. Возле дворца наместника стоит наш фотограф, мы сейчас как раз двигаемся к нему. Здесь можно сделать фотографию. Все движение с помощью джойстика происходит.

- Это пока только первая ступень, будет еще вторая. Мы будем совершенствовать эту технологию. Думаю, в скором времени будем применять на посетителях, пока это не применяется у нас.


RadioBlago: Наиболее популярным видом информации в интерактивном стенде музеев был виртуальный тур. Его использовали многие участников выставки. Даже такое атмосферное и аутентичное пространство как музей Востока удалось уместить в виртуальный путеводитель по постоянной экспозиции. Что из этого получилось, рассказала сотрудник Музея Востока.


Музей востока — виртуальный тур: Да, виртуальный тур,то есть вы можете прогуляться по всему музею, по каждому залу, покрутиться, посмотреть, изучит потолок и пол, потому что они у нас тоже бывают интересные, побывать, например, в кабинете Рериха, который не всегда открыт. К сожалению, особую кладовую мы пока еще сюда не включили, тоже новый зал, интересный, в музее.

Конечно, этот тур дает возможность первого знакомства с музеем. А так, чтобы подробно изучить каждую вещь в деталях, это действительно уже нужно приходить в музей. Смотря, какой потребитель этого тура. Если он сидит в другом городе или он ограничен возможностями физическими или он в другой стране находится и ему нужно получить информацию, конечно, он получит какую-то информацию о музее. Заменить музей? Не знаю, заменяет ли это музей, мне кажется, не заменяет. Все равно такого интерактива не получится, как при посещении музея, да еще если с человеком работает экскурсовод. Может вглядеться в те вещи, которые ему нравятся и увидеть и услышать их истории.

У нас звукоряд есть. Вот если мы войдем в зал Тибета, Монголии и Бурятии, то там у нас будет просто музыкальная подборка из мистерии Цан звучать, очень выразительная, очень отражающая дух (музыкальный фрагмент).


RadioBlago: Выражение «в ногу со временем» на музейном фестивале этого года стало наиболее часто употребляемым. Им начинали и заканчивали рассказ на выставочных стендах о мультимедийных преимуществах конкретного музейного учреждения. Музей из хранителя времени по замыслу организаторов на неделю вынужден был превратится в спринтера в погоне за современностью.

В этой гонке технологий нельзя не отметить изобретательности и находчивости музейных коллективов. Помимо внимательных экскурсоводов (некоторые из них даже были в национальных костюмах), на стендах участников встречались разные интересные находки. Например, на площадке Егорьевского художественного музея можно было через трубку старинного телефона прослушать записи игры на фисгармонии начала XX века, хранящейся в музее.

Вятский художественный музей имени Васнецовых представил на выставке коллекцию стерео-негативов, сделанных в начале века легендарным фотографом Сергеем Лобовиковым. Рассматривая в 3d-очках вятские пейзажи, портреты крестьян и домашних животных, сфотографированных в начале прошлого века, невольно прикасается к пространству музея вне времени. Подробнее об представленной экспозиции рассказала куратор выставок Вятского художественного музея Евгения Сазанова.


Евгения Сазанова : Эту выставку мы сделали в апреле в нашем музее, она прошла с большим успехом. Это все экспонаты из нашего собрания, оцифрованы и переведены в форме анаглифа и представлены сегодня на выставке. Сейчас мы эту всытавку презентуем здесь на Интермузее. Анаглиф называется, да, можно назвать это и 3d, немножко другой оптический прием, но эффект тот же самый. Все это сделано из хранящейся у нас коллекции стерео-негативов. Они были сняты с 1900 по 1932 год. Автор фотографии Сергей Александрович Лобовиков. В основном это пейзажи. Это виды городов различных, русских, это виды всемирной парижской выставки 1900-го года, Берлина, Швейцарии, а также виды простых вятских деревень и их обитателей: крестьян, скота и, конечно, вятские пейзажи, которые так любил Сергей Александрович. Некоторые снимки имеют уже большую этнографическую ценность.

Личность Сергея Александровича очень известна в кругу фотографов. Он был одним из ведущих русских мастеров в жанре пиктореализма, художественной фотографии, очень распространенной в начала 20-го века. Жил он действительно в Вятке, а родился в вятской губернии. В Вятке имел свое фотоателье. Был успешным фотографом. Одним из создателей вятского художественного музея, членом вятского художественного кружка, поэтому, собственно,мы так его чтим и любим. Вообще, его имя известно по всему миру, во всех учениках по фотографии упоминается.

Для Вятки он буквально все. И для нашего музея это особенно важно, ведь он первым стоял у создания нашего музея. Ну а в 1954 году по его устному распоряжению сыновья фотографа передали все его наследие в наш музей. Это 170 художественных отпечатков, более 2000 негативов. В том числе, в этом количестве и стерео-пары, с которых мы сделали анаглифные изображения для выставки «Иллюзия объема». А также его подлинная рабочая фотоаппаратура, его личные документы, письма, награды, дипломы и медали с международных выставок — это все в нашем музее.

Когда Лобовиков купил стерео-фотоаппарат, стерео-фотография, как жанр, как фото-техника, уже пережила свой расцвет. Особенно популярной она была в третей, четвертой четверти XIX века. Когда было так прекрасно сидеть у камина, смотреть в стерео-скоп и видеть там джунгли Африки или льды Антарктики. Лобовиков купил свой аппарат в 1900-м году. В то время стерео-фотографию уже подпирало кино. Оно и заменило этот вид развлечения. Но Лобовиков оставался верен своему выбору и снимал, насколько нам известно, вплоть до 1936 года. Почти вся жизнь уместилась на этих фотографиях, негативах, а не фотографиях, поправлюсь.


RadioBlago: На протяжении всех дней фестиваля параллельно с выставкой и другими программами проходил традиционный конкурс проектов музея. В завершении мероприятия Интермузей назвал своих победителей.

Гран-при фестиваля в номинации «Лучший музей года культуры» получил Государственный исторический музей за представленный проект медиапортала. Победителем в номинации «Музей в информационном пространстве» стал Государственный Ростов-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.

«Музей — региональный центр притяжения» - так звучит номинация, лучшим в которой признан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» за проект по созданию опытной станции по восстановлению исторического природного ландшафта и традиционного землепользования. В этой номинации оценивались реализованные музейные проекты, которые к данному времени уже позитивно повлияли на уровень жизни местного населения, превратив музей в культурный центр конкретного региона.

Государственная Третьяковская галерея с проектом «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» победила в номинации «Музейная среда — искусство создавать».

Победителем в номинации «Музейные фонды — сохранить и показать» признан старейший музей Подмосковья — Егорьевский историко-художественный музей. Отмеченный вниманием жюри проект «Егорьевские находки» был реализован в партнерстве с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации. Благодаря стараниям сотрудников института два года назад удалось вернуть к жизни 27 полотен XVIII-XIX веков из собрания основателя Егорьевского музея, текстильного фабриканта Михаила Бардыгина. Выставка отреставрированных картин, открывшаяся летом 2013 года в Егорьевске, вызвала большой интерес посетителей и журналистов и была продлена по времени. На сегодняшний день все произведения искусства вошли в основную экспозицию художественного отдела музея, напечатан каталог «Егорьевские находки».

А программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в музее!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: