Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

воскресенье / 26 марта 19.45 - В программе "Время культуры" интервью с художником Александром Дашевским на тему «Картина после живописи»

Вячеслав Колейчук. Выставка «Легко!». Осенний вернисаж МОК

2378

По традиции из года в год на два дня в Коломну съезжаются ведущие российские художники, искусствоведы, фотографы, писатели, музыканты, философы и другие деятели искусства, чтобы поздравить МОК с днем рождения. Программа мероприятий юбилейного года не уступала по масштабу событиям прошлых лет. В музейном дворике представили выставку московского скульптора Вячеслава Колейчука, в Брусенском переулке открылась экспозиция работ учеников Владимира Стерлигова. В залах Музея Органической Культуры прошли презентация изданной книги и концерт композитора Владимира Мартынова, был показан подготовленный фильм и каталог к прошлогодней выставке скульптора Андрея Красулина. И завершила День МОК Пятая научная дискуссия «Беседы об Органике». Подробнее о каждом событии ежегодного осеннего вернисажа вы узнаете далее в нашей программе.


Выставка скульптора, архитектора, дизайнера, изобретателя и теоретика искусства Вячеслава Колейчука названа одним словом «Легко!», с восклицательным знаком. На трех площадках музейного дворика МОК в Коломне расположились парящие в воздухе спирали, головоломки, голограммы, невесомые и космически звучащие музыкальные инструменты. Их автор известен на всю страну как изобретатель фантастических вещиц из фильма «Кин-дза-дза» и узнаваемый самобытный скульптор. Лауреат Государственной премии, в советские годы он оформлял отечественные павильоны на всемирных выставках ЭКСПО и параллельно развивал зачатки кинетического искусства в нашей стране.


Вячеслав Колейчук: Еще студентом я делал космические антенны (проекты) самовозводящиеся. Из пакета какое-то сооружение в космосе должно было развернуться в большой объем, 20-50 метров диаметром и так далее, а пакет полметра диаметром и прочее. Вот эти все тенденции, они все время продолжаются.


Я проектировал кафе «Синяя птица», молодежное, и сделал этот интерьер знаменитый, где джаз выступал, левые художники там выставлялись, в 64-м году. Так что уже больше 50 лет прошло. В этом смысле начало было многообещающим. В институте было студенческое научное общество, и уже тогда я испортился, как говорят, в хорошем смысле этого слова. То есть я не только архитектурой занимался, а что-то изобретал. И даже патент получил какой-то советский. Уже в то время. И в этом смысле у меня путь простой был. Я правда потом его сформулировал. Мне все равно, в каком времени я живу. Вот я родился сделать то, что могу. И мне не помешает, ни советская, ни анти-советская власть, ни какая-то капиталистическая, полу-капиталистическая. То есть не помешает в том смысле, что я знаю, где я живу. И я играю по тем правилам, которые в этот момент там, здесь, у нас, у кого хотите, есть. В этом смысле я свободен ментально. Но, может быть, территориально я был не свободен, никуда не ездил. Хотя оформлял всемирные выставки! ЭКСПО, вы представляете, 67-го года в Монреале, 75-го года на Окинаве. То есть я был человек, который нужен был государству для того, чтобы показать, что мы не лыком сшитые. А все равно выехать не мог, не знаю, почему, может, какой-то слишком левый был, но это не мои уже проблемы. Это проблемы государства. И что, я после этого должен все бросить, заплакать и уйти в кусты? Ничего подобного! Я дальше занимался своим делом, работал, когда надо в НИИ, институтах научно-исследовательских, когда надо, я шел и работал как художник, как оформитель, как хотите, кто. То есть если мне надо было, я искал путь сохранения своей семьи, себя в этом обществе.


RadioBlago: Путешествие по выставке Вячеслава Колейчука в Коломне лучше начать со знакомства с музыкальными объектами автора. В центральной части музейного дворика по адресу Казакова, 10 расположилась классическая интерактивная инсталляция «Конструктивные колокола». Любой гость может почувствовать себя композитором и музыкантом, извлекая неземные звуки из подвешенных в воздухе геометрических объектов. Рядом со звучащей конструкцией расположен павильон Арт-холодильник, в пространстве которого замерли стереографические изображения, пульсирующая «Живая линия», «Луч света», пойманный в стакане воды. Рукотворные голограммы или как их называет сам автор «стереографии» создаются с помощью надрезов и царапин на металлическом листе. Расположение каждой линии скрупулезно просчитано - в итоге изображение из плоского приобретает вид объемного. Так Вячеслав Колейчук объединил в своем творчестве художественное, научное и техническое начало.


Вячеслав Колейчук: Вот эта тема «Легко!», интеллектуально легко для меня, а для других все не так-то просто. Там стереография, она вручную делается. Мне все говорят: это что, компьютер делал? Нет-нет, это школьный циркуль, специально заточенная иголочка. И знание того, как это делать. Но для этого надо было сформулировать принцип. Без этого как? Если ты хочешь делать то, что ты хочешь. И вот этот принцип я когда-то 25 лет назад сформулировал.


Принцип стереографии, квази-голографии, потому что он состоит в том, что все, что вы видите на выставке, все эти стерео парящие объекты, они создаются в нашем сознании, а не являются реальностью этого металла. Это наш фантом, фантомный образ. Мы так их создаем сами, каждый, а я только делаю ту подоснову, ту матрицу, на которой свет как бы строит вместе с человеком этот образ трехмерный, именно трехмерный. И там признаки пространства очень актуальные для зрения человека и для восприятия. Это перспектива, это стерео-эффект и параллакс, то есть оглядывание объекта возможное. Мы можем смотреть на него со всех сторон. А это и есть признаки пространства! Любого, нашего, земного. Поэтому в этом смысле данные принципы сначала формулируются.


По сути дела, там пиксельная система, точечная, каждый блик строит свою точку в пространстве. А их там сотни. И вот из сотен этих бликов, этих эфемерных точек светящихся, мы создаем, мы, не я уже, а каждый человек создает свой образ, который возникает из этого «ничего», из этой плоскости.


RadioBlago: В полусфере «Белого купола» Музея Органической Культуры находим продолжение экспозиции Вячеслава Колейчука. Словно оказавшись на космической станции, где законы гравитации больше не действуют, видим парящие под высоким сводом конструкции и композиции. Созданные из простых геометрических элементов и при помощи тросов, самонапряженные объекты Колейчука соединили идеи художника с технологиями будущего. Здесь и легендарный объект автора «Стоящая нить» - парадоксальным образом тянущаяся прямо вверх. В центре купола совсем новая работа «Двойная спираль». Высокая шестиметровая композиция является одновременно сложной и ясной иллюстрацией движения в живой природе. Гости выставки не скупились на комплименты мастеру и не скрывали своих истинных чувств по поводу увиденного. Композитор и философ Владимир Мартынов признался, что неожиданно для себя увидел в этих работах переход художника на совершенно новый уровень.


Владимир Мартынов: Просто я поражен этой выставкой, я знаю и творчество, и Славу лично очень давно. И мы вместе сотрудничали и по-разному соприкасались, но то, что здесь можно увидеть, это, действительно, какое-то поразительное явление. Наверное, надо сказать, что человек не мыслит, да? «Я мыслю, следовательно я существую», еще Ницше смеялся над этим, это все ерунда. Потому что мысль приходит, когда хочет, независимо от желаний человека. Но надо больше сказать. Мысль не просто приходит, а нужные мысли роятся в нужном месте. И то, что Слава оказался в этом месте, по-моему, очень сильно повлияло на творческую судьбу. И вот такие вещи, которые мы сейчас здесь видим, мне кажется, раньше не очень даже возможно было ожидать.


И конечно, очень показательно вот это название выставки «Легко!», потому что оно, с одной стороны, я понимаю, имеет такой ёрнический контекст, потому что мы говорим «Легко!» и совершаем там... череп раскраиваем кому-то... Но дело в том, что здесь, действительно, какая-то метафизическая легкость, я бы сказал, моцартовская легкость, не зря тут звучал концерт Моцарта. Действительно, такие вещи как-то приходят...


Вы знаете, какое у меня ощущение — «Эдип в Колоне». Не «Царь Эдип», «Царь Эдип» остался в 60-70-е годы, а здесь «Эдип в Колоне», вот в этой святой роще. И это поразительно — вот моцартовская легкость! Я как-то завидую, не по-сальеривски, а по-моцартовски, но я тоже не Моцарт. Но вот просто интересно, у меня сегодня тоже должна быть презентация одной из книг, «Книга перемен», и дело в том, что я чувствую, что мы делаем сейчас практически одно и то же, особенно сейчас, только Слава это делает, конечно, гораздо лучше. Потому что, вообще-то, динамика, перемены, динамизм перемены и перемены динамики — вот это поразительно. И «ты Моцарт, ты бог, и сам того не знаешь!».


RadioBlago: Рассказывают, что друзьям Вячеслав Колейчук бывает в шутку говорит «хорошо, что я не художник!». Однако коллеги скульптора не разделяют такой точки зрения и в интервью стараются доказать обратное. Например, ученик Владимира Стерлигова Александр Кожин перечислил, какие именно художественные задачи решает в своем творчестве автор выставки «Легко!».


Александр Кожин: Восторг! Я знал, конечно, творчество Колейчука, но сейчас очень приятное впечатление, потому что в очень хорошем месте. Этот вот странный такой купол, фуллеровский, и чистые вещи, чистые! Вот я говорю о проблеме пространства. Вот он просто прямо занимается ей. И это вещи, которые не каждый примет, покажется технически только интересными, нет. Там вот есть вот эта мера художника. Кроме парадоксов технических, которые там явно запрятаны. То есть это не моделирование каких-то представлений холодным рассудком, а там много чувства, соображения, пропорций — все, что связано с художественным началом. Там фактура, ритм и все такое вот с этим связанное, с этой областью. Поэтому это художник.


RadioBlago: Известный российский искусствовед и историк искусства, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Ирина Карасик рассказала, что знакома с творчеством Вячеслава Колейчука с начала 2000-х годов. И все это время автор регулярно участвует в выставочных проектах и программа музея. По словам эксперта, в произведениях Колейчука заключено не только инженерное искусство, но и некая духовная сущность.


Ирина Карасик: Мы в Русском музее, в нашем отделе новейших течений необыкновенно ценим и Вячеслава Фомича, и его необыкновенное творчество, потому что кто, как не он, олицетворяет любые новейшие течения всегда. Самые новейшие течения. И вот здесь у нас на выставке нить является таким главным героем. А сам Вячеслав Фомич абсолютная связующая нить для меня между авангардом классическим, авангардом современным. И вообще любым авангардом. И хочется сказать, что она замечательно названа «Легко!». И, действительно, здесь себя чувствуешь необыкновенно легко, и в физическом, и в таком душевном смысле, абсолютно вещи безвесия. И они очень рациональны и абсолютно загадочны. И вот какая-то загадочная ясность, наверное, для меня, по крайней мере, самое главное. И хочу сказать, что мы сейчас работаем над выставкой «Структуры», и Вячеслав Фомич там тоже будет одним из главных, если не главным...

С работами?

Очень бы хотелось! Я просто тут хожу и завидую, потому что пока то, что мы получали, это было в меньшем размере. Вот не настолько монументально. Спасибо огромное! Просто восхищение, удивление и благодарность!


RadioBlago: Как считает искусствовед Ирина Карасик, свой творческий путь Вячеслав Колейчук нашел абсолютно сразу и уже шел по нему неукоснительно. О чем и свидетельствуют как старые, так и новые работы автора на выставке в Музее Органической Культуры.


Ирина Карасик: Наверное, можно было назвать такой органический конструктивизм. Потому что визуально близко к конструктивизму 20-х годов, конструктивно, потому что здесь есть какая-то действительно инженерная мысль и конструктивное напряжение. Но одновременно это все необыкновенно созвучно каким-то высшим ритмам природы. Поэтому неслучайно наверное его там привечает именно Музей Органической Культуры. Просто одно время у нас конструктивизм абсолютно связывался с таким индустриальным, инженерным рациональным. И многие направления русского авангарда связаны с этим. А постепенно, даже вот в таком более жестком конструктивизме, у Татлина, где угодно, стали органическую вот эту часть выделять, и материалы. И этим вот, наверное, и отличается русская ветвь от каких-то таких более чистых и холодных западных образцов.


RadioBlago: Выразить слова признательности мастеру на выставку в Коломну приехали многие художники и искусствоведы, знакомые с Вячеславом Колейчуком еще с прошлого столетия. Так и постоянный гость нашей программы, искусствовед Виталий Пацюков прибыл поддержать старого друга и признался, что для него Вячеслав Колейчук олицетворяет собой энциклопедию современного искусства.


Виталий Пацюков: Вот эта удивительная связь с нашей высокой культурой авангардной и одновременно это человек, который живет сегодня. Вот образ сегодняшнего человека, который живет в этом пространстве, наполненном неустойчивостью. И когда мы видим все эти вещи, свободно существующие в этом пространстве, вещи, обладающие устойчивостью, как образ вот этой бесконечной «стоящей нити», нить, которая невозможна, невозможна в своем существовании, тем не менее она существует, стоит, и стоит, выдерживая мужество, выдерживая некое одиночество, выдерживая свои как бы разрозненные части и создавая их единую структуру, единую ткань.


И сегодня вот эта выставка, которая здесь существует, выставка не просто как выставка, мы уже видим некий итог творчества Славы. И одновременно полноту, вот эту полноту состояния творческого процесса, полноту состояния личности, полноту свидетельства. А рядом вот эта его спираль, которая вечно движется. И она живет, казалось бы, в разных состояниях, разных измерениях, когда просто линия может обладать многомерным состоянием. Вот это опять образ нашего состояния, образ нашей личности, где мы можем обретать положение устойчивости, положение гармонии в любой точке.


Произношу высокую фразу! Как-то на выступлении Мандельштама, где-то в 30-м или 29-м году, его спросили (публичное выступление), как он относится к Ахматовой. Это было тогда опасно говорить, как он относится к Ахматовой. Но сейчас это не опасно сказать, как я отношусь к Колейчуку. Я просто повторю слова Мандельштама «я счастлив, что являюсь ее современником», я тоже, я счастлив, что являюсь современником Вячеслава Фомича Колейчука.


RadioBlago: Заслуженный работник культуры России, искусствовед и старший научный сотрудник Ярославского художественного музея Нина Голенкевич, ссылаясь на богатый опыт в изучении изобразительного искусства, с уверенностью заявила, что Вячеслав Колейчук — это личность мирового масштаба. Она также выразила пожелание того, чтобы однажды объекты скульптора пополнили собрание их музея.


Нина Голенкевич: Когда я смотрю на вещи, представленные на этой выставке, безусловно, я смотрю и как музейный сотрудник, а я занимаюсь искусством ХХ века, и просто, как зритель. И конечно, возникает свой ассоциативный ряд. В этом пространстве в первую очередь думаешь о нерукотворности вообще всего того, что существует в этом мире. И когда смотришь те или иные объекты, те или иные композиции, кажется, что их автор, не то, чтобы соревнуется с этим миром, но он как творец встает в ряд с великими творцами этого мира. Конечно, поражает удивительная логика, удивительное мастерство, какое-то совершенство, отточенность каждой композиции.


Я вспомнила Владимира Васильевича Стерлигова, потому что мне довелось разбирать его архивы. И конечно, было удивительно видеть среди других документов и каких-то материалов, вырезки из газет, ссылки на книги, цитаты. И они касались в первую очередь таких вопросов как Космос, Мироздание. Великого художника всегда интересует именно глобальные такие проблемы. И конечно, вот эта выставка не может, по-моему, оставить никого равнодушным, потому что это не просто подражание миру, здесь действительно творения художника, художника, который создает объекты, вызывающие богатейший ассоциативный ряд, и получаешь удивительное эстетическое наслаждение.


RadioBlago: По выражению нашей собеседницы, искусствоведа Нины Голенкевич назвать выставку таким словом «Легко!» была очень хорошая идея. Цитирую: «Легко художнику, когда он уже сотворил, когда все сделано, когда уже приходит зритель и он видит, что, действительно, они не чувствуют его труда. Тогда он парит! Мне кажется, что сегодня мы видели парение автора при открытии. Это звучало в его словах, его улыбки — во всем. И конечно, это восхищает». О парении и смелой устремленности вверх говорила на открытии выставки и попечитель Музея Органической Культуры, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Игуменья Ксения (Зайцева).


Игуменья Ксения (Зайцева): Сердечно вас поздравляю, сердечная благодарность, сорадуюсь тому, что здесь происходит. И продолжая слова Владимира Ивановича Мартынова, который сказал, что мысль рождается... мы в Евангелие знаем, что «Дух дышит, где хочет. И голос его слышишь. И не знаешь, откуда приходит, и куда уходит!». И все то, что в творчестве Вячеслава Фомича рождается как некое обнаружение органики природных структур, мы видим в самоколлажах, в новых музыкальных инструментах, в иллюзорности возникающих пространств и каких-то форм. И тем не менее, вот эта смелость, внутренняя веселость и устремленность высоко вверх, мы надеемся, что Дух Божий подхватит и у вас еще будет много всего интересного, чем вы всех удивите! Спасибо Вам!


RadioBlago: Всё внимание и все слова в течение дня были обращены к автору выставки и главному герою происходящего — Вячеславу Колейчуку. Но в своей приветственной речи архитектор и изобретатель говорил о людях, которые окружали его на протяжении подготовки экспозиции — сотрудники музея, семья и бескорыстные помощники волонтеры.


Вячеслав Колейчук: Гений места рождает какие-то совершенно нестандартные ситуации. Я могу только сказать, что этот музей, Музей Органической Культуры, можно сказать, продлил на год мою творческую жизнь. У меня появилась цель, и я, не думая о последствиях, решил, что надо все-таки что-то делать. И в этом смысле очередной юбилей музея и приглашение музея был некой темой того, что надо сделать что-то хорошее, как говорят на русском языке. А хорошее, ну что? Здесь — купол. Совершенно мое пространство. Вопрос только состоял в том, чтобы сделать это как можно элегантнее и со-масштабно этому куполу и показать периоды моей жизни художественной. Но все равно, самое главное, еще раз скажу, это люди, которые меня окружали. То есть эта возможность дана, не знаю, сверху, откуда-то еще, но вопрос стоит в том, что именно присутствие заинтересованности музея позволило все-таки за короткий срок создать эту экспозицию. И даже не одну, а две. Там еще в кубе есть стереоэффекты.


Также я должен сказать, что семья мне очень помогла. Мои дети — Анна, которая взяла на себя организацию всех наших проблем по выставке. Потом сын Дмитрий, который выполнял часть работ здесь, таких масштабных. Также всякие волонтеры, как говорят на иностранных языках, и помощники, трудники или как говорят? То есть люди, которые посторонние, но очень тепло относятся к художникам и помогают, чем могут. Конечно, я должен сказать, что у меня жена, которая все это время делает то, что позволяет мне трудиться, стоять на ногах и делать то, что я сделал. То есть люди - это, в общем, самое главное, потому что именно гений места и люди позволяют придумать ту атмосферу, которая помогает и название придумать соответствующее. Легко, потому что вокруг хорошие люди. И вот я хочу сказать: каждому художнику по хорошим людям! И побольше!


RadioBlago: В ближайшие месяцы спешите увидеть панораму невероятных произведений Вячеслава Колейчука в Коломне в Музее Органической Культуры по адресу: Кремль, улица Казакова, 10, Музейный дворик. Кураторами выставки выступили Вячеслав Колейчук, Анна Колейчук и Ирина Аликина.


Год назад на День МОК в рамках проекта «Рыцари служения делу искусства» в Коломне открылась выставка известного московского скульптора Андрея Красулина. Тогда масштабная инсталляция художника «Барак» и фигурки из серии «Бронза о Мандельштаме» под открытым небом вызвали живой отклик и неподдельный интерес гостей вернисажа. Некоторые посетители, в том числе супруга автора Людмила Улицкая не сдерживали слез и признавались, что данная экспозиция достойна любого выставочного зала в мире. Кроме того, ретроспектива мастера за последние несколько десятилетий творческого пути под названием «Боковое зрение» была показана в зале музея в Брусенском переулке. В этом году у всех собравшихся на день рождения МОК была возможность вспомнить прошлогодние события и посмотреть подготовленный фильм о состоявшейся выставке, а также подписать у художника изданный музеем каталог. Андрей Красулин назвал выпущенную книгу и кинофильм самостоятельными авторскими произведениями искусства и согласился, что они могут присутствовать в экспозиции наравне с его собственными объектами.


Традиционно к осеннему вернисажу Музей Органической Культуры готовит не только выставочные, но и редкие издательские проекты. Так, помимо каталога работ Андрея Красулина была переиздана книга современного композитора и философа Владимира Мартынова. Ставший классическим и вызвавший множество споров труд теоретика под названием «Конец времени композиторов» теперь доступен в обновленном издании. Также музыкант и литератор представил собравшимся свое недавнее сочинение — «Книгу перемен». Произведение вышло в свет аккурат к 70-летнему юбилею маэстро. Но сам автор подчеркивает отсутствие какой-либо связи между двумя событиями.


Владимир Мартынов: И мне кажется, что перемены - это самое главное. Вот вы сейчас спросили, о чем книжка. Это потребительский вопрос. Мы привыкли, что в книжке должны сообщаться какие-то мысли автора, какие-то перемены сюжетов, а читатель просто следит за этими переменами, а сам при этом остается неизменным. А мечта написать такую книжку, чтобы там ничего не менялось, а менялся читатель. И в принципе вот эта книга перемен, которая берет за образец китайскую Книгу перемен. Там две великие традиции срастаются — это китайская книга перемен и русский роман-эпопея Толстого и Достоевского, полифонический роман.


В этой книге может быть все, что угодно. Могут быть математические формулы, хореографические партитуры, шахматные задачки, могут быть музыкальные примеры. И, в принципе, даже в этой книге перемен — там масса не моих текстов, там приказы по союзам композиторов, описи Саввино-Сторожевского монастыря и масса-масса других вещей, но это все картина мира, картина мира в ее переменах.


RadioBlago: Презентация книг закончилась концертом Владимира Мартынова, который послужил звуковой иллюстрацией к его словам. Все фрагменты дискуссии о творчестве Андрея Красулина и новых изданиях, а также устное и музыкальное выступление Владимира Мартынова можно будет посмотреть на официальном сайте Музея Органической Культуры.


На этом первая часть программы подошла к концу. Продолжение слушайте завтра в это же время! Все выпуски «Время культуры» можно переслушать или прочитать в расшифровке на нашем сайте www.radioblago.ru До встречи в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: