Время культуры
Время культуры

меню

Анонс

воскресенье / 26 марта 19.45 - В программе "Время культуры" интервью с художником Александром Дашевским на тему «Картина после живописи»

Композитор Жорж Бизе

1098

Наша сегодняшняя передача посвящена творчеству выдающегося французского дирижера XX века Андре Клюитенса. Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с до-мажорной симфонией Жоржа Бизе.


Жорж Бизе написал свою первую симфонию в Парижской консерватории в возрасте семнадцати лет в качестве учебного задания. Сам Жорж Бизе забыл о своей первой симфонии, и о ней не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы как шедевр молодого мастера.


Наталья Кочеткова: Андре Клюитенс – дирижер. Профессия дирижера оперного и симфонического, профессия дирижера, какой мы представляем ее себе сейчас, появилась, в сущности, не так давно. Произошло это в XIX веке, когда композиторы-романтики значительно увеличили состав оркестра, ввели множество новых инструментов в поисках красочных звучностей, ярких колористических эффектов, изобразительности. Теперь оркестр мог объединять более ста исполнителей. Появилась необходимость в освобожденном руководителе. До сих пор эту функцию выполнял обычно скрипач, первая скрипка, как его называли - капельмейстер. Первыми сменили скрипку на дирижерскую палочку Берлиоз, Мендельсон и Лист. А Рихард Вагнер, постоянно эпатирующий слушателей, позволил себе кроме того повернуться лицом к исполнителям, соответственно, спиной к публике. Дирижирование стало самостоятельной профессией, а дирижер, прежде всего, интерпретатором произведений, принадлежащих другим создателям.


Имя Андре Клюитенса стоит в ряду прославленных маэстро XX века, оно причастно к именам Артура Никиша, Герберта фон Караяна, Артуро Тосканини, Курта Зандерлинга, Натана Рахлина, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Леонарда Бернстайна, других, достойных их. По происхождению бельгийца Андре Клюитенса обычно называют «французским» дирижером. По-видимому, потому что вся его деятельность связана с Францией, о чем будет рассказано ниже. Неудивительно, что к наивысшим достижениям дирижера принадлежат произведения французских авторов Гектора Берлиоза, Сезара Франка, Жоржа Бизе, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Украшением репертуара Клюитенса является Симфония Бизе, из которой вы услышите сейчас первую часть – allegro vivo.


В творческом наследии композитора, имя которого прославили оперы «Кармен» и «Искатели жемчуга», музыкально-драматическое творение «Орлезианка», Симфония в до мажоре предстает, как чудные светлое произведение. Исполняется вторая часть симфонии - adagio.

Это юношеское сочинение Жоржа Бизе, написанное им еще в годы консерваторских занятий. Однако мир услышит его не скоро, лишь в 30-е годы XX века. Услышав же, будет очарован естественностью ощущений и свежестью гармоний. Мы предлагаем вам послушать третью часть симфонии - allegro vivace.


Выдающийся балетмейстер парижской оперы Джорж Баланчин немедленно создаст на музыку ее балет. И будет это новый вид «бессюжетного» балета. Название же он сохранит родное - Симфония до мажор. Мы слушаем финал Симфонии Жоржа Бизе в исполнении Национального оркестра французского радио и телевидения, дирижер - Андрей Клюитенс.


RadioBlago: На этом выпуск программы Время культуры подошел к концу. В следующем выпуске музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с произведениями французских композиторов Гектора Берлиоза и Мориса Равеля. До встречи в концертном зале.

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: