Время культуры
Время культуры

меню

Памяти Юрия Любимова

4254

Сегодня выпуск программы «Время культуры» посвящен памяти легендарного режиссера, актера, педагога Юрия Петровича Любимова. Признанный мастер и учитель скончался 5 октября в Москве в возрасте 97 лет. В программе прозвучат воспоминания коллег, друзей и поклонников творчества Любимова, уход которого ознаменовал собой окончание целой эпохи в жизни страны и театра.

Юрий Любимов был ровесником октябрьской революции, он родился в Ярославле в семье учительницы и работника торговли. Дед Любимова, трудолюбивый и набожный человек, сумел устроить крепкое хозяйство и считался зажиточным крестьянином. Отец Любимова женился вопреки воли родителей и переехал из деревни в город, где у него и родился сын.

Позже, когда семья уже перебралась в Москву, не пролетарское происхождение Юрия Любимова не позволило ему окончить школу, и после 7-го класса он поступил в электромеханический техникум. Но параллельно с обучением посещал хореографическую студию, где занимался по методике Айседоры Дункан.

В семье будущего режиссера большое внимание уделялось воспитанию детей. Родители страстно любили книги и чтение, все вместе посещали театр. В 17 лет Юрий Любимов был принят в Студию при МХАТ-2, на сцене которого и сыграл свою первую, правда, эпизодическую, роль. Но вскоре театр был закрыт, а трупа расформирована. Тогда Юрий Любимов поступил в училище при Театре имени Евгения Вахтангова и сразу же был приглашен на одну из эпизодических ролей в главный спектакль того времени - «Принцесса Турандот».

По окончании училища в 22 года Любимов был призван в армию и отправлен на Финскую войну. Во времена Великой Отечественной служил в ансамбле песни и пляски НКВД, который создали для поддержания боевого духа советских войск.

После возвращения артиста на родину в 46-м году Юрия Любимова зачислили в трупу Театра имени Вахтангова, в котором он прослужил почти 18 лет и на сцене которого исполнил свыше 30 ролей. Одновременно с работой в театре Любимов активно снимался в кино, на его счету около двух десятков фильмов.

Но мировую славу Юрию Любимову принесла его режиссерская деятельность. Первой постановкой была пьеса Александра Галича «Много ли человеку надо» на родной вахтанговской сцене. Затем в 63-м году после 6 месяцев работы со студентами третьего курса Щукинского училища на свет появился спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. Постановка, которой было суждено открыть новую страницу в истории театра и перевернуть представление о советском сценическом искусстве.

Российский актер театра и кино, режиссер Евгений Герасимов вспоминает о том времени, когда сам был студентом Театрального училища имени Бориса Щукина.


Евгений Герасимов, актер театра и кино, кинорежиссер: Я пришел в Щукинское училище именно тогда, когда из Щукинского училища вышел блистательный курс и появился театр на Таганке, появился «Добрый человек из Сезуана». И каждый из нас мечтал, что вот с выпуском возможно наш курс, если рядом будет талантливый человек, такой, как Любимов, то мы вполне можем стать театром. Но таких талантливых, как Любимов, не так много. Их единицы... Самое большое впечатление для меня был Добрый человек из Сезуана. Я просто видел спектакль. И каждый спектакль, когда я приходил на Таганку, был для меня огромным впечатлением.


RadioBlago: Театр на Таганке вспыхнул как комета, хвост которой еще долго освещал небосклон для других небесных тел культурной жизни Советского союза. Спектакль произвел на всех настолько сильное впечатление, что молодому режиссеру было предложено взять на себя руководство Театра драмы и комедии, который располагался на Таганской площади и буквально доживал свои последние годы. 23 апреля 1964 года постановкой «Добрый человек из Сезуана» открылся новый театр Москвы - Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. У режиссера и его театра начался мощный и стремительный взлет...

Журналист, радио- и телеведущий Михаил Гусман рассказал, каким успехом у зрителей пользовались спектакли легендарной Таганки в те времена.


Михаил Гусман, журналист, радио- и телеведущий: Театр, который не просто любили театралы, зрители, любители. Но это был театр со своей потрясающей гражданской позицией, со своим неповторимым театральным почерком. Я был студентом, жившим в своем родном городе Баку, так я прилетал специально на спектакли этого театра. И когда через несколько лет рассказал об этом Юрию Петровичу, то даже не встретил его удивления, потому что, как выяснилось, тысячи и тысячи вот таких же молодых людей, как я со всего бескрайнего союза прилетали, чтобы попасть в театр. И вздохнуть тот неповторимый театральный и гражданский дух, чем был пропитал театр на Таганке и который привнес туда Юрий Петрович Любимов. Мир его памяти!


RadioBlago: В середине 70-х годов популярность Театра на Таганке достигает мировой величины — на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» в постановке Любимова с Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при конкурса. Таганка стала одним из театральных центров мира.

Тем временем Юрий Любимов начал новый виток творческой деятельности — на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви». С тех пор Любимовым было поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира.

В тоже время в родном Советском союзе словно не замечают мирового успеха театра и его создателя, к постановкам у официальной власти появляется все больше претензий, часть спектаклей снимают с показов, другие запрещают к репетиции... Народный артист России, актер Юрий Доронин рассказал о внутренней и внешней политике Театра на Таганке того времени.


Юрий Доронин, актер, Народный артист России: Он был сам актером и до мизинца выстраивал роль актеру, так что актер никогда не выходил не подготовленный профессионально. И он не позволял работать в полруки. Потому что если спектакль не получался, например, по Островскому, то он просто этот спектакль снял и сказал, что он не соответствует уровню театра.

- Очень был добрым в личностном. Я несколько раз у него денег занимал и он даже не напоминал. Но я всегда отдавал.

- У нас был удивительный случай, Юрий Петрович мне сказал, чтобы я сделал ревизию спектаклей. Я спросил: Юрий Петрович, а в чем дело? Он говорит — ну вот, на нас наезжают.. И когда я проводил ревизию, я был поражен, что даже многие члены ЦК, наркомы партии именно ходили на спектакли, на которые было больше всего нападков — на «Мастера и Маргариту». И он очень этому обрадовался. Говорит, это хороший козырь и теперь я могу пойти и с ними воевать.

- Потому что очень многие спектакли были впервые поставлены на сцене театра. Например, впервые была поставлена повесть «А зори здесь тихие», которую не пропускали. Говорили: ну что же, там женщины погибают... И только благодаря тому, что Борису Васильеву дали первую премию за лучшее произведение о войне, спектакль пропустили. На этом спектакле, кстати, единственный раз был Леонид Ильич Брежнев, который в театр не ходило правительство, потому что не было ложи тогда.

- Когда его стали потом приглашать, он сказал «я больше не пойду, потому что не хорошо, когда плачет генеральный секретарь», потому что спектакль, действительно, я его видел много раз, но все время к концу плакал.

- В свое время был поставлен Пугачев Есенина, до этого даже Меерхольд, у него не получилось. Гениально играли и Губенко, и высоцкий, и Филатов, и Ульянова.

- Ну и конечно то, что он действительно, зажег столько актерских звезд, столько режиссеров: Васильев, Погребничко, Арцибашев, Эфрос.. и целое созвездие актеров: Филатов, Хмельницкий, Высоцкий, Губенко, Фарада, Золотухин, Желудев, Шаповалов, Славин, Демидова, Сайко... Всех он вырастил. И воспитывал нас не только с профессиональной точки зрения, но и с гражданской. Мы всегда старались как-то откликнуться на то, что происходило, потому что он всегда говорил «Театр вне политики — это не театр».


RadioBlago: Своим убеждениям Любимов не изменял и в поздние годы жизни. Политический деятель Владимир Жириновский признался, что всегда уважал признанного режиссера за гражданскую позицию и смелость, которую ему однажды пришлось испытать и на себе.


Владимир Жириновский, политический деятель: Лет 10 назад я обратился к режиссерам практически всех московских театров разрешить мне прийти и принять участие в спектакле, экспромтом. Идет спектакль, сцена, вдруг — входит человек. Как себя поведут артисты, зрители. Никто не разрешил, только он. Но видимо, его помощники немножко переиграли и мне разрешили выступить со сцены театра после первого отделения, без актеров. Но все равно, он дал команду, разрешили. Единственный.


RadioBlago: Единственным Юрий Любимов был и для тех, кого он поддержал в самом начале творческого пути. Народный артист России Сергей Арцибашев рассказал, как еще будучи студентом ГИТИСа был приглашен Любимовым в свой театр в качестве актера и режиссера. Арцибашев поставил две новеллы Володина и Петрушевской, Любимов добавил третью и получился дипломный спектакль «Надежды маленький оркестрик», который затем был выпущен на сцене Театра на Таганке.


Сергей Арцибашев, Народный артист России, актер, режиссер: Воспоминаний много, поскольку для меня Юрий Петрович такой крестный отец профессии, он взял меня со студенческой скамьи. Мало того, что взял в театр, он выпустил мой спектакль «Надежды маленький оркестрик» и я и играл. Он вывел меня на эту легендарную сцену с моим спектаклем и в главных ролях в этом спектакле. Поразительно, конечно, что посмотрел Любовь Петрушевской... тут же он встал и сказал «пройдем-те ко мне в кабинет, у меня есть разговор». И пока мы шли с малой сцены до его кабинеты по длинному Таганскому переходу подземному, он уже все мне изложил, все, что хотел. Сказал, что у меня есть две готовые новеллы Володина и Петрушевской, а у него есть пьеса одноактная Злотникова. Из этого можно было бы сделать триптих городских новелл. И когда мы пришли в кабинет, нам сотавалось только пожать руки и договориться. Он дал мне пьесу и договорились, когда мы встретимся через две дня. Поэтому судьба моя была решена буквально. Но это мог позволить себе только гений, который мог что-то уловить в этих студенческих работах. А потом этот спектакль более 500 раз прошел на сцене.


RadioBlago: Спектакли Юрия Любимова в Театре на Таганке зажигали не только новые звезды среди актеров и режиссеров, но и сердца зрителей, которые воспитывались и росли на постановках любимого мэтра. Фоторепортер, журналист и общественный деятель Виктория Ивлева призналась, что театр Любимова создал ее такой, какая она есть теперь.


Виктория Ивлева, фоторепортер, журналист и общественный деятель:

- Это театр, который меня вырастил, это Театр, которой... если я то, что я есть, то в этом и заслуга огромная Таганки. Я из тех таганских безумных зрителей, которые ночами стояли за билетами, которые грелись у костров, чтобы не замерзнуть, первыми пробиться к кассе. Я осталась верна Таганке, я думаю, что это лучший театр в моей жизни. И ничего равного Таганке в театральном в моей жизни никогда не будет.

- Я думаю, что Юрий Петрович — гений, я очень редко бросаюсь этим словом. Я думаю, что Юрий Петрович и театр воспитывали нас всех тому, чего сейчас нет, и тому, что ушло. Я думаю, что прежде всего это была свобода — свобода, свобода и свобода, порядочность, честность, достоинство. Я думаю, что это были всегда выдающиеся актеры, выдающиеся постановки, выдающиеся «придумки», необыкновенные театральные изыски потрясающие, которые потом все пытались повторить, у кого-то это получалось, у кого-то не очень. На самом деле, я вот плакала сейчас, а на самом деле, я абсолютно счастлива, что в моей жизни была Таганка, был Юрий Петрович. И еще раз — это выдающаяся, великолепная жизнь. Дай Бог каждому прожить хоть что-то подобное.


RadioBlago: Легендарный фотожурналист Юрий Рост в свое время сделал один из наиболее известных снимков Юрия Любимова. Именно этот образ останется в его памяти самым ярким воспоминанием о мастере, рассказал фотограф.


Юрий Рост, фотограф, журналист, актер: Образ могу сказать... он сидит в кабинете в своем и держит японскую театральную маску в руках и у него абсолютно счастливое и расслабленное выражение лица. Он всегда был такой, как будто он держал себя в руках, это я помню очень хорошо. И когда мы были на дне рождения Антонины Гуэр, он мне просто сыграл такой маленький спектакль около этой знаменитой гостиницы в Римене, где снимался фильм Амаркорд. Он там сыграл такого неизвестного прохожего. Но очень хорошо мне известного. - да, прожил огромную жизнь, он был востребован своим временем. И он вместе с этим временем ушел в один день.


RadioBlago: 80-е годы для трупы и зрителей Таганки стали временем серьезных испытаний. Все началось со смерти Владимира Высоцкого. Затем последовал запрет спектакля, посвященного его памяти . Сразу после под запрет попадает и новая постановка «Борис Годунов». Юрий Любимов уезжает в Великобританию и ставит там «Преступление и наказание» Достоевского в лондонском театре «Лирик». После обличительного интервью газете «Таймс» Юрия Любимова снимают с должности художественного руководителя созданного им театра, а затем лишают советского гражданства. Упоминание о нем во время спектаклей ставят под запрет, имя режиссера стирается с афиш и программок Театра на Таганке.

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе, его постановки получали высшие театральные премии и награды. Но в 88-м году он с триумфом все же возвращается на Родину. Политическая ситуация изменилась. Ему возвращают театр, гражданство и право ставить запрещенные ранее спектакли. Так у любимой зрителями Таганки началась вторая жизнь.

Историк и тележурналист Николай Сванидзе рассказал о том, каким запомнит Юрия Любимова.


Николай Сванидзе, историк, тележурналист: Огромный человек, который прожил огромную жизнь, почти век. Никогда не уступал этому веку, жил в страшное время в страшной стране, ничего не боялся, не боялся власти. Всегда был уверен, что он умнее и сильнее этой власти. Исполнил, наверное, свою главную мечту — сделал свой театр, и какой театр! Великий театр! Любил своих зрителей, зрители очень любили его. Очень масштабный человек, который нес с собой эпоху и эпохе в нем было не тесно.

- Мы были знакомы. Невозможно двумя словами описать, потому что очень масштабный человек. Нельзя сказать, там хороший, плохой, очень большой человек, очень большой человек, очень разный, очень глубокий, большой!


RadioBlago: На протяжении всей творческой судьбы над созданием спектаклей Любимов работал с композиторами #Шостаковичем, Шнитке, Денисовым, Сидельниковым, Мартыновым. Философ и композитор Владимир Мартынов рассказал, что ему иногда было сложно работать с режиссером Юрием Любимовым, но это было не так важно, каквозможность совместного творчества с великий человеком.


Владимир Мартынов, философ, композитор: Мне наверное, было достаточно, с одной стороны - трудно работать, потому что у нас разные совершенно эстетические подходы, разные художественные подходы. Но разность этих подходов уходила на второй, на третий, на десятый даже план, потому что масштаб его личности. Его антропологический масштаб снимал все эти антогонистические вещи. И они становились совершенно не важны, лишь бы быть в прикосновении с ним, лишь бы быть в единой ауре с ним. И это снимало все остальные вопросы.

- Огромный человеческий масштаб, который покрывает и снимает все противоречия. Вот это диалектическое снятие противоречий — для меня это так. Он там очень острый, полемичный, заостренный и так далее. Но на поверку получается так, что вот эта диалектичность, борьба противоположностей у него как-то снимается и приходит на новый синтаз какой-то.

- Для меня это тот антропологический тип, которого больше уже нет. Это та каста, та порода людей, которая относились Фелини, Антониони, Горовец, Шостакович.

- Мишель Фуко еще в 66-м году еще в своей знаменитой книжке «..вещи» написал, что человек исчезнет так, как исчезает лицо на прибрежном песке, смытым волной. И вот мне кажется, что с уходом Любимова действительно исчезает тот тип человека, который мы в XX веке еще считали человеком. Сейчас мы вступаем в какую-то совершенно новую эпоху, где этого понятия Человека уже нет. И просто действительно, это очень рубежный момент сейчас происходит. И знаковый момент, уход Любимова, можно сказать, что это исчезновение Человека.


RadioBlago: Во время прощальной церемонии с Любимовым в Театре имени Вахтангова в зале звучала музыка Владимира Мартынова, а на сцене висели декорации одного из последних спектаклей мастера по роману «Бесы» Федора Достоевского. Гроб был установлен на сцене, справа от него портрет Юрия Петровича Любимова с траурной лентой, слева икона Николая Чудотворца и под ней горели две свечи.


Владимир Мартынов, философ, композитор: Это очень сложное чувство, потому что смерть — это всегда скорбь и такие чувства тяжкие и темные, и так далее. Но все-таки Юрий Петрович несмотря на то, что он не вел активной церковной жизни, он был православный человек, безусловно, верующий человек. И поэтому, понимаете что? Смерть это и какой-то шаг к преображению, поэтому здесь очень много светлого. Понимаете, с нового времени, начиная с того же Моцарта мы читаем Requiem Aeternam — Реквием - что-то очень мрачное, но если мы переведем — Requiem Aeternam — это вечная память. Lux Aeterna — это вечный свет. То есть, человек идет на встречу с вечным светом, это скорее радостное событие. Это для нас печаль, потому что мы лишаемся Юрия Петровича. Но для него это скорее событие радостное, я думаю...


RadioBlago: Проводить маэстро в последний путь к Театру Вахтангова пришли более 3 тысяч человек. По его собственной воле прощание проходило в стенах театра, с которого начался творческий путь великого русского режиссера. Он завещал, чтобы церемония проходила без официальных речей и аплодисментов. Зазвучал «Магнификат» Владимира Мартынова и занавес медленно стал закрываться. После того как занавес открылся вновь под духовно-народное песнопение ансамбля Покровского все присутствующие проводили Юрия Любимова в последний путь.



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: