Время культуры
Время культуры

меню

Композитор Сергей Рахманинов

402

В сокровищнице мирового исполнительского искусства имя великого русского пианиста Сергея Васильевича Рахманинова занимает самое вершинное положение рядом с именами Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Удачей и заслугой нашего времени можно считать то, что искусство это прославленного артиста, композитора, пианиста, дирижера смогло быть запечатлено в звукозаписи. Записи Рахманинова - пианиста включают как произведения западноевропейских и русских композиторов, так и большое количество его собственных сочинений.



Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в имении Онег, близ Новгорода. Его музыкальные способности проявились рано и ярко. Уже с 4 лет он стал заниматься музыкой. Первые уроки игры на рояле давала сначала его мать, потом знакомая родителей Анна Дмитриевна Орнатская. По ее настоянию в 1882 году девятилетний мальчик поступает в Петербургскую консерваторию. Однако занятия с преподавателем Владимиром Васильевичем Демянским не были успешными. И в 1885 году Рахманинова по совету Александра Зилотти переводят в Московскую консерваторию, в класс талантливого педагога Николая Сергеевича Зверева, в доме которого он на полном пансионе жил и воспитывался.



Среди учеников Зверева были Александр Скрябин, Константин Игумнов и другие известные музыканты. Именно Зверев заложил прочный фундамент высокого профессионализма, отличной пианистической школы будущего великого артиста, привил своему гениальному воспитаннику навыки постоянного серьезнейшего творческого труда.



Зверев давал своим ученикам богатейшие возможности и для общего художественного формирования. Его питомцы посещали все значительные концерты и спектакли, которыми была насыщенна Москва того времени. Так, например, Рахманинов слушал зимой 1886 года все 7 программ исторических концертов Антона Рубинштейна, присутствовал на многих спектаклях Малого театра с участием Марии Николаевны Ермоловой. В доме Зверева часто бывали видные музыканты, артисты, художники, в том числе Антон Григорьевич Рубинштейн и Петр Ильич Чайковский. И педагог с гордостью демонстрировал им успехи своих юных воспитанников. Впечатления этих лет во многом определили художественные идеалы Рахманинова. Как пианист он оставался приверженцем и во многом продолжателем традиций Рубинштейна. Как композитор - следовал заветам Чайковского, которого с детства боготворил. Занимаясь у Зверева, Рахманинов делает стремительные пианистические успехи. В 1885 году, в возрасте 15 лет, он переходит на старшее отделение консерватории, в класс Александра Зилотти, ученика Антона Григорьевича Рубинштейна и Ференца Листа. В это же время начинает заниматься и композиции. Его учителями становится Сергей Иванович Танеев и Антон Степанович Аренский. С 1886 года он получает стипендию Николая Рубинштейна. В мае 1891 года Рахманинов блестяще выдерживает выпускной экзамен по фортепиано, а весной 1892 года оканчивает консерваторию и как композитор. Ему присваивается Большая золотая медаль. Имя его заносится на Почетную мраморную доску Московской консерватории. В последующие годы интенсивная деятельность в качестве пианиста, дирижера и композитора приносит Рахманинову славу выдающегося артиста не только в России, но и в странах западной Европы, в Америке. В 1909 году Рахманинов совершает турне по США, где выступает как пианист и дирижер, в частности, впервые исполняет свой Третий фортепианный концерт.



В России Рахманинов пианист больше всего играл свои собственные сочинения, хотя бывали и исключения. Например, концерты памяти Александра Скрябина, составленные из произведений этого композитора, а также сыгранные в 1917 году фортепианные концерты Чайковского си бемоль минор и Листа ми бемоль мажор. В то же время его репертуар оперного и симфонического дирижера был самым широким и разнообразным. С отъездом из России все свои творческие силы Рахманинов отдает концертной деятельности пианиста. В связи с этим резко меняется и репертуар его сольных выступлений. Он играет целые программы из сочинений Бетховена, почти все произведения Шопена, почти все значительные произведения Шумана, а также большое число сочинений Баха, Моцарта, Гайдна, Шуберта, Листа, Брамса, Мендельсона, Вебера, Грига, Дебюсси и других западноевропейских композиторов. В русском репертуаре пианиста Чайковский, Бородин, Танеев, Рубинштейн, Скрябин, Метнер и, конечно, его собственные сочинения. Кроме того, артист играл всевозможные обработки, включая собственные, парафразы, этюды, пьесы салонно-виртуозного плана, в чем сказалась дань традициям времени, которое сформировало Рахманинова. В этой репертуарной сфере он, несмотря на соседство таких виртуозов, как Гофман, Годовский, а позднее Горовиц не имел себе равных.



Есть сведения, что первые записи игры Рахманинова были сделаны еще задолго до его отъезда из России. Однако они не сохранилось. Первые записи зарубежного периода осуществлены Эдисоном в апреле 1919 года в США. В дальнейшем, начиная с мая 1920 года Рахманинов записывался только на фирме «Виктор». Последний раз - в конце февраля 1942 года, за год до смерти. Запись Шумановского Карнавала по своим художественным достоинствам бесценна. Она была сделана Рахманиновым в те же годы, когда были записаны такие шедевры его исполнительства, как собственный второй концерт для фортепиано с оркестром, Соната си бемоль минор Шопена, соната Бетховена, Грига и Шуберта в ансамбле с Крейслером, а также масса фортепианных миниатюр разных композиторов, каждая из которых является подлинной жемчужиной исполнительского искусства.



В интерпретации Карнавала сфокусировались все характерные черты Рахманинова-пианиста. Его поразительная ритмика, невероятное разнообразие и богатство звуковой палитры. Здесь проникновенный лиризм, декламационность звуковой речи, импровизационность, удивительная гибкость и естественность мелодического дыхания сочетаются с колоссальным волевым напором беспредельной динамической свободы и мощью. К этому следует добавить гениальную способность целостного охвата формы произведения. Средствами феноменального пианизма воплощены почти осязаемо рельефные и живые образы, рожденные художественным видением музыканта, подсказанные его богатейшей фантазией интерпретатора - творца ярчайшего носителя русских реалистических традиций.



Рахманинов записал всего две мазурки Шопена. Одна – до диез минор, сочинение 63 No3, вторая - ля минор, сочинение 68 No2. Исполнение ее во многом совершенно нетрадиционно. Интересен сам выбор выразительных средств. Очень живая, хотя и несколько суровая ритмика, очень немного педаль. В целом, образ мазурки становится графически резко отчерченным. «Песня прялки» Мендельсона и три пьесы Рахманинова известны под изданиями серии «Искусство Рахманинова». Представляемые архивные записи относятся к более ранним записям этих произведений. Они принадлежат к первым записям Рахманинова на грампластинках фирмы «Виктор». Сравнивая интерпретации разных лет, можно уловить эволюцию исполнительского почерка пианиста, особенно почувствовать импровизационную стихию его искусства. Запись Рахманиновской транскрипции пьесы Фрица Крейслера «Радость любви» отличается от известной грамзаписи 1928 года помимо указанных выше моментов еще и тем, что включает полный текст обработки. В записи 1928 года Рахманинов делает купюру в 72 такта.



Мазурка Шопена в интерпретации пианиста - очень тонкий, психологически заостренный образ польского танца, своеобразный и изысканный по ритмическому рисунку. «Песни прялки» Мендельсона - один из коронных бисов Рахманинова, также вся пронизана бесконечным кружением танцевального ритма. И серенада, и полька, а также рахманиновская обработка вальса Крейслера «Радость любви» полны волшебного очарования, бесконечной поэзии, грации мягкого юмора. В них восхищают разнообразие и пластика танца, колористическое богатство, неслыханная пианистическое совершенство.



Авторское исполнение прелюдии до диез минор в комментариях не нуждается. Оно навсегда останется высочайшим эталоном толкования этой пьесы.


Во всех записях Рахманиновым собственных сочинений воедино сливаются творец-композитор и гениальный творец-интерпретатор. Поэтому трудно переоценить их художественную значимость и произведения других композиторов звучат в его исполнении, как им самим созданные, им выстраданные, рожденные вновь могучий фантазии этого замечательного русского музыканта, несшего людям свое глубоко гуманистическое искусство.

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: