Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

среда / 24 мая 19.45 - В программе "Время культуры" передача, посвященная памяти скрипача Мирона Полякина.

Музей Анатолия Зверева - Музей АЗ

3571

Сегодня в нашей программе вы узнает о новом музее, который открылся на днях в Москве.

Музей российского художника Анатолия Зверева открыл свои двери старинного особняка в центре столицы на 2-й Тверской-ямской улице. Анатолий Зверев был и остается одной из самых значимых персон художественной жизни Москвы второй половины 20 века. Культовая фигура советского андеграунда, человек, который олицетворял собой все самые смелые и романтичные представления о художниках — отрицал общественные устои, был свободен и независим, вел асоциальные образ жизни и будто бы даже не имел собственного дома и жил, где придется. Писал картины часто тем, что попадалось под руку, а не только красками. И вся Москва стояла в очереди, чтобы получить потрет его кисти...

Судьба художника Зверева окутана бесконечными мифами и легендами. Но теперь, когда создан музей, образ гениального бродяги должен отойти на второй план, и настоящий великий мастер наконец проявится в полном объеме, считают организаторы.

Музей Анатолия Зверева назван коротко в две буквы «АЗ» - так художник подписывал все свои картины от самых небольших листков с зарисовками до крупных живописных полотен. Музей основан коллекционером и меценатом Натальей Опалевой и арт-куратором Полиной Лобачевской, которая много лет занимается популяризацией наследия Анатолия Зверева. В основу собрания музея легла личная коллекция Натальи Опалевой и дар дочери знаменитого коллекционера Георгия Костаки — Алики Костаки, которая подарила музею более 700 работ художника, архивные материалы и артефакты из собрания своего отца. На сегодняшний день в фондах музея «АЗ» находится свыше полутора тысяч произведений Анатолия Зверева и более 500 работ художников его круга — нонконформистов Плавинского, #Немухина, Рабина, Краснопевцева, Целкова и многих других.

Задолго до открытия музея организаторы, скажем так, подогревали интерес публики к этому событию. В 2012 году Наталья Опалева вместе с Полиной Лобачевской подготовили и провели выставку в Новом Манеже «Зверев в огне», где показывались уцелевшие после пожара на даче Костаки редкие работы художника. А год назад в том же зале Нового Манежа была представлена выставка «На пороге нового музея», которую посетили не менее 40 тысяч зрителей. Успех этого события только приблизил момент открытия персонального музея Анатолия Зверева.

И первую выставку музея было решено назвать «АЗ — это я как раз!», так звучит строчка из стихотворения Анатолия Зверева. Экспозиция посвящена биографии художника — тем людям, которые окружали его на протяжении всей жизни: семья, друзья, возлюбленные, коллекционеры, учителя, художники. 41 работа Зверева расположена на трех этажах музея. На первом «100 автопортретов», на втором портреты окружающих его людей под заголовком «Вокруг и около», на третьем — многочисленные изображения одной единственной женщины, музы художника Оксаны Асеевой.

Каждый зал музея расширяется в пространстве при помощи мультимедийных экранов — одна из четырех стен каждого этажа позволяет рассмотреть творчество художника в новом, современном ракурсе.

Подробнее об этом нам рассказала арт-директор музея Полина Ивановна Лобачевская.

Полина Лобачевская: Мы начинаем с биографии художника, написанной как бы им самим. Это автопортреты. Здесь их более 100, которые мы демонстрируем на экране. Потому что у нас нет возможности их показать так, в прямой подаче. Но мы избрали этот путь. Уж сегодня в 21 веке это один из самых выразительных способов показа его произведений. Вот в частности автопортретов, когда он всякий раз смотрит на нас. Мы видим во всех тонкостях психологии людей, которые здесь перед нами проходят. Их многообразие, разнообразие персонажей. Все вот это так сказать, удивительное построение. Я думаю, что оно обогащает. Вот этот вот прием видео-стены. Потому что это не экран в его банальном понимании. Это видео-стена. И такая видео-стена находится на каждом этаже и она на каждом этаже дополняет и объясняет по-своему материал, который находится в прямой экспозиции картин.

- Всего на первом проекте открытия музея мы увидим только 41 картину. Так мы сочли необходимым выстроить его биографию из его работ. Не утомляя пространство стен, не перенасыщая его, и не создавая чрезмерной суеты в картинах. Но экраны, которые мы показываем — они расширяют это пространство, они дают, как вы видите, возможность показать одномоментно большое количество работ. И тем самым как бы расширить то, что мы представляем в виде реальной экспозиции.

Диктор: На втором этаже в портретах окружения художника можно встретить много интересных и знакомых лиц. Вот первый школьный учитель Зверева по рисованию и черчению — Николай Синицын. Или вот человек, который первым организовал выставку художника заграницей в Париже еще в 1965-м году — французский дирижер и композитор Игорь Маркевич. Писатель Наталья Шмелькова, Историк Игорь Кузнецов, фотограф Игорь Пальмин. Здесь же присутствует и портрет Полины Лобачевской.

Полина Лобачевская: Вокруг и около — это все, кто его окружали, все, кто ему помогали, все, кто в его очень не простой жизни (он был человеком асоциальным, вне социума, вне государственной поддержки и помощи). И он существовал благодаря помощи людей, которые заказывали ему портреты, помогали ему выживать, часто одевали его. На бытовом уровне помогали, и так далее. И он их всех нарисовал. И осталась эта память в его великих портретах этих современников. Таким образом он заплатил им за добро добром. И это абсолютно такой, я бы сказала, христианский сюжет, когда все-таки добро торжествует. Когда они увековечены, они находятся в музее. Вот как он с ними замечательно расплатился за то добро, которое получил от них.

Диктор: Среди многочисленных портретов знакомых и друзей художника выделяется целая стена, посвященная семье Костаки — главный покровитель и коллекционер автора — Георгий Костаки и три его дочери Инна, Алики и Наталья. В воспоминаниях последней есть такая строчка: «Зверева папа очень любил, считал, что у него Божий дар. Относился к нему как к сыну». Хранитель и координатор проектов музея Наталья Волкова рассказала, как относились к художнику в семье мецената.

Наталья Волкова: Все три сестры, написанные им. Старшая сестра, та, которая отдала почку своему отцу и продлила надолго ему жизнь, младшая, которую он все время рисовал — Наталья, ренуаровский портрет, и Алика, в которую он был влюблен, которой писал стихи, и которая сказала: Толечка, ты, конечно, удивительный, ты, конечно, талантливый, у тебя очень много достоинств, но гораздо больше недостатков. Так что для семейной жизни ты не годишься — в этом смысле на нас не рассчитывай!

Диктор: Романтические отношения Анатолия Зверева и Оксаны Асеевой, которая была старше его почти на 40 лет, стали еще одной городской легендой. В качестве свидетельства этой любви остались сотни портретов, десятки тетрадей со стихами и сотни писем из Москвы в Москву, которые дни и ночи напролет строчил художник. Как рассказывают, он писал ее только молодой, молодой и красивой. Когда спрашивали — почему? Он говорил: «а я душу ее рисую, а душа у нее молодая». По воспоминаниям близких Зверева это были возвышенные отношения, которые продлились 17 лет. После смерти своей возлюбленной в 1985 году Зверев прожил еще год и тоже ушел.

Полина Лобачевская: Он был влюблен во вдову Асеева, музу Серебряного века, которая была очень прочно связана с культурой определенного периода, футуристического. Потому что жила эта семья в Харькове, это были пять сестер Синяковых. И они очень общались с самой такой яркой поэтической плеядой того времени в лице Хлебникова, Бурлюка, Пастернака, Маяковского и Асеев был в этой группе. Они все были поочередно влюблены в нее, но вышла замуж она за Асеева. И прожила с ним долгую, счастливую жизнь. Но когда она овдовела. Так получилось, что на ее пути возник наш герой, Анатолий Зверев. Он влюбился в нее. И 17 лет он посвящал ей стихи, как соревнуясь с плеядой тех выдающихся поэтов, особенно он соревновался с Хлебниковым, тоже влюбленным в свое время в Оксану Михайловну. И поэтому мы сочли возможным и нужным, как одну из ярчайших страниц в его биографии его связь и духовная, и человеческая, и ее поддержка его, они вдохновили его на большое количество портретов ее, которые являются вершинами женского портретирования. Мы в последствие сделаем еще выставку «Садись, детуля, я тебя увековечу», где покажем 100 женских портретов, но это других. Асеевой мы отводим особое место в его биографии, она занимает третий этаж. И мы увидим там 12 шедевров, выдающихся портретов, услышим прекрасные стихи, посвященные ей, которые читает дивный актер, Владимир Ильин, и в сопровождении хорошей музыки Ираиды Юсуповой. Увидим на экране, опять же на той же стене, мы увидим эту связь эпох. Вот как он сомкнулся. Он как бы подхватил это знамя авангарда из того века. И как пронес!

Диктор: Специалисты рассказывают, что Анатолий Зверев был одним из тех, кто первым превратил создание произведения в артистическое действие. О том, как Зверев пишет свои работы тоже ходили легенды — быстро, энергично, резко, с хитрым характерным прищуром глаз. Недаром Костаки назвал его «первым русским экспрессионистом». Как вспоминает Полина Лобачевская «за 2-3 часа могло родится пять портретов — и все разные, неожиданные, красивые». Зверев был чрезвычайно плодовитым художником, его наследие насчитывает несколько десятков тысяч работ.

Полина Лобачевская: Свыше 30 тысяч работ по официальному подсчету, не считая всех иллюстраций, так сказать, и всего того разнообразия его работ, которое невозможно подсчитать и понять, потому что она распалена по разным странам и находится в разных понятиях и в разных руках. И тем более ценным становится коллекция музея, который может ответственно разобраться и представить все это во всем жанровом разнообразии и многообразии, но сконцентрировав внимание на каждом разделе.

- Потому что к сожалению или к счастью, этот музей расположен всего на 550 квадратных метрах, это небольшое пространство, но для одного художника достаточно. Поэтому мы не можем представить всю коллекцию сразу во всем ее великолепии и разнообразии. И может быть это даже хорошо, потому что даст возможность более пристально и более внимательно подойти к каждому разделу этого удивительного наследия, удивительного!

Диктор: Как рассказала хранитель музея Наталья Волкова, при наличии большого количества работ Зверева, которые конечно отчитаются разным уровнем мастерства, важно правильно сделать отбор произведений для выставки, чтобы представить на суд зрителей исключительно шедевры.

Наталья Волкова: По нашему мнению, мы здесь собрали практически шедевры. Да, как говорят, он был не ровным художником, но невозможно каждую секунду рождать шедевр. Он был чистой воды гением, ну чистой воды. И невозможно... все говорят, ну он когда-то начинал писать все вот эти работы.. как говорят, за полстаканчика красного, за копеечку. Естественно! И средние и проходные и неровные были работы. Но он рождал их почти каждую минуту. Он или писал стихи, или рисовал. И конечно отбор — это самое главное, которое наш коллектив преследует, который преследует Полина Ивановна, главное — это отбор. И здесь мы отобрали работы — одни из лучших работ. И как мы считаем, каждый второй — шедевр.

Диктор: Нередки случаи, когда каталог едва поспевает увидеть свет вслед за прошедшей выставкой. В данном случае все иначе. Музей АЗ лишь недавно открыл свои двери посетителям, а в его издательском проекте уже несколько книг и каталогов, часть из которых получили авторитетную награду национального конкурса книжного дизайна Жар-книга 2014. Редактор издательского проекта и автор статей в каталогах и книгах музея Сергей Соловьев рассказал, почему имя Зверева так тесно связано не только с художественной, но и со словесной культурой.

Сергей Соловьев: Конечно, это идея Полины Ивановны Лобачевской, нашего арт-директора, обязательным образом создавать такие проекты, визуальная составляющая которых обязательно подкреплялась бы какой-то базой научной и литературной. Потому что и сам Зверев говорил — я по натуре поэт. Он искренне пытался соперничать с поэтами Серебряного века, потому что Асеева его возлюбленная как раз принадлежала к этой когорте. Он много читал. Многие считают Зверева этаким бомжом, бродягой, который в общем-то интуитивно делал почеркушки. На самом деле, судя по его трактатам, а он писал трактаты. Аж даже трактат о том, как написать трактат у него есть. Это человек очень высокой литературной культуры. Понимаете, знать наизусть всего Гоголя, Пушкина «Евгения Онегина» — ну не каждый бродяга у нас это может цитировать.

- И конечно, окунувшись в это во все, понимаешь, что и сегодня Зверева нужно рассматривать именно в таком очень широком мультимедийном пространстве: от выставки до видео и альбома. И тогда вот все это закольцовывается в такой интересный момент: когда ты можешь посмотреть альбом и прийти на выставку еще раз и прийти и увидев ее совершенно другими глазами, когда прочтешь то, о чем написано. То, что написано о людях, о его отношениях. Даже буквально о том, как создавалась каждая работа. На выставке это невозможно сделать. Сейчас уже не читают эти бесконечные, знаете, рулоны бумаги, которые висят на стенах, мимо них проходят. Подсчитано, что каждый человек на одну картину тратит не более 3,5 минут. Но вот этим издательским проектом мы попытались все-таки повысить какой-то градус разговора и уровень разговора. Не просто о гениальном бродяге, но о высоком действительно художнике, классике.

Диктор: Издательская программа музея включает книги и альбомы с работами художника - «100 автопортретов», «Зверев. Любовь», «Гоголиада Анатолия Зверева», «Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена», «Золотой осел Апулея в иллюстрациях Зверева». И всему этому предшествовала большая исследовательская работа с архивными материалами.

Сергей Соловьев: Большой розыскной материал. Например, иллюстрации Зверева к классике, к Гоголю, к Андерсену были обнаружены в архивах литературных. Все они были так или иначе разрознены. Лежали не в специальных каких-то фондах, а относились к разным категориям документов. И когда мы все это увидели и собрали.. конечно же, об этом знали, что такие материалы имеются.. Но когда увидели, насколько они высочайшего уровня, какой это класс. Особенно гоголевские иллюстрации. Насколько это захватывающий сюжет. Насколько они парадоксальны и необычны. То, конечно, сочли просто должными это публиковать. Ну, со всеми, естественно, соблюдениями авторских прав и прочее.

Диктор: Небольшое пространство музея подразумевает, что каждый период жизни и творчества художника будет подробно и детально рассмотрен в отдельной экспозиции. На данный момент уже запланировано 8 выставок, которые будут сменять друг друга, превращаясь в своего рода - «изо-сериал». Каждая новая выставка будет фиксироваться на пленку и станет кинодокументов прошедшего события. Затем все события и видеосюжеты будут собраны в один большой фильм о деятельности музея АЗ.

Полина Лобачевская: Вот мы хотим следующую выставку назвать «А не пойти ли нам в зоопарк?» Анималистика, в которой он был необыкновенным мастером, можно сказать, что мало с кем можно его сравнить по виртуозности этих рисунков. Он очень любил зоопарк, он очень много времени проводил в зоопарке. Его серии этих анималистических набросков — бесконечны. И я должна сказать, что также как и автопортреты, также как и анималистика — следующий проект — все сопровождается, иллюстрируется очень богатым книжным материалом есть не только прямой иллюстративный материал, но есть рассказ — и о создании, и о месте действия, и о том, что этому было, предпосылалось.. и связывалось как-то с его личной судьбой.

Диктор: Много вопросов возникает к организаторам музея относительно реальных фактов из жизни Анатолия Зверева. Слишком много всего рассказывают о нем, что порой бывает сложно отличить вымысел от правды. Для этого музей выпустил целую книгу, посвященную биографии Зверева, выполнена она по-зверевски легко, кратко и необычно. Название этого небольшого издания говорит само за себя - «55 фактов о художнике Звереве, которые могут быть интересны всем».

Сергей Соловьев: Вот как раз работая над таким биографическим сборником, эти мифы приходилось постоянно если не отвергать (ни в коем случае), а корректировать. Иногда же миф впитывает какие-то обще-витающие стоки страны — ну например... есть такой знаменитый миф о том, что Зверев на фестивале молодежи и студентов победил в таком спонтанном живописном конкурсе, и знаменитый художник Сикейрас присудил ему по мимо всех художников первую премию. Нигде в документах вот таких этого конкурса нет. Там премии все известные, художники такие премированные, официозные, значительные и так далее. Зверева нет. Но этот миф родился и ходил по Москве, что вот возник такой парень, который перебил всех американцев своими изысканными вещами. Точно так же миф о том, что Зверев страшно почитался у дипломатов, ему платили немыслимые деньги за портреты жен дипломатов. Есть такое. У нас на выставке есть портреты жен дипломатов. Это тоже миф о том, что наверное, иностранцы, конечно, ощущали новизну и модернизм Зверева, яснее многих наших официозных чиновников. Но эти мифы создаются неслучайно, как мы знаем еще из древности, каждый миф несет немного правды. И нужно ли их всегда развенчивать, непонятно. Иногда мы их просто оставляли. Что писал веником картины? Да, возможно. Что спал, где придется — пусть этот миф остается, хотя у него была и квартира, и в принципе это не был бомж, как в нашем понимании. То есть, мифы создаются для того, чтобы воспринять то, что не хватает — какой-то духовной пищи, какого-то духовного наполнения. Того, что не отвечало образу настоящего художника, того, что было выхолощено в советское время.

Диктор: Наряду с мифами о художнике после его смерти большое развитие получили всевозможные подделки, картины «под Зверева» и другие фальшивые произведения как будто бы кисти легендарного художника. Музей АЗ в этой ситуации может стать хранителем эталонных вещей Зверева, сравнение с которыми не выдержит ни одна фальшивая.

Наталья Волкова: Это будут эталонные работы, и потому, приходя, все равно глядя, люди, они поймут, что у них дома или еще где-то, они поймут, что это не он, что это фальшивые работы, что это под него, что это подделка. Это видно. Это нужно глядеть-глядеть. Его мазок невозможно спутать. Но еще я вам могу сказать, что работаю около 20 лет с наследием Зверева вместе с Полиной Ивановной помимо чувства глубокого восхищения. Главное у меня лично — бесконечного удивления. Потому что когда мы получаем одну коллекцию, мы говорим: это не он. Это не он. Мы такого не видели никогда. А нам говорят: он, он похожий. Все понятно, Зверев, узнаваемый. Мы получаем опять и говорим: это не он. Потому что не знают Зверева. И мы не знаем, и мы идем, узнавая и узнавая его.

- Он разбросан по миру, он разбросан по коллекциям, по Европе, по Америке. Говорят, чуть ли ни в Сингапуре. Огромное количество было вывезено. Он не считал ничего, вывозили в рулонах и в чемоданах. И нам предстоит, я думаю, много открытий. Дай Бог. Это очень интересно!

Диктор: Музей Анатолия Зверева «АЗ» расположен в Москве по адресу: 2-я Тверская-Ямская улица, дом 20-22, ближайшая станция метро «Маяковская». Пространство залов не сможет вместить более 50 человек одновременно, поэтому посещение экспозиции построено по системе сеансов. Для посещения музея вам необходимо забронировать билет на официальном сайте www.museum-az.com или по телефону (495) 730 55-26. Дети до 7 лет могут посетить Музей АЗ бесплатного.

На этом программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: