Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

среда / 22 ноября 19.45 - Памяти оперного певца Дмитрия Хворостовского

Музыка Сергея Прокофьева

1226

История знает немало композиторов, прославившихся при жизни и в качестве исполнителей. Таковы великие исполнители Моцарт и Бетховен, Шопен и Лист, Скрябин и Рахманинов, выдающиеся дирижеры – Вагнер и Рихард Штраус, Малер. Таков и наш гениальный соотечественники Сергей Прокофьев. Путь Прокофьева можно назвать «гармоничным». Он навсегда сохранил верность фортепианному жанру. Пока позволяло здоровье, любил играть свои сочинения сам. Прокофьев - пианист, выступая интерпретатором собственной музыки, открыл всему миру Прокофьева - композитора.


Регулярно заниматься игрой на рояле Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953 гг.) начал в семилетнем возрасте, под руководством матери. И уже скоро поражал окружающих свободным чтением с листа и невероятным музыкальным воображением. В дальнейшем развитие начинающего композитора сопровождалось совершенством музыкальной техники, в свою очередь стимулировавшей творчество. Через четыре года Прокофьев продолжил уроки с Рейнгольдом Глиэром, которому были поручены занятия по композиции, а также общее развитие музыкальное талантливого мальчика. В 1905 году, уже учась в Петербургской консерватории, Прокофьев поступил в музыкальный класс Александра Винклера. Однако окончательное формирование блестящего пианистического таланта Прокофьева произошло в классе знаменитой Анны Николаевны Есиповой, у которой он завершил консерваторский курс в 1914 году. Настоящим триумфом Прокофьева-композитора и пианиста стало выступление на выпускном экзамене, где он блестяще исполнил собственный Первый фортепианный концерт и завоевал первую премию имени Антона Григорьевича Рубинштейна. До нас дошли записи Третьего концерта для фортепиано с оркестром до мажор. Архивная запись. Лондон. 1942 год.

Сейчас вы услышите в исполнении Сергей Прокофьева первую часть концерта Andante - Allegro. Исполняет Лондонский симфонический оркестр. Дирижер – Пьеро Кополла. За роялем – автор.


Довольно длительный период карьера Прокофьева-композитора развивалась вместе с карьерой Прокофьева-пианиста. Первое время он исполнял преимущественно собственные произведения. Однако после поездок за рубеж значительно расширил содержание своих концертных программ. В основном пианистический репертуар Прокофьева сложился еще во время обучения в консерватории. Он играл произведения как западноевропейских – Баха, Шуберта, Шумана, Шенберга так и русских композиторов – Скрябина, Чайковского, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, Мясковского. Его интерпретации всегда отличались глубоким проникновением в исполняемую музыку и необычайным пианистическим блеском. Популярность Прокофьева-пианиста в 1920-е и 1930-е годы соперничала с популярностью Прокофьева-композитора. Позже он выступал на эстраде уже значительно реже, предпочитая отдавать все свое время композиторскому творчеству. К концу жизни его пианистические выступления почти совсем прекратились. Исключения составляли лишь творческие вечера и демонстрация новых сочинений.

Фортепианное мышление Прокофьева охватывало огромный диапазон. От интимно-камерных миниатюр до музыкальных полотен грандиозного масштаба. От хрупких мимолетностей, ласковых сказок старой бабушки, до титанических взлетов духа шестой, седьмой, восьмой сонат.

Сергей Прокофьев. Andante assai. Из «Сказок старой бабушки». Архивная запись 1920-е годы. Исполняет автор.


Многие особенности фортепианных произведений композитора определяются основными чертами его пианизма. Уже в начале своей артистической карьеры. Он поражал современников своей необычностью и парадоксальностью исполнительской манеры. Как будто специально, а может, так оно и было, находя приемы игры резко отличающиеся от общепринятых.

В эпоху расцвета салонно-романтического пианизма Прокофьев играл жестким прозрачным туше, ритмически четко прослеживая логику линий, отмечая фразеровку резкими акцентами и смелыми паузами, нарочито печатая каденции, с графическими росчерками пассажей. В исполняемых им собственных произведениях той поры преобладали приемы мартеллато (игры через руку, скачки). Основные черты этой манеры можно проследить в записях игры Прокофьева, сделанных в начале 1920-х годов. Особенно интересна в этом отношении Фантазия на тему сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шахерезада», напоминающая гравюру, выполненную с колористической яркостью живописного полотна.

Играет Сергей Проклофьев. Архивная запись 1920 года. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Фантазии на темы « Шахерезады».


С годами пианистическая манера Прокофьева ощутимо изменилась – туше стало мягче, звук объемнее и богаче, интерпретации, сохранив прежнюю яркость, значительнее и глубже. Лирика, так долго скрываемая, вышла, наконец, на первый план. И игра приобрела ни с чем не сравнимое эмоциональное воздействие. Особенное поражало яркое выявление содержания музыки при исполнении собственных произведений. И сегодня вряд ли найдется пианист, который в этом отношении мог бы сравниться с автором.

Звучит вторая часть концерта № 3 для фортепиано с оркестром до мажор. Тема с вариациями. Исполняет Лондонский симфонический оркестр. Дирижер – Пьеро Коппола. За роялем – автор. Архивная запись. Лондон. 1932 год.




Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: