Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

среда / 24 мая 19.45 - В программе "Время культуры" передача, посвященная памяти скрипача Мирона Полякина.

Композиторы Модест Мусоргский и Игорь Стравинский

1385

Наша сегодняшняя передача вновь посвящена творчеству выдающегося дирижера французской школы XX века Андре Клюитенса.

Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с произведениями русских композиторов Модеста Петровича Мусоргского и Игоря Стравинского.


Наталья Кочеткова: Выдающемуся французскому дирижеру Андре Клюитенсу совсем не чуждой оказалась также русская музыка. Он заслужил признание одного из лучших зарубежных исполнителей таких произведений, как «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля, сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Он записал на пластинку оба фортепианных концерта Дмитрия Шостаковича в ансамбле с автором. Мы представляем в интерпретации Клюитенса одно из оркестровых сочинений Модеста Петровича Мусоргского. Оркестровая картина «Рассвет на Москве-реке» принадлежат к самым известным страницам творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, автора эпохальной оперы - народной музыкальной драмы «Хованщина». Выполняя роль вступления к опере, оркестровая композиция тем не менее обрела самостоятельную жизни, и часто исполняется в концертных программах. Она заслужила на это право, поскольку создана как законченная пейзажная картина. И вот, что говорит о ней Александр Николаевич Бенуа, присутствовавший на постановке оперы в Париже, знаменитых Дягилевских сезонах» 1911 года, называя ее лучшим местом в «Хованщине». Простейшими как будто средствами вызывается здесь убедительное и чарующее впечатление предутренней ласки, того момента, когда начинается для города новая каждодневная его юность, новая его чистота и невинность. Музыка рассвета, в самом деле, удивительно живописна. Из прозрачного мерцания скрипок обретает все более ясные очертания чистый мелодический мотив народно-русского склада и тема это будет неизменно повторяться в каждой из последующих вариаций. А сколько в музыке изобразительности! Как будто пар поднимается над водой в предрассветный час. Прокричали первые петухи, раздаются первые удары колоколов московских храмов и церквей, коих в белокаменной насчитывалось сорок сороков. Вот она – картина целомудренного утра Патриархальной Москвы семнадцатого века. И эта мысль в самом названии - «Расцвет на Москве реке». Андре Клюитенс дирижирует Национальным оркестром французского радио и телевидения.


Включение в концертную программу произведений Игоря Стравинского - бесспорное свидетельство и подтверждение высочайшего мастерства дирижера. В нашем случае – Андре Клюитенса. Дело в том, что музыка Стравинского настолько нетрадиционна, что требует от исполнителя как совершенного дирижерского жеста, так и огромного интеллекта, а также мгновенного отклика на ту шокирующую всякий раз непредсказуемость, которая составляет отличительную черту творчества композитора. Стравинский отдал дань поочередно всем направлениям и стилям современной авангардной музыки, его назовут в итоге «композитором тысячи и одного стиля».


Балет «Жар-птица» в биографии Стравинского - событие знаковое. Он четко определил начала так называемого «русского периода» в его творчестве. Своим рождением балет решительно обязан Сергею Павловичу Дягилеву, посвятившему всю свою жизнь делу пропаганды русского искусства. Меценат «без гроша в кармане», Дягилев поражал умением решать финансовые проблемы и обладал фантастической интуицией на открытии талантов. По его инициативе организуются в Париже «Русские сезоны»: симфонические, оперные, балетные. Успех был невероятный. Иносказательно повторяли: «В

арвары еще раз покорили Рим» для подтверждения триумфа, по мнению Дягилева, нужен был новый балетный спектакль, яркий и причудливый. Нужно было, иначе говоря, показать в Париже русскую балетную сказку. Дягилев не ошибся, заказывая музыку молодому Игорю Стравинскому. 25 июня 1910 года - дата премьеры «Жар-птицы» на сцене парижской Гранд Опера, это и точная дата начала мировой славы композитора. В 28 лет она лавиной обрушилась на него и более уже не покидала. Что до сюжета, то в нем сплелись мотивы трех народных сказок: про Ивана-Царевича, про Жар-Птицу, про Кощея Бессмертного. Да не он, не сюжет, составляет главную прелесть балета. Он не только размывается в сплетении нескольких сюжетных мотивов - под воздействием импрессионизма, прекрасная русская сказка преобразилась в утонченнейшее зрелище для избранных, в типичный образец искусства для искусства. Зато какая музыка, какой оркестр, какие восхитительные краски! Все номера балета основаны на противопоставлении двух миров: один - мир зла, мир строящих козни темных сил, он получает воплощение в стихийных диких ритмах, в жестоких варварских звучаниях «Поганого пляса Кощеева царства», например, и мир иной – воздушный, пряный. Вот, где раздолье рафинированной оркестровой звуковой палитры. Импрессионисты в плотной перегруженной мощи оркестра, которую они приняли от романтиков, как бы прорубили просеки, и в звуковом лесу стало больше воздуха.


Стравинский разредил звуковую ткань, и в разреженной атмосфере событием стала каждая нота. Он кладет на партитурами листы то чистые и звонкие, а то загадочные, туманные звуковые пятна, дразня невиданными их сочетаниями. Его изысканные краски помимо воли заставляют любоваться, любоваться золотым шитьем на изумрудном поле. К слову, в 1962 году, после сорокадевятилетнего отсутствия, Игорь Федорович Стравинский посетил свою родину - России. Выступил с концертом в Большом зале Московской консерватории. И то, как к дирижерскому пульту подходил восьмидесятилетний композитор, и то, как он движением руки извлекал из оркестра россыпи звуковых самоцветов «Жар-птицы», свидетельствовало о том, что перед нами классик музыки XX века.

Стравинский. Оркестровая сюита «Жар-птица» в исполнении Национального оркестра французского радио и телевидения под управлением выдающегося дирижера Андре Клюитенса.

Вступление. «Хоровод Царевен», «Поганый пляс Кощеева царства». «Колыбельная». Финал. Далее в продолжении цикла мы представим вам портреты русских мастеров – Ипполитова-Иванова и Глазунова.


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: