Время культуры
Время культуры

меню

Прохоровское поле

267

В 2018 году Россия отмечает 75-летие победы в Курской битве. Этот выпуск передачи мы хотим посвятить памяти о великом Прохоровском сражении.

12 июля - памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение между советской и германской армиями. Командование советскими танковыми соединениями осуществлял генерал-лейтенант Павел Алексеевич Ротмистров, а немецкими - Пауль Хауссер. Немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали.

Программу торжественных мероприятий, посвященных годовщине победы в битве на Курской дуге обсуждали на заседании в Музее Победы на Поклонной горе в Москве. Оргкомитет, который занимается подготовкой к торжествам возглавил министр культуры России - Владимир Мединский. Памятные мероприятия будут проводиться в течение всего года в Прохоровке, Белгороде, Курске, Орле и Москве. Министр особенно подчеркнул значение Прохоровского сражения в ходе битвы на Курской дуге.


Владимир Мединский, министр культуры России: Где-то недавно прочитал, что только два танка «Тигр» было под Прохоровкой во время сражения подбито... Прохоровка, собственно, стала синонимом Курской битвы. Масштабное танковое сражение стоит в одном ряду с важнейшими национальными символами Великой Отечественной войны.


Radio Blago: В память о погибших под Прохоровкой 3 мая 1995 года к 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне в Прохоровке был открыт Храм Святых Апостолов Петра и Павла (день празднования этих святых приходится на 12 июля, день сражения). На мраморных плитах его стен высечены имена 7 тысяч погибших здесь воинов. О событиях на Прохоровском поле, из воспоминаний очевидцев в нашей студии рассказывает Игумения Ксения (Зайцева), настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.


Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря: Три великих ратных поля есть в России: Куликово на Дону, Бородинское под Москвой и Прохоровское в Белгородской области под Курском. Духовно соединенные в одно великое пространство, они являются неразрывно целой святыней России и подлинными чудесами той местности, где находятся.

На Прохоровском поле 12 июля 1943 года шла величайшая по своему размаху битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности одновременно с обеих сто­рон участвовало свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации.

То, что происходило здесь, очевидцы сравнивали с адом: небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри машин боеприпасы. Горела не только техника, но и весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались врукопашную. Битва дли­лась до позднего вечера.

Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации от 26 ап­реля 1995 года объявлены заповедными, создан государственный воен­но-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», включающий в себя и Памятник Победы — звонницу.

Музей-заповедник расположен в двух километрах от западной окраины поселка Прохоровка. Там проходил передний край обороны наших войск летом 1943 года. В канун дня Победы состоялось торжественное откры­тие звонницы, на которой была установлена доска: «Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

Белокаменная четырехгранная звонница взметнулась ввысь на пятьдесят два метра над полем славы. Ее венчает величественная золоченая фигура Божией Матери (высота скульптуры 7 м.), простирающей над Россией Свой омофор. Богородица освящает Своим покровом третье ратное поле России, укрывая и всех нас от бед и напастей.

В верхней части круглого беломраморного барабана, поддерживающего сферу, золотом сияют укрепленные на медной пластине в старославянском стиле слова из Священного писания: «Болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна. 15, 13).

Через каждые 20 минут бьет колокол, три раза в час, что символизирует три поля ратной отечественной славы. Первый звон — о героях Куликов­ского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бо­родино, верных сынах России. Третий — память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом. Колокол массой 3,5 тонны расположен под куполом звонницы, образованным устремленными ввысь вертикальными стелами и барабаном.

Монумент отражает начало сражения, перелом, победу. Как белые свитки текут пилоны монумента, разделенные по граням сквозными, под­нимающимися на всю высоту проемами. В нижней части каждого пилона располагаются дополнительные проемы в виде округлых «триумфальных» арок, поднятых на одну пятую его высоты, сориентированных по сторонам горизонта. Благодаря такому композиционному решению памятник приоб­ретает воздушность, изящество; его створки-проемы — словно открытые на все стороны света двери.

Четыре пилона звонницы, олицетворяющие четыре года войны, вклю­чают 24 горельефа (по шесть на каждом пилоне) с многофигурными ком­позициями, насчитывающими до 130 образов. Четыре верхних горельефа каждого пилона венчают арочные полукружия. Их тематика отражает православное миропонимание русского народа.

Западный пилон посвящен началу войны. Без объявления войны 22 июня 1941 года — в день церковного праздника Собор всех святых, в земле Российской просиявших — враг вторгся на территорию нашей Родины. Гитлер, поправ общечеловеческие и христианские законы, начал войну в православный праздник, и все святые встали на защиту земли Русской. На пилоне «Начало войны» в торжественных одеяниях автор изобразил святых покровителей земли Русской: апостолы Петр и Павел, равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, благоверные князья Борис и Глеб. Над ними — распятый Спаситель.

На северном пилоне, обращенном в сторону Курской области, изобра­жение Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» — святыни, чтимой всей Русской Православной Церковью и являющейся заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева.

Южный «Победный» пилон венчает горельеф святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей воином на коне, поражающим дракона. Издревле этот святой считался покровителем русского воинства.

Через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Святые велико­мученики». Здесь изображения наших подвижников: святых равноапос­тольных Мефодия и Кирилла, создателей славянской письменности, свя­тителей Петра Московского, Иоасафа Белгородского, Тихона Задонского, благоверного князя Даниила Московского, преподобных Феодосия Печерского, Алипия, иконописца Печерского, Сергия Радонежского, игумена земли Русской, Кирилла Белозерского, Корнилия Псковско-Печерского, Иова Почаевского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, блажен­ной Ксении Петербургской.

Еще ниже ряд «Святые воины» — Архангел Михаил, Архангел Гав­риил, мученики Пантелеймон, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Иоанн, князья Александр Невский, Довмонт Псковский, Димитрий Дон­ской, иноки-схимники Ослябя и Пересвет и другие воины, сражавшиеся с оружием в руках за православную веру и великую Русь.

Пятый опоясывающий ряд горельефов всех четырех пилонов объ­единяет общая тема «Герои фронта и тыла». Двенадцать профессий изо­бразил автор в скульптурах.

Четвертый сверху и последний шестой ряды являют собой тематические клейма, по одному в ряду на каждом пилоне.

Нижний горельеф отражает тему нашествия. Первая жертва — убитый русский солдат; старая крестьянка оплакивает свой дом, объятый огнем; женщины и дети, да лицах которых застыли страх, ужас и ненависть к захватчикам.

Горельеф «Благословение». Солдаты уходят на фронт. Их провожают родные и близкие. Остаются в родной деревне старики да женщины с детьми. На ратный подвиг воинов благословляет священник. На фронт идут пехотные и танковые колонны. На башне одного из танков надпись: «Дмитрий Донской». Уходит войско за горизонт, оставляя опустевшие, притихшие села.

На горельефе «Поединок» на переднем плане изображен рукопаш­ный бой, где солдат пехотинец повергает вражеского захватчика, как это было 12 июля 1943 года на Прохоровском поле. На заднем плане сошлись в смертельном поединке объятые пламенем танки.

На горельефе «Победа» маршал Г.К. Жуков в парадном одеянии на коне во время Парада Победы. Под копыта коня брошены штандарты по­верженного врага. В руке у маршала цветущая ветвь яблони — символ мира. На заднем плане горельефа ликующая Москва. Огни празднично­го салюта рассыпаются над городом-героем.

Много лет прошло после войны, но люди, живущие в этих местах, до сих пор рассказывают удивительные истории. Старожилы села уверяли, что во время сражения видели в небе образ Божией Матери. Много лет спустя, видение, о котором рассказывали старики, появлялось вновь на Курской дуге, под Прохоровкой.

Мой дядя, — вспоминает наш современник, — видел во время войны Матерь Божию. Это было на Курской дуге. Она явилась на небе, сияющая, сделала рукой движение в сторону немцев, как бы указывая направление наступления. Вся рота это видела, и все упали на колени, все уверовали и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла действительно в другом направлении — русские стали наступать. Так мой дядя фронтовик стал верующим...

А этот рассказ был записан со слов ветерана Великой Отечественной войны, назвавшего себя Николаем Ивановичем и долго стоявшего в День Победы в одном из храмов Самары перед иконой Божией Матери «Не­рушимая Стена».

Не помню, сколько нам атак пришлось отбить. От всей роты нас оста­лось только трое на высотке в районе Прохоровки. Немцы почувствовали, что у нас уже не осталось бойцов, и с новой силой в атаку двинулись. Мы их подпустили поближе и дали им из пулемета. Подзалегли они и давай по нам из пушек долбить. Всю землю рядом перепахали снарядами, а мы, слава Богу, живы. Я во время боя оглядываюсь назад, вижу — стоит Жен­щина с поднятыми руками. «Вот тебе на, — думаю, — что за наваждение, откуда здесь Женщина, уж не мерещится ли это мне?» Опять оглянул­ся — стоит. Да не просто стоит, а как бы Своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла. Вроде как бы немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются.

Батарея, которая от нас справа стояла, умолкла. Видно, побили весь артиллерийский расчет. Тут «тигры» пошли, обходя справа и слева высо­ту. С левой стороны наши Т-34 выскочили. Что тут началось, такого я еще на фронте не видывал. <...> Я говорю: «Товарищ лейтенант, давайте сдела­ем рывок к батарее, может, там пушка какая целая осталась?» Он говорит: «Ты что придумал? Нам приказ здесь насмерть стоять, еще подумают, что мы отступаем...» Оглянулся я, а Женщина, которая стояла за нами, вправо от нас переместилась, ближе к батарее. Тут лейтенант говорит: «Пошли, ребята, будь что будет».

Прибегаем туда, а там уже немцы хозяйничают. Мы с ходу на них. Мо­мент внезапности сыграл свою роль. Разворачиваем мы одну уцелевшую пушку — и сбоку по «тиграм». Три «тигра» нам удалось подбить сразу, а четвертый по нам ударил. Меня контузило и легко ранило в левую руку... Взял противотанковую гранату и жду. Оглянулся, стоит та Женщина над нами, мне легче на душе стало. Откуда-то появилась уверенность, что это не конец. Привстал я, метнул гранату в «тигра», под гусеницу угодил. Тут и наши «тридцать четверки» подоспели...

Зашел в ваш храм, гляжу на икону, а на ней — Та Самая Женщина, Которая нас под Прохоровкой спасла. Оказывается, это Матерь Божия. Я, между прочим, тогда еще об этом подумал».

Еще один рассказ очевидца.

— Мы жили в то время на Украине, рядом была Курская область. Шел 1943 год. Линия фронта была совсем близко. В то время шли приготовления к знаменитой Курской битве, но мы, конечно, этого не знали. Однажды заходит в хату отец и говорит маме: «Мать, иди на улицу, посмотри, что там! И вы тоже идите!» — это уже нам, детям. Мы выходим все гурьбой на улицу, отец указывает рукой и говорит: «Вот, смотрите!» Смотрим вверх и вдруг видим, как по небу ходит человек! Это видели все собравшиеся жители деревни. Принесли цейсовские бинокли. В бинокль хорошо видно, как ходит по небу человек в черной монашеской одежде, седой, с крестом на груди. Ходит и кадит. Ходил он так довольно долго. Затем он повернул в сторону России и ушел, постепенно превращаясь в маленькую точку, а затем и совсем исчез из виду.

Было это как раз накануне решающей танковой битвы под Прохоровкой. Я рассказывал иногда некоторым людям этот случай из моего военного детства. Однажды я рассказал его молодым ребятам у себя на работе. Через какое-то время они приносят мне воспоминания одного генерала, участника Курской битвы, и я читаю там удивительную вещь. Оказыва­ется, перед началом битвы был такой момент, когда немецкие танки были уже готовы к бою, а наши еще только привезли по железной дороге, и они стояли неразгруженные на железнодорожных платформах. Немцам надо было только подъехать и расстрелять всю нашу технику в упор, прямо на станции. Но в течение сорока минут ни одна немецкая машина без всякой видимой причины не смогла завестись! Этого времени как раз хватило, чтобы разгрузить наши танки, построить их в боевой порядок и начать величайшее в истории танковое сражение, где мы одержали решительную победу. Прочитав это, я понял, что значило мое детское видение накануне этой битвы. А на недоуменные вопросы о том, кто же все-таки ходил по небу с кадилом, ответил ныне уже почивший наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов): преподобный Сергий Радонежский.

Наряду с Памятником Победы возведен храм, а затем и православный ансамбль в память о погибших на Курской дуге. Решающее событие бит­вы произошло 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла, потому основной храм был назван их именами.

История возведения Петропавловского храма началась 14 июня 1992 го­да, в праздник Святой Троицы и День поминовения воинов, павших в Прохоровском сражении. Возведение храма по древней русской традиции велось на народные средства, за счет пожертвований населения, пред­приятий, организаций. Пять тысяч дарителей внесли посильный вклад в создание храма.

Строительство храма началось в марте 1994 года и завершилось в ре­кордно короткие сроки — в течение 14 месяцев. 3 мая 1995 года храм Свя­тых апостолов Петра и Павла принимал первых прихожан.

Храм одноглавый. Такая композиция напоминает зажженную свечу. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небес­ной славы.

Во внутреннем убранстве храма значительное место занимают мра­морные доски с именами воинов, погибших во время сражения на Про­хоровском поле.


Radio Blago: У микрофона актриса театра и кино Алла Демидова


Алла Демидова, Народная артистка РСФСР: У Александра Твардовского есть стихотворение, оно большое, я прочитаю вам отрывки «Я убит подо Ржевом»

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.

Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю —
Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен.
Было все на кону.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам все это, живые.
Нам — отрада одна,

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.

Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос наш мыслимый.

Ибо в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, —
Были мы наравне.

И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,

Я убит подо Ржевом,
Тот — еще под Москвой…
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?!

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Горевать — горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.

И беречь ее свято,
Братья, — счастье свое, —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.


Radio Blago: Дорогие радиослушатели, сегодня наша передача была посвящена не поэзии, не музыке, не искусству. Мы рассказали о подвиге, о мужестве, о самом важном в жизни человека - душу свою положить за други своя. Без этого подвига настоящая культура не возможна!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: