Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

среда / 22 ноября 19.45 - Памяти оперного певца Дмитрия Хворостовского

Композитор Ян Стамиц

1278

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Яна Вацлава Антонина Стамица. Чешского композитора и скрипача, основоположника Мангеймской школы.

Ян Стамиц, чех по происхождению, родился 17 июня 1717 года, в Гавличкуве-Броде в семье органиста.

В 6 лет он начал обучаться игре на скрипке у своего отца - Антонина Игнаца Стамица, органиста, учителя музыки. Приобретал навыки игры на различных инструментах- виоле д`амур, виолончели и контрабасе.

Учась в гимназии в городе Йиглаве на юго- востоке Чехии, он стал играть в оркестре, здесь же изучал композицию.


С 1734 года Ян Стамиц учился в Праге, в Карловом университете - старейшем в Центральной Европе. В это же время он совершенствовался в игре на скрипке.

В 1741 году Стамиц стал придворным музыкантом в Пфальце и начал концертировать как скрипач-виртуоз, исполняя свои произведения. Его выступление на коронации в Праге вызвало большой интерес. Яну тогда было 24 года. Уже на следующий год вблизи Франкфурта на Майне он дал концерт и был представлен как «знаменитый виртуоз» игры на скрипке, виоле д`амур, виолончели, а так же композитор.

В этом же году Ян Стамиц был приглашен в Мангейм. С этого времени с Мангеймом будет связана вся его последующая деятельность. В Мангейме Стамиц стал членом княжеской капеллы и вскоре завоевал всеобщее признание. Он быстро рос в должности: на четвертом году службы он стал концертмейстером, руководителем камерной музыки с высочайшим среди придворных музыкантов жалованием. В его обязанности входило сочинение музыки для церкви, театра, оркестровой и камерной музыки.


Стамиц оказался превосходным, подлинно творческим руководителем оркестра и способствовал его совершенствованию и быстрым успехам. Стиль исполнения мангеймцев сложился в тесной связи со стилем симфонических произведений Стамица и его товарищей по капелле.

Ян Вацлав Стамиц стал основоположником мангеймской школы. Это немецкое творческое и исполнительское направление, сыгравшее в конце восемнадцатого века важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к Венской классической школе.


Под руководством Стамица Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе. Он расширил её состав до 50 оркестрантов; главным образом это были его ученики. Стамиц создал новый стиль концертного и оркестрового исполнения, отличавшийся исключительной ансамблем, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамических нарастаний и спадов звучности.

К середине восемнадцатого века в придворной капелле объединились первоклассные музыканты — исполнители и композиторы, в значительной своей части происходившие из Чехии и Моравии.


Современники отмечали особенно высокий уровень музыкальной культуры Мангейма с тех пор, как город прославился своей капеллой. Состав мангеймской капеллы в 1756 году был таков: 20 скрипок, 4 альта, 4 виолончели, 2 контрабаса, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 4 валторны, тр`убы и литавры. Для своего времени это был очень большой оркестр, с огромной струнной группой. Современники восхищались необычайной сыгранностью оркестра, стройностью исполнения, его подчеркнутой динамикой- длительные нарастания и затухания звучности. Чарлз Бёрни, будущий автор «Всеобщей истории музыки», посетив Мангейм, сравнил придворный оркестр с армией, состоящей из генералов, «одинаково способных как составить план сражения, так и храбро бороться с неприятелем» и что «в этом оркестре больше солистов и отличных композиторов, чем, вероятно, в любом другом оркестре Европы; это — армия из генералов, столь же способная составить план сражения, как и выиграть его».


Немецкий композитор и журналист. Христиан Фридрих Даниэль Шубарт писал о музыкальной жизни в Мангейме: «Все виды музыки культивируются там с высшей тщательностью. Церковные вещи сочиняются с глубиной и основательностью; оперный стиль богат и разнообразен. Камерная музыка имеет от многих лучших виртуозов огонь, величие, силу, разнообразие, также разнообразие музыкального стиля, а в симфонии все сливается в невыразимо прекрасное целое».


О Мангеймском оркестре тот же Шубарт восторженно писал: « Ни один оркестр в мире не достигал ничего подобного тому, что делает мангеймский. Здесь форте- это гром, их крещендо- водопад, их диминуэндо- это замирающее в отдалении журчание прозрачного ручья, их пиано- -весенний ветерок.

В то время, когда Ян Стамиц возглавил мангеймский оркестр, оперную увертюру, называли симфонией. Она исполнялась отдельно в концертах, и была основана с одной стороны, на итальянской скрипичной сонате, а с другой на 3-частном типе увертюры, введённом в семнадцатом веке Алессандро Скарлатти. Стамиц же разработал предклассический четырехчастный симфонический цикл – и был новатором в области формы.


Мангеймские мастера создали целую школу с прогрессивными творческими и исполнительскими традициями.

Симфонии мангеймских композиторов довольно быстро получили известность в других странах, издавались в Париже, Лондоне, Амстердаме, и уже в 1751 году в «Духовных концертах» в Париже была исполнена одна из симфоний Яна Стамица. Весной 1755 года в Париже состоялась премьера симфонии Яна Стамица с участием кларнетов. Он представил кларнет, как поющий духовой инструмент, бережно используя его регистры, и почти не пользуясь нижним. Два кларнета в составе оркестра уже закрепились в 1756 году. И хотя кларнеты в конце 70-х годов уже присутствовали в оркестрах Лондона, Парижа, Берлина и Петербурга, но только в оркестре Мангейма им поручались ответственные партии.


Ян Стамиц внёс новое, драмматическое содержание в симфонию и концерт. Это достигалось за счет усиление тематических контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамических переключений и других ярких выразительных средств.

Одновременно с оркестровой деятельностью Стамиц эпизодически выступал в Мангейме и других немецких городах и как солист-скрипач; он отлично владел также игрой на альте и виоль дамур. В 40-е и 50-е годы восемнадцатого века состоялись успешные концерты Стамица в Париже, где исполнялась его симфоническая и скрипичная музыка. В 1754 году он сыграл здесь свою сонату для виоль дамур и скрипичный концерт, соревнуясь с известным французским скрипачом Пьером Гавинье. О популярности Яна Стамица в Париже говорит появившийся в 1753 году, посвященный ему памфлет Фридриха Гримма «Маленький пророк из Бёмиш-Брода».


Искусство Яна Стамица, как руководителя Мангеймского оркестра, основано на претворении традиций чешской народной музыки и синтезе достижений чешских, австрийских, немецких и итальянских мастеров

Стамиц мог творчески воздействовать на свой оркестр одновременно как первоклассный дирижер, как знаток струнных инструментов, и как автор многочисленных симфоний.


Современники, которые высказывались о мангеймском оркестре, никогда не разграничивали впечатлений от исполняемой музыки и характера его исполнения. Все, что они улавливали в концертах, — это выдающееся значение струнной группы, подчеркнутые динамические эффекты, находки музыкальной светотени— было в равной степени свойственно сочинениям Стамица, его сыновей и других мангеймских композиторов. Музыканты младшего поколения были в большинстве его учениками.


Яну Стамицу принадлежит 74 симфонии — считается, что именно он первым стал систематически писать четырёхчастные симфонии, добавляя к более раннему трёхчастному циклу менуэт или трио перед финалом.

Стамиц написал большое количество камерной музыки, концертов для скрипки и духовых инструментов, в том числе и для кларнета, сонаты и каприсы для скрипки соло. Церковная хоровая музыка представлена Торжественной мессой, написаной в 1755 году.


Скончался композитор в 27 марта 1757 года, в Мангейме, в возрасте 39 лет оставаясь до конца жизни руководителем прославленной капеллы.

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: