Время культуры
Время культуры

меню

Пианист Эмиль Гилельс

1885

В нашей передаче вы услышите о творчестве Эмиля Гилельса. Творчество Гилельса справедливо относят к наивысшим достижениям пианизма XX столетия. Во всем мире общепризнанно феноменальное и почти не знающее себе равных мастерство музыканта.

«Есть в мире много талантливых пианистов и несколько больших мастеров, которые возвышаются над всеми. Эмиль Гилельс – один из них», – писала в 1957 году «Юманите».

А вот цитата из «Майнити симбун» в том же году. «Титаны фортепиано, подобные Гилельсу, рождаются раз в столетие».

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе в семье скромного конторского служащего. Родители Эмиля не были музыкантами, но дома стояло фортепиано, и это обстоятельство, как нередко случается, сыграло не последнюю роль в судьбе будущего артиста.


Он рано начал заниматься музыкой. Первым его педагогом стал Яков Исаакович Ткач, в своё время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо. Учителем же Рауля Пюньо был Жорж Матиас, ученик Шопена. Я.И.Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело. Гилельсу было всего девять лет, когда педагог написал в его характеристике: «в дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба».


11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории. В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию, в класс Б.М.Рейнгбальд. Б.М.Рейнгбальд распознала в юном музыканте будущего художника. В статье «Годы учебы Эмиля Гилельса», появившейся в 1938 году, она писала: «...Он замечательно улавливал форму и стиль исполняемого произведения... К произведениям лирического характера он не питал интереса; проходя их в классе, мы избегали играть их в концертах. Я стремилась сохранить его индивидуальность, не навязывая ему ничего чуждого, ожидая, что со временем все придет естественным путем, и великие романтики Шуман и Шопен найдут в Гилельсе прекрасного интерпретатора, как это и получилось в действительности». Звучит третья часть Largo из 3-й сонаты Шопена си-минор.


В 1931 году Эмиль Гилельс играл на Всеукраинском конкурсе в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: «Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать». В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. «Хорошо помню - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал».


Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г.Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер и Эмиль Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: «Гилельс прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это».


«Биография Гилельса... – пишет Нейгауз, – замечательна своей неуклонной, последовательной линией роста и развития. Многие, даже очень талантливые пианисты застревают на какой-то точке, дальше которой особенного движения (движения вверх!) не наблюдается. Обратное – у Гилельса. Из года в год, от концерта к концерту его исполнение расцветает, обогащается, совершенствуется».


В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Феинберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным, достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами – со времени своих великих учителей. Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха – он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

В исполнении Эмиля Гилельса звучит Фортепианный концерт №1, часть 3 - Allegro con fuoco

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: