Время культуры
Время культуры

меню

Концертная деятельность Гаспара Касадо

4363

Сегодня мы продолжаем наш рассказ о творчестве выдающегося виолончелиста XX века композитора и педагога Гаспара Касадо. Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с виолончельными миниатюрами композиторов Этьенн Мегюля, Камиля Сен-Санса, Габриэля Форе в исполнении Гаспара Кассадо.


Наталья Кочеткова: Главным содержанием, всем смыслом жизни виолончелиста Касадо станет концертная деятельность. Началом ее можно считать 1914 год - музыканту в это время было семнадцать лет. Первых успехов добился он на родине, в Испании. А далее следуют гастрольные поездки по разным городам и странам Европы. Прежде всего, он отправляется в Италию, привлекавшую его своими бесценными памятниками живописи, скульптуры, архитектуры. В 1934 году он окончательно поселился в беломраморной Флоренции. Отсюда он будет совершать гастрольные поездки, и всегда пользуется случаем посетить свою родину - Испанию. Сюда отправится он и в последний год своей жизни, и, скончавшись в 1966 году, будет похоронен в Барселоне.

В обширном репертуаре испанского артиста были лучшие произведения виолончельной классики - сюиты и сонаты Баха, Концерты Боккерини, Вивальди, Гайдна, Сен-Санса, Шумана, Лало, Дворжака, сонаты Брамса, Шопена, Дебюсси, Форе, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Ковалевского, Вариации на тему рококо Чайковского и это далеко не полный перечень. Играл он также и собственные сочинения. Наряду с мастерской интерпретации крупных форм ему замечательно удавалось исполнение виолончельных миниатюр. Именно их нам предстоит сегодня слушать. Несколько пьес французских авторов – Мегюля, Сен-Санса, Форе.

Этьенн Мегюль (1763-1817) во время французской революции 1789 года выступал активным ее деятелем, сочинил марш, увертюры для духового оркестра, предназначенные для шествий и грандиозных празднеств революций. Его «Походная песня» воспринималась равной Марсельезе. Тем не менее, творческий путь Мегюля начался до первых пушек, означавший взятие Бастилии, в том прежнем, аристократическом Париже, Мегюля знали как музыканта, исполнителя на клавесине, как композитора галантного стиля, которые символизировали пастораль, гавот, менуэт. Гавот - народный французский танец. В XVII веке стал придворным танцем, приобрел грациозный, а порой и жеманный характер. В исполнении Гаспара Касадо «Гавот» Мегюля. Партия фортепиано – Михаэль Раухайзен.

Камиль Сен-Санс – представитель музыкальный Франции конца XIX века, знаменитый своей оперой «Самсон и Далила» на библейский сюжет, Большой мессой, фортепианными концертами, особенно вторым. Сен-Санс однажды создал, как сам заметил, «шуточное произведение» - «Зоологическую фантазию «Карнавал животных». Здесь грозные цари природы львы, смешные петухи и куры, персонаж с длинными ушами, черепахи, а в музыке и юмор, и портретность в оправе отличного мастерства. Есть в ней и лирика, разлитая в красивой пьесе «Лебедь». Всемирную известность обеспечил этой музыки Михаил Фокин, поставивший для Анны Павловой балетную трагическую миниатюру «Умирающий лебедь». Пьеса Сен-Санса, в отличие от балетного образа, не имеет трагической окраски. Она рисует царственно красивую птицу, горделиво плывущую по спокойной, озерной глади вод. Чудную эту лебединую песнь автор поручает, конечно же, солирующей виолончели. Сен-Санс «Лебедь».

Из школы Сен-Санса вышел эмоционально отзывчивый и мягкий лирик, камерно элегичный и неизменно элегантный Габриель Форе, запоздалый Шуман Франции. Гаспар Касадо в сопровождении Джульетты Мендельсон-Джорждани (фортепиано) исполняет одну из самых популярных пьес Форе - «Пробуждение».

«Вечерняя песня» принадлежит перу самого поэтичного и мечтательного из романтиков XIX столетия - немецкого композитора Роберта Шумана. Эпиграфом ко всему его творчеству могло бы стать название одной из его фортепианных пьес – «Варум». Отчего? Так характерна для его музыки загадочность. В репертуаре Касадо давно присутствовал тонко психологичный виолончельный концерт Шумана. В программе исполняется «Вечерняя песня» Шумана. Партия фортепиано – Вилли Хаммер.

Название пьесы Антонина Дворжака «Индейская песнь» в первый момент озадачивает. Как мог возникнуть в творчестве чешского композитора, представителя славянской культуры, как мог возникнуть образ столь отдаленного континента? Дело в том, что в 1892 году Антонин Дворжак -один из самых авторитетных музыкантов конца XIX века - был приглашен в Америку, чтобы возглавить там Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Обучая студентов, в том числе музыкантов так называемого «коренного населения Америки», Дворжак познакомился с музыкой национального характера, ведь и в этой стране был свой фольклор, негритянский и индейский. Дворжак использует его в своих творениях – в знаменитой Симфонии из Нового Света, в широко известном в мире Виолончельном концерте. Те же мотивы найдут выражение в Сонатине для скрипки и фортепиано. Касадо сделает переложение для виолончели второй части Сонатины Дворжака. Она и называется «Индейская песня». Гаспар Касадо играет ее в сопровождении пианиста Михаэля Раухайзена.

Наряду с широко известными произведениями европейских мастеров репертуар Касадо украшают, освежают менее популярные, реже исполняемые пьесы, как, например, «Привет любви» английского композитора Эдуарда Элгара. Партия фортепиано – Джульетта Мендельсон-Джорждани.

Что ж говорить о том, с какой любовью играет выдающийся испанский виолончелист родную музыку Испании, своеобразным символом которой навечно остается серенада, соединившая нежность и пламя страсти с изысканной красотой напева в сопровождении гитары. «Испанская серенады» Исаака Альбениса прозвучит в завершении наших передач о Гаспаре Касадо.

В очередной передаче цикла мы познакомим вас с выдающимся дирижером - Андре Клюитенсом.


RadioBlago: На этом выпуск программы Времени культуры подошел к концу. В следующем выпуске музыковед Наталья Кочеткова расскажет о выдающемся дирижере французской школы Андре Клюитенсе.



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: