Время культуры
Время культуры

меню

Певица Яна Иванилова. Концерт в Коломне

1484

Сегодня мы побываем с вами на творческом вечере певицы Яны Иваниловой, который проходил недавно в Коломне при содействии #Музея Органической Культуры.

«Сопрано Яна Иванилова - это реальное открытие! Техника и великолепный льющийся голос сочетаются с элегантной фразировкой и легкой, как пух манерой подачи. Она может усилить звучание голоса, когда ей это нужно, а на pianissimo он так легко парит в воздухе!» (Паули Читрон)

Камерные программы #Яны Иваниловой отличаются углубленным изучением литературно-поэтического наследия через музыку, исполнение стихов певческим голосом. Литературным темам была посвящена и концертная программа, которую мы представляем вашему вниманию.

В исполнении Яны Иваниловой прозвучат вокальная сюита Николая Мясковского «Мадригал» на стихи Константина Бальмонта, цикл песен «Из лирики Степана Щипачева», песни на стихи Иосифа Бродского Бориса Чайковского, а так же русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева, Рейнгольда Глиэра и Николая Голованова. У рояля пианистка Ольга Макарова.

Сегодня прозвучит первое отделение концерта. Слово предоставляется Яне Иваниловой.


Яна Иванилова: Сегодня мы хотим представить с моей замечательной пианисткой Ольгой Макаровой уникальную программу. Уникальную, потому, что камерная музыка исполняется мало, а музыка эта гениальная.

Мы хотели бы открыть вам эти закрытые, лежащие под спудом страницы вокальной лирики. Опера - это как роман в литературе. Романсы - это как поэзия.


Мы собрали такую уникальную программу. В первом отделении прозвучат романсы Николая Мясковского. Сначала чуть-чуть расскажу вам, чтобы это имя стало более знакомым для вас. Николай Мясковский родился в 1881 году в варшавской губернии. Потом его семья переехала в Казань, где он потерял мать. Это была семья потомственных военных. Николай Мясковский, по традиции семьи, закончил военный кадетский корпус. Затем, все-таки любовь к музыке победила (он с детства занимался музыкой) и Николай поступил в консерваторию, в которой учился вместе с Сергеем Прокофьевым. Они очень подружились, несмотря на очень большую разницу в возрасте. Мясковский уже был сложившимся человеком. Прокофьев, наоборот, был очень юным, поступил в консерваторию совсем мальчиком. В 1911 он окончил консерваторию у А.К.Лядова и Н.А.Римского-Корсакова и преподавал. Но, когда наступила первая мировая война, в 1914 г. он ушел на фронт поручиком саперной роты, был в боях, контужен и переведен на строительство крепости в Ревель, где стал читать революционные книжки и был выборным депутатом. А после революции, хотя он не приветствовал большевиков, но чтобы выжить, и спасти голодающие семьи своих сестер, поступил в военно-морской генштаб балтийского флота, в Петрограде. И содержал эти семьи.


Отец его не одобрил работу на советскую власть, пытался выехать на Украину и погиб. Мясковский очень переживал эту ситуацию. Вы знаете, что у него в творчестве очень много симфоний – 27 симфоний. Шестая посвящена памяти отца. Дмитрий Шостакович говорил о нем: «Крупнейший симфонист после Малера». Интересно, что когда я читала его биографию, то обнаружила, что 16 симфония посвящена катастрофе, происшедший в 1935 году с самолетом «Максим Горький». Этим самолетом должен был лететь мой дедушка. Но он уступил свое место маленькому мальчику, потому что тот очень хотел лететь. Такая у меня семейная история. После войны ему присвоено звание Народного артиста, депутата Моссовета. А затем он защищал Д.Шостаковича и попал в формалисты. Н.Мясковского перестали исполнять...


Сейчас прозвучат два цикла Николая Мясковского. Первый цикл написан в эпоху Серебряного века. Это сюита на слова Бальмонта. Интересно ее построение. В ней есть прелюдия, интерлюдия и постлюдия. Они написаны на одни и те же стихи Бальмонта, но музыка разная. Если в начале музыка очень открытая светлая, чистая. Потом она как будто отравленной становится. Предлагаем вашему вниманию сюиту на слова Константина Бальмонта «Мадригал».


Прелюдия «О, в душе у меня…»

«О, в душе у меня столько слов для тебя и любви,

Только душу мою ты своею душой позови».


Романс № 1 «Ты - шелест нежного листка…»

Ты - шелест нежного листка,
Ты - ветер, шепчущий украдкой,
Ты - свет, бросаемый лампадкой,
Где брезжит сладкая тоска.

Мне чудится, что я когда-то
Тебя видал, с тобою был,
Когда я сердцем то любил,
К чему мне больше нет возврата.


Интерлюдия «О, в душе у меня…»

«О, в душе у меня столько слов для тебя и любви,

Только душу мою ты своею душой позови».


Романс № 2 «Норвежская девушка»

Слиянье небесной лазури с изменчивым блеском волны;
Пряди волос золотистые
Нежнее, чем нить паутины в сиянье вечерней Луны.
Вся ты - намек, вся ты - сказка прекрасная,
Ты - отблеск зарницы, ты - отзвук загадочной песни без слов;
Светлая, девственно-ясная,

Вакханка с душою весталки, цветок под покровом снегов.


Постлюдия «О, в душе у меня…»

«О, в душе у меня столько слов для тебя и любви,

Только душу мою ты своею душой позови».


Сейчас мы исполним совсем другую музыку, советского периода перед войной. Это уникальный цикл крайне редко звучащий, я думаю, что он никогда не звучал целиком. Это практически документ эпохи, потому что как в машине времени мы переносимся в то время, и Эльбрус, и самолеты. И какие-то девушки с веслом, синие пиджаки, плывущий по ручью окурок. Это что-то необыкновенное, что-то солнечное. Может быть ассоциирующиеся с творчеством Дейнеки, если вспомнить станции метро «Маяковская», эти плафоны наверху где самолеты летают, Дейнеко, этот период. Старые довоенные фильмы. Это удивительная музыка. И мы его с огромной радостью вам представляем. Этот цикл достаточно большой, он состоит из 9 песен.


Русый ветер

Русый ветер, какой ты счастливый!
Эх ты, ветрена голова!
У тебя для берёзки, для ивы
Одинаковы нежны слова.

Русый ветер, какой ты счастливый!
А вот я, словно кто приковал,
Об одной, о далёкой, красивой,
Столько лет тосковал!

1926


У Родника

От луны бело в степи.
В тишине родник звучит,
и над самым родником
в светлом небе на цепи
ковш серебряный висит.

Ветром, травами дышать,
слушать, как звенит вода,
хорошо в тиши такой.
Только пью не из ковша:
не дотянешься рукой.

1938


«Мне кажется порой»

Мне кажется порой, что я
вот так и буду жить и жить на свете!
Как тронет смерть, когда кругом - друзья,
когда трава, и облака, и ветер -
всё до пылинки - это жизнь моя?

1938


Подсолнух

Подсолнуху от ливня
Не скрыться никуда:
В грязи увязли ноги,
Меж грядками - вода.
Веснушчатый и рыжий
Стоит он в картузе
Зачем сбежит он с грядки,
Когда он рад грозе!


Приметы

В одной рубашке дрожь берёт.
Слыхал, примета есть в народе:
когда черёмуха цветёт,
холодный ветер на свободе.

Пора домой. Но в ясный вечер
нам хорошо сидеть одним.
О, эти худенькие плечи
под синим пиджаком моим!

Поди, и звёзды понимают,
что нас обоих дрожь берёт…
Но так всегда бывает в мае,
когда черёмуха цветёт.

1938


«Легко, любимая, с тобой»

В снегу закаты и леса.

И соль земли на волосах.

Твой темный локон стал седым.

Легко на лыжах молодым,

Легко, любимая, с тобой

Бежать вот, так одной тропой.

Пусть на бегу захватит дух

У звезд, у мира на виду.

Легко, любимая, с тобой.


Эльбрус и самолет

Ой, высок же ты, Эльбрус,

Синий лед!

Только выше пролетел

Самолет.

У подножья твоего -

Знают все -

Босиком ходил Умар

По росе.

Ой, высок же ты, Эльбрус,

Синий лед!

Но Умар ведет у звезд Самолет.

1936


Взглянув на карточку

Тебе покажется - дотла
Любовь сгорела, опустело имя,
И вдруг над тишиной стола
Она, забытая, глаза подымет.
И вспомнишь всё до мелочей:
Апрельский полдень, ветки над тропою,
Скамейку вспомнишь и ручей,
И небо в нём от камешков рябое,
И как влюблённые глаза
У самых глаз твоих в слезах блестели…
Но позабыты адреса,
Давно листки в блокноте пожелтели.


У моря

Знаю я, как волны с камнем спорят.
Меж сырых голубоватых скал
повстречал я девушку у моря.

- Хорошо здесь! - только и сказал.

Долго мы на берегу стояли.
Под вечер она опять пришла.
Круглобокий колыхался ялик,
на песке лежали три весла.

И легко нам было в разговоре,
слов особенных я не искал.
Смуглые, забрызганные морем,
маленькие руки целовал,

И сегодня - нет ее милее,
так же все ладонь ее тепла.
Пусть твердят, что и моря мелеют,
я не верю, чтоб любовь прошла.

1938


Наша программа подошла к концу. Второе отделение концерта Яны Иваниловой прозвучит в следующей передаче. До встречи в концертном зале!

Произведения в исполнении Яны Иваниловой можно послушать в архиве mp3


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: